Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интерактивные методы обучения в СПО

18.05.2018 1192 2107
Шальнева Екатерина Александровна
Шальнева Екатерина Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Все новое быстро входит в нашу жизнь, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует иного подхода к преподаванию.

Поскольку образовательный процесс немыслим без преподавателя, то он находится в постоянном поиске эффективных путей совершенствования процесса обучения.
Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

В современном технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение быстро и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение интерактивных методов обучения.

Под «интерактивными методами» понимаются методы, характеризующиеся двусторонним обменом информацией между обучаемыми и преподавателем, и способствующие более активной и творческой работе студентов, раскрывающей их потенциалы.

Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно:

Творческие задания. Примерами таких заданий могут служить: подготовка доклада, реферата, кроссворда.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. При такой форме работы полезны оценочные листы (самооценка, оценка группы).

Метод проектов - группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний.

Метод «мозгового штурма». Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться, чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.

Исследовательский метод. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.

Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа занятия и на разных этапах занятия (организационный, информационный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности обучающихся.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями и идеями. Также интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения. Использование интерактивного оборудования способствует упрощению восприятия изучаемого материала.

В современном мире при стремительном развитии и совершенствовании информационно-коммуникационных технологий, в качестве интерактивных методов обучения можно рассматривать компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы. В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием [1].

Применение в учебном процессе электронных учебно-методических и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса [2].

В числе программных средств, позволяющих автоматизировать контроль знаний студентов, находятся компьютерные обучающие среды, основная цель которых – программная поддержка учебного процесса. Современные инструментальные среды позволяют строить тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в таких программных средствах чаще всего применяется выбор правильного ответа из списка (тесты с выборочными ответами).

Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация) [2].

Мультимедийные приложения могут также использоваться для облегчения совместного обучения. Небольшие группы студентов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки общения со своими одногруппниками.

Технические средства обучения обладают большой информативностью и достоверностью, повышают наглядность обучения, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому внедрение интерактивных методов обучения позволяет передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения студентами изучаемого материала и закрепления его на практике.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков.

Применение интерактивных методов в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций студентов, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно.

 

Список используемых источников:

Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312.

Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. — Томск, 2006. — URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/

 

Оригинал работы:

Интерактивные методы обучения в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*