Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня, проблема выбора современных методик преподавания стоит перед каждым педагогом профессиональных средних учебных заведений.
Применение методики деловых игр в образовательном процессе для подготовки студентов специальности Организация обслуживания в общественном питании является важной частью всего учебного процесса.
Данная тема актуальна с нескольких сторон. С каждым годом в образовательные учреждения приходят все больше студентов, неспособных сосредотачивать свое внимание во время пары, они быстро утомляются, начинают отвлекаться, дезориентировать одногруппников, от чего страдает не только общая дисциплина в группе, но и учебный процесс. Поэтому, в первую очередь, данная техника позволяет сосредоточить внимание студентов на образовательном процессе, устремить их внимание на решение какой-либо ситуации в реальном времени. Во-вторых, стоит проблема разговорной речи студентов, многие из которых не могут грамотно сформулировать свою мысль. Поэтому деловая игра будет прекрасно вовлекать обучающихся в коммуникативную составляющую своей специальности и развивать устную речь.
По мнению А.П. Ситникова – доктора психологических наук – игра является особым методом обучения т.к. позволяет овладеть различными компонентами профессионального мастерства в ситуации, содержащей элементы условности. В процессе игры студенты овладевают искусством видеть мир глазами другого человека, принимать его позицию.
В профессиональном обучении деловые игры воспроизводят рабочие ситуации из реального мира трудоустроенных специалистов.
Началу деловой игры всегда предшествует постановка целей и задач. Студент должен понимать, для чего его необходима данная деятельность. Затем уточняются роли каждого студента в игровом процессе, обсуждаются правила, которые являются отражением фактического положения дел определенной области деятельности (в данном случае – это работа на предприятия питания). Завершающим этапов деловой игры является анализ проделанной работы и подведение итогов.
Во время применения деловых игр на уроках практического обучения и учебной практики методика состоит из следующих моментов:
Тема деловой игры;
Постановка целей;
Содержание;
Формирование игровых коллективов;
Распределение ролей;
Непосредственная деятельность;
Подведение итогов;
Рефлексия.
При выборе метода обучения преподавателю нельзя руководствоваться спонтанными желаниями. Выбор методики обучения обуславливается постановкой цели и задач, которые будут решаться на уроке. Педагогу следует делать целенаправленный выбор в пользу наилучшего игрового метода, который в полной мере раскроет образовательный процесс.
На уроках мною применяются различные разновидности деловых игр:
Имитационная игра.
Данная разновидность раскрывает деятельность организации питания. На уроках студенты имитируют обслуживание посетителей в ресторане в режиме реального времени. Во время прохождения всех этапов игры необходимо помнить о строгих правилах последовательности обслуживания: встреча, предложение меню, принятие заказа, оформление заказа, подача блюд, промежуточное обслуживание, расчет с гостями, прощание. В студенческой группе выделяется менеджер, который проводит инструктаж у официантов, выдается задания и напутствия перед обслуживанием. Те студенты, которым не досталась роль ни менеджера, ни официанта выступают в роли посетителей. В конце обслуживания преподаватель вместе со студентами обсуждают весь период обслуживания, делают выводы и дают советы.
Игра помогает вырабатывать выполнение конкретных специфических ситуаций, происходит моделирование рабочего процесса.
Исполнение ролей.
В данной игре студенты отрабатывают тактику поведения, действий, выполняют функции и обязанности конкретного лица. Данный метод включается в имитационный с добавлением элементов критического мышления путем добавления конфликтных ситуаций в процесс обслуживания. Например, недовольный гость, долгое ожидание блюда, волос в салате, выпивший посетитель, холодный кофе, шумная компания и т.д. Данные ситуации позволяют студентам быстро собраться и начать думать в критической ситуации, применяя весь запас коммуникативных способной, уверенности в себе, проявляя не конфликтность при решении подобных нестандартных ситуаций.
Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.
Метод инсценировки. «Деловой театр»
Разыгрывает какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Студент должен вжиться в определенный образ и поняв его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Например, перед студентом стоит задача: забронировать столик для гостей по телефону. В первую очередь студент составляет ряд вопросов, необходимых для выяснения необходимой информации: приветствие, на какой день, час требуется столик, сколько будет персон, фамилия гостя, который звонит, время прибытия, контактный номер, пожелания. Также необходимо всегда быть готовым к возможным вопросам: какое у вас меню, блюда какой кухни вы подаете, можно ли прийти с ребенком, есть ли парковка, есть ли кондиционер и т.д.
Второй пример, студент выполняет обязанности менеджера ресторана и перед ним стоит задача: принять заказ на банкетное мероприятие. Направив все свои теоретические знания на выполнения задачи, студент последовательно принимает заказ: дата торжества, количество участников, повод для устройства банкета, место проведения, время начала и окончания мероприятия, составление меню, расстановка столов, подача аперитива, оформление зала. Также студенту необходимо о заполнении соответствующей документации по итогам принятия заказа.
Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.
Таким образом, правильный выбор модификации деловой игры позволяет конструировать увлекательное учебное занятие, которое дает возможность, достичь поставленные дидактические цели, выполнять воспитательные и развивающие задачи, а также сформировывать необходимые знания и умения у студентов.
Список литературы
Образовательный потенциал: материалы II Международной ярмарки образовательных технологий., гл.ред. М.П. Нечаев. – Часть I – Чебоксары: Экспертно-методический центр, – 2013. – 760 с.
Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. – М.: Вентана – Граф, – 2005. – 368 с.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.