Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деловая игра как форма активного обучения студентов специальности: Организация обслуживания в общественном питании

18.05.2018 123 176
Татаркина Софья Сергеевна
Татаркина Софья Сергеевна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Сегодня, проблема выбора современных методик преподавания стоит перед каждым педагогом профессиональных средних учебных заведений.

Применение методики деловых игр в образовательном процессе для подготовки студентов специальности Организация обслуживания в общественном питании является важной частью всего учебного процесса.

Данная тема актуальна с нескольких сторон. С каждым годом в образовательные учреждения приходят все больше студентов, неспособных сосредотачивать свое внимание во время пары, они быстро утомляются, начинают отвлекаться, дезориентировать одногруппников, от чего страдает не только общая дисциплина в группе, но и учебный процесс. Поэтому, в первую очередь, данная техника позволяет сосредоточить внимание студентов на образовательном процессе, устремить их внимание на решение какой-либо ситуации в реальном времени. Во-вторых, стоит проблема разговорной речи студентов, многие из которых не могут грамотно сформулировать свою мысль. Поэтому деловая игра будет прекрасно вовлекать обучающихся в коммуникативную составляющую своей специальности и развивать устную речь.

По мнению А.П. Ситникова – доктора психологических наук – игра является особым методом обучения т.к. позволяет овладеть различными компонентами профессионального мастерства в ситуации, содержащей элементы условности. В процессе игры студенты овладевают искусством видеть мир глазами другого человека, принимать его позицию.

В профессиональном обучении деловые игры воспроизводят рабочие ситуации из реального мира трудоустроенных специалистов.

Началу деловой игры всегда предшествует постановка целей и задач. Студент должен понимать, для чего его необходима данная деятельность. Затем уточняются роли каждого студента в игровом процессе, обсуждаются правила, которые являются отражением фактического положения дел определенной области деятельности (в данном случае – это работа на предприятия питания). Завершающим этапов деловой игры является анализ проделанной работы и подведение итогов.

Во время применения деловых игр на уроках практического обучения и учебной практики методика состоит из следующих моментов:

Тема деловой игры;

Постановка целей;

Содержание;

Формирование игровых коллективов;

Распределение ролей;

Непосредственная деятельность;

Подведение итогов;

Рефлексия.

При выборе метода обучения преподавателю нельзя руководствоваться спонтанными желаниями. Выбор методики обучения обуславливается постановкой цели и задач, которые будут решаться на уроке. Педагогу следует делать целенаправленный выбор в пользу наилучшего игрового метода, который в полной мере раскроет образовательный процесс.

На уроках мною применяются различные разновидности деловых игр:

Имитационная игра.

Данная разновидность раскрывает деятельность организации питания. На уроках студенты имитируют обслуживание посетителей в ресторане в режиме реального времени. Во время прохождения всех этапов игры необходимо помнить о строгих правилах последовательности обслуживания: встреча, предложение меню, принятие заказа, оформление заказа, подача блюд, промежуточное обслуживание, расчет с гостями, прощание. В студенческой группе выделяется менеджер, который проводит инструктаж у официантов, выдается задания и напутствия перед обслуживанием. Те студенты, которым не досталась роль ни менеджера, ни официанта выступают в роли посетителей. В конце обслуживания преподаватель вместе со студентами обсуждают весь период обслуживания, делают выводы и дают советы.

Игра помогает вырабатывать выполнение конкретных специфических ситуаций, происходит моделирование рабочего процесса.

Исполнение ролей.

В данной игре студенты отрабатывают тактику поведения, действий, выполняют функции и обязанности конкретного лица. Данный метод включается в имитационный с добавлением элементов критического мышления путем добавления конфликтных ситуаций в процесс обслуживания. Например, недовольный гость, долгое ожидание блюда, волос в салате, выпивший посетитель, холодный кофе, шумная компания и т.д. Данные ситуации позволяют студентам быстро собраться и начать думать в критической ситуации, применяя весь запас коммуникативных способной, уверенности в себе, проявляя не конфликтность при решении подобных нестандартных ситуаций.

Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Метод инсценировки. «Деловой театр»

Разыгрывает какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Студент должен вжиться в определенный образ и поняв его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Например, перед студентом стоит задача: забронировать столик для гостей по телефону. В первую очередь студент составляет ряд вопросов, необходимых для выяснения необходимой информации: приветствие, на какой день, час требуется столик, сколько будет персон, фамилия гостя, который звонит, время прибытия, контактный номер, пожелания. Также необходимо всегда быть готовым к возможным вопросам: какое у вас меню, блюда какой кухни вы подаете, можно ли прийти с ребенком, есть ли парковка, есть ли кондиционер и т.д.

Второй пример, студент выполняет обязанности менеджера ресторана и перед ним стоит задача: принять заказ на банкетное мероприятие. Направив все свои теоретические знания на выполнения задачи, студент последовательно принимает заказ: дата торжества, количество участников, повод для устройства банкета, место проведения, время начала и окончания мероприятия, составление меню, расстановка столов, подача аперитива, оформление зала. Также студенту необходимо о заполнении соответствующей документации по итогам принятия заказа.

Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Таким образом, правильный выбор модификации деловой игры позволяет конструировать увлекательное учебное занятие, которое дает возможность, достичь поставленные дидактические цели, выполнять воспитательные и развивающие задачи, а также сформировывать необходимые знания и умения у студентов.

 

Список литературы

Образовательный потенциал: материалы II Международной ярмарки образовательных технологий., гл.ред. М.П. Нечаев. – Часть I – Чебоксары: Экспертно-методический центр, – 2013. – 760 с.

Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. – М.: Вентана – Граф, – 2005. – 368 с.

 

Оригинал работы:

Деловая игра как форма активного обучения студентов специальности: Организация обслуживания в общественном питании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*