Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная ориентация – как I этап социализации обучающихся

15.11.2012 827 3473
Кардакова Виктория Михайловна
Кардакова Виктория Михайловна, методист, старший мастер

Североуральский политехникум
Одним из важнейших направлений деятельности методиста образовательного учреждения является профориентационная работа с учащимися, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Социальная адаптация учащихся, подготовка их к взрослой жизни является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в образовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.


Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в образовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в образовательном учреждении.


Цель исследования: выявить роль профориентации детей подросткового возраста в образовательном учреждении в процессе социализации.


Задачи исследования:

1. Определить понятие социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в школе;

2. Обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с подростками;

3. Разработать модель профориентационной работы с подростками.


Социализация - процесс формирования социальных качеств, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.


Понятие социализации как процесса полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит её приспособление,сложилось в структурно-функциональном направлении американской школы (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и её приспособления к культурным и социологическим факторам. В последнее время все чаще социализация определяется именно как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, этот подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих его людей.


Так, процесс социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это отдельные люди и социальные образования, связанные с ней и ответственные за ее результаты. В качестве социальных образований, способствующих процессу взаимодействия личности и общества, рассматриваются институты социализации. В понятии институт социализации фиксируется, прежде всего, организационная оформленность деятельности по воспроизводству человека и соответствующих отношений. Под институтами социализации также понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которыхнаправлено на социальное становление человека, формирование егосущности.Так, важнейшим институтом раннего детства, начальным элементом социализации личности является семья. В ней закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В семье происходит формирование основных черт будущего общественного поведения индивида:старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Это - непосредственная социализация в семье, а косвенная заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам. Атмосфера в семье формирует основные черты личности: способность к согласованным действиям; умение обсуждать вопросы, несовпадающие с собственной позицией; проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом же более значимым авторитетом, играющим все более активную роль в процессе социализации подростка, подросткасравнению с родителями и другими взрослыми, становится группа (окружение) сверстников.И как институт социализации, необходимо отметить школу (как среднюю, так и высшую), хотя и ее роль в формировании личности существенно меняется.  Еще один чрезвычайно важный институт социализации - средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Их значение постоянно и довольно быстро растет, но и они также не всемогущи.


В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно выделить различные виды социализации: бытовая, нравственно-этическая, профессиональная, политическая, культурная и др. Если первых два вида социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье, то его профессиональная социализация связана, как правило, с другими социальными институтами. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе.


Целесообразно рассмотреть такие этапы на основе трудовой деятельности как ведущей. Этих этапа три:

- дотрудовой, включающий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Этот этап, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовой этап охватывает период зрелости человека. Однако его демографические границы определить трудно, так как он включает весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовой этап, наступающий в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.


На первом этапе социализации, те есть дотрудовом, по мнению многих ученых, практически завершается процесс формирования ценностей человека. В дальнейшем происходит лишь их незначительная коррекция. Серьезная же трансформация ценностей возможна в критических ситуациях, как следствие каких-либо драматических событий, при глубоком неудовлетворении потребностей человека и т.п. В связи с этим необходимо уже в школьном возрасте сформировать у учащихся ценность труда, уважительное отношение к различным видам трудовой деятельности и профессиям, мотивацию к овладению ими. Тем более что в современных социально-экономических условиях жесткой конкуренции, высокой безработицы и низкого уровня доходов населения проблема мотивации трудовой деятельности становится все актуальнее.

Кроме того, понимание значимости труда и положительного к нему отношения необходимы для развития трудовой мотивации как таковой. С сожалением приходится констатировать, что современное общество постепенно становится все более потребительским. А в связи с интенсивным развитием досуговой инфраструктуры, и общество в целом вскоре можно будет считать досуговым. В сложившихся условиях мотивация к труду снижается, молодежь стремится к разнообразным развлечениям, которые раньше были недоступны. При этом желание самостоятельно зарабатывать на свой досуг возникает лишь у незначительного количества молодых людей и еще у меньшего количества подростков. Иждивенческие тенденции тем более усиливаются, чем более остро проходит подростковый кризис. Многие родители же в такой ситуации стремятся максимально материально обеспечивать все возрастающие потребности своих детей, совершенно не способствуя развитию трудового самосознания.


Что касается понимания значимости труда в собственной жизни, необходимо добиваться того, чтобы подросток рассматривал свой жизненный путь в тесной связи с трудовой деятельностью. Важно довести до его сознания, что полная самореализация человека как личности невозможна без труда, профессионального становления и развития.


Поэтому в политехникуме необходима система профессиональной ориентации, которая должна формировать у подростков способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд. Ориентация учащихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью, связанной с развитием склонностей учащихся к труду.


Таким образом, профессиональная ориентация - это целенаправленная воспитательная и образовательная деятельность, направленная на подготовку учащихся к осуществлению сознательного, адекватного собственным способностям и интересам, а также потребностям государства профессионального выбора путем вооружения их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также формирования у них трудовой (профессиональной) направленности.


Для того, чтобы повысить эффективность профориентации в системе социализации подростков в общеобразовательных учреждениях, необходимо было изучить профессиональные намерения подростков, выявить образовательные и профессиональные потребности, определить мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение; психологические условия приобретения подростками знаний о себе, о мире профессионального труда, о профессиональной деятельности, профессионально важных качествах личности, необходимых для разных профессий.


В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 9 класса.

В соответствии с целями и задачами данного исследования планированы и осуществлены этапы профориентации в системе социализации подростков.

Первый этап включал в себя наблюдение, анкетирование, анализ школьной и внешкольной деятельности. Для выявления профессионального плана, выбора профессии и профессиональной направленности применялась анкета оптанта.

На втором этапе применялись активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения. Применялась следующая методика: методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), методика «Структура интересов» В. Хеннинга.


На третьем этапе на каждого учащегося была составлена карта первичной профконсультации.


Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил следующие проблемы:

Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах.


Так, 70% девятиклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 45% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 30% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристика своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь 15% действительно владеют этими сведениями. Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах "Человек - Человек" и "Человек – Техника" (50и 50%). Однако практически все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора значительно менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).


Вывод по профориентации в системе социализации подростков в целом профессиональные намерения подростков формируются на основе низкой личностной активности учащихся в процессах профессионального самоопределения, дефицита информации о мире профессий и о возможностях профессионального развития, а также на основе слабо развитого самосознания и неполного представления о себе в частности.

Необходимо в процессе цикла индивидуальных бесед знакомить с научными подходами к выбору профессии, чтобы направить, главным образом, на изменение познавательного компонента,  что и было сделано. После проведения мероприятий, тренингов, круглых столов, направленных на сформированность профессионального самоопределения старшеклассников были вновь использованы методики, что и в констатирующем эксперименте.


После проведения эксперимента результат сложился следующий:о сформированности профессионального самоопределения старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии говорит то, он построен с учетом интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта, а также то, что ими указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии. 


Система профессиональной ориентации должна формировать у школьниковспособность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд.


Модель профориентационной работы, разрабатывалась исходя из необходимости обеспечения выделенных компонентов трудовой социализации учащихся старших классов:

- понимание значимости труда в жизни общества и отдельного человека, положительное отношение к труду;

- потребность в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о возможностях его реализации;

- овладение основными доступными видами трудовой деятельности и необходимыми для этого знаниями.


Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной направленности, он обязательно предполагает соотнесенность с желаниями и возможностями личности. Таким образом, наличие целей, конкретных задач, оптимальный выбор средств педагогического взаимодействия и ожидаемый результат позволяют говорить о возможности перехода фрагментарности контроля и анализа профессиональной ориентации на первом этапе к ее системной организации, управлению и оценке. Реализация данного подхода к организации, управлению и оценке профессиональной ориентации на первом этапе будет иметь следствием профессиональную ориентацию и социализацию подростков, а также один из способов стимулирования экономического роста и снижения социальной напряженности в регионе.

 

Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова - Славская. М.: Мысль,2001.
  2. Абульханова-Славская К.А. Филосовско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна / К.А.Абульханова-Славская, Н.В. Брушлинский - М.: Наука, - 2009
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер- М.:Прагма – 2003
  4. Азабель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию // Психология современного подростка. СПб.,- 2007.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева // Москва: "АспектПресс" – 2004
  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович //Вопросы психологии - 2009
  7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,- 2002
  8. Просвещение, - 2009.  Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В.Сухарев // Вопр. психологии - 2009. 
  9. Кузнецов А.В. Профессиональное самоопределение в разнотипных профессиях: Авторефер. дис. канд. психол. наук / /А.В.Кузнецов. // - М., - 2000.
  10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов- на - Дону, - 2007.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев // В 2 томах - М, 2000.
  12. Программа по профессиональной ориентации, содействию трудоустройству обучающихся ГБОУ СПО СО «Североуральский политехникум» на 2012-2017 годы.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*