Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСоциальная адаптация учащихся, подготовка их к взрослой жизни является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в образовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в образовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в образовательном учреждении.
Цель
исследования: выявить роль профориентации детей подросткового возраста в
образовательном учреждении в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Определить понятие социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в школе;
2. Обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с подростками;
3. Разработать модель профориентационной работы с подростками.
Социализация - процесс формирования социальных качеств, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе взаимодействия с внешним миром. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.
Понятие социализации как
процесса полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого
происходит её приспособление,сложилось в структурно-функциональном
направлении американской школы (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы
социализация раскрывается через понятие адаптация. Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление
живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в
обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям
социальной среды. С помощью понятия адаптации социализация
рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и её
приспособления к культурным и социологическим факторам. В последнее время все чаще социализация
определяется именно как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид
усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных
связей, а с другой - в процессе социализации он активно воспроизводит систему
социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, этот
подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не
только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные
обстоятельства, на окружающих его людей.
Так, процесс социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это отдельные люди и социальные образования, связанные с ней и ответственные за ее результаты. В качестве социальных образований, способствующих процессу взаимодействия личности и общества, рассматриваются институты социализации. В понятии институт социализации фиксируется, прежде всего, организационная оформленность деятельности по воспроизводству человека и соответствующих отношений. Под институтами социализации также понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которыхнаправлено на социальное становление человека, формирование егосущности.Так, важнейшим институтом раннего детства, начальным элементом социализации личности является семья. В ней закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В семье происходит формирование основных черт будущего общественного поведения индивида:старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Это - непосредственная социализация в семье, а косвенная заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам. Атмосфера в семье формирует основные черты личности: способность к согласованным действиям; умение обсуждать вопросы, несовпадающие с собственной позицией; проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом же более значимым авторитетом, играющим все более активную роль в процессе социализации подростка, подросткасравнению с родителями и другими взрослыми, становится группа (окружение) сверстников.И как институт социализации, необходимо отметить школу (как среднюю, так и высшую), хотя и ее роль в формировании личности существенно меняется. Еще один чрезвычайно важный институт социализации - средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Их значение постоянно и довольно быстро растет, но и они также не всемогущи.
В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно выделить различные виды социализации: бытовая, нравственно-этическая, профессиональная, политическая, культурная и др. Если первых два вида социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье, то его профессиональная социализация связана, как правило, с другими социальными институтами. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе.
Целесообразно рассмотреть такие этапы на основе трудовой деятельности как ведущей. Этих этапа три:
- дотрудовой, включающий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Этот этап, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовой этап охватывает период зрелости человека. Однако его демографические границы определить трудно, так как он включает весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовой этап, наступающий в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
На первом этапе социализации, те есть дотрудовом, по мнению многих ученых, практически завершается процесс формирования ценностей человека. В дальнейшем происходит лишь их незначительная коррекция. Серьезная же трансформация ценностей возможна в критических ситуациях, как следствие каких-либо драматических событий, при глубоком неудовлетворении потребностей человека и т.п. В связи с этим необходимо уже в школьном возрасте сформировать у учащихся ценность труда, уважительное отношение к различным видам трудовой деятельности и профессиям, мотивацию к овладению ими. Тем более что в современных социально-экономических условиях жесткой конкуренции, высокой безработицы и низкого уровня доходов населения проблема мотивации трудовой деятельности становится все актуальнее.
Кроме того, понимание значимости труда и положительного к нему отношения необходимы для развития трудовой мотивации как таковой. С сожалением приходится констатировать, что современное общество постепенно становится все более потребительским. А в связи с интенсивным развитием досуговой инфраструктуры, и общество в целом вскоре можно будет считать досуговым. В сложившихся условиях мотивация к труду снижается, молодежь стремится к разнообразным развлечениям, которые раньше были недоступны. При этом желание самостоятельно зарабатывать на свой досуг возникает лишь у незначительного количества молодых людей и еще у меньшего количества подростков. Иждивенческие тенденции тем более усиливаются, чем более остро проходит подростковый кризис. Многие родители же в такой ситуации стремятся максимально материально обеспечивать все возрастающие потребности своих детей, совершенно не способствуя развитию трудового самосознания.
Что касается понимания значимости труда в собственной жизни, необходимо добиваться того, чтобы подросток рассматривал свой жизненный путь в тесной связи с трудовой деятельностью. Важно довести до его сознания, что полная самореализация человека как личности невозможна без труда, профессионального становления и развития.
Поэтому в политехникуме необходима система профессиональной ориентации, которая должна формировать у подростков способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования потребностей и умений включаться в общественно производительный труд. Ориентация учащихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должны являться неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его практической деятельностью, связанной с развитием склонностей учащихся к труду.
Таким образом,
профессиональная ориентация - это целенаправленная воспитательная и
образовательная деятельность, направленная на подготовку учащихся к
осуществлению сознательного, адекватного собственным способностям и интересам,
а также потребностям государства профессионального выбора путем вооружения их
необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также формирования у
них трудовой (профессиональной) направленности.
Для того, чтобы повысить эффективность профориентации в системе социализации подростков в общеобразовательных учреждениях, необходимо было изучить профессиональные намерения подростков, выявить образовательные и профессиональные потребности, определить мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение; психологические условия приобретения подростками знаний о себе, о мире профессионального труда, о профессиональной деятельности, профессионально важных качествах личности, необходимых для разных профессий.
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 9 класса.
В соответствии с целями и задачами данного исследования планированы и осуществлены этапы профориентации в системе социализации подростков.
Первый этап включал в себя наблюдение, анкетирование, анализ школьной и внешкольной деятельности. Для выявления профессионального плана, выбора профессии и профессиональной направленности применялась анкета оптанта.
На втором этапе применялись активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения. Применялась следующая методика: методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), методика «Структура интересов» В. Хеннинга.
На третьем этапе на каждого учащегося была
составлена карта первичной профконсультации.
Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил следующие проблемы:
Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах.
Так, 70%
девятиклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения
профессионального образования, хотя реально лишь 45% из них имеют достаточный
уровень информированности по этому вопросу. Среди 30% учащихся, полагающих, что
обладают достаточными сведениями об основных характеристика своей будущей
профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь 15% действительно
владеют этими сведениями. Профессиональные намерения подростков формируются на
основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального
выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (50%), причем профессиональные
интересы учащихся расположены преимущественно в сферах "Человек -
Человек" и "Человек – Техника" (50и 50%). Однако практически все
подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной
профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы
профессионального выбора значительно менее выражены, хотя и более осознаны
(возможность общения, материальная выгода).
Вывод по профориентации в системе социализации подростков в целом профессиональные намерения подростков формируются на основе низкой личностной активности учащихся в процессах профессионального самоопределения, дефицита информации о мире профессий и о возможностях профессионального развития, а также на основе слабо развитого самосознания и неполного представления о себе в частности.
Необходимо в
процессе цикла индивидуальных бесед знакомить с научными подходами к выбору
профессии, чтобы направить, главным образом, на изменение познавательного
компонента, что и было сделано. После
проведения мероприятий, тренингов, круглых столов, направленных на сформированность профессионального
самоопределения старшеклассников были вновь использованы методики, что и
в констатирующем эксперименте.
После
проведения эксперимента результат сложился следующий:о сформированности
профессионального самоопределения старшеклассников говорит не просто выбор
определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в
правильности выбора. Об осознанности выбора профессии говорит то, он построен с
учетом интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта, а также то,
что ими указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.
Система профессиональной
ориентации должна формировать у школьниковспособность выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам
рынка труда. Особо значимой при этом является проблема приобретения учащимися
адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных
возможностях, оптимальном развитии профессионально важных качеств, формирования
потребностей и умений включаться в общественно производительный труд.
Модель профориентационной работы, разрабатывалась исходя из необходимости обеспечения выделенных компонентов трудовой социализации учащихся старших классов:
- понимание значимости труда в жизни общества и отдельного человека, положительное отношение к труду;
- потребность в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о возможностях его реализации;
- овладение основными доступными видами трудовой деятельности и необходимыми для этого знаниями.
Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной направленности, он обязательно предполагает соотнесенность с желаниями и возможностями личности. Таким образом, наличие целей, конкретных задач, оптимальный выбор средств педагогического взаимодействия и ожидаемый результат позволяют говорить о возможности перехода фрагментарности контроля и анализа профессиональной ориентации на первом этапе к ее системной организации, управлению и оценке. Реализация данного подхода к организации, управлению и оценке профессиональной ориентации на первом этапе будет иметь следствием профессиональную ориентацию и социализацию подростков, а также один из способов стимулирования экономического роста и снижения социальной напряженности в регионе.
Список использованных
источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.