Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль преподавателя в обеспечении эффективности учебного занятия

17.05.2011 1594 5634
Евсютина В.И., заместитель директора

Томский государственный педагогический колледж в г. Колпашево
Одним из ведущих факторов, влияющих на результативность учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, является не только желание администрации и её обоснованная управленческая деятельность, не только творчество новаторов-одиночек, а педагогически грамотная, слаженная и целенаправленная работа преподавательского коллектива, каждый член которого осознает свое профессиональное мастерство и, как следствие, свой профессиональный долг. Главный профессиональный долг преподавателя колледжа – подготовить такого выпускника, такого молодого специалиста который умеет:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях

- самостоятельно приобретать необходимые ему знания и применять их на практике для решения разнообразных задач

- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения

- генерировать новые идеи, творчески, креативно и критически мыслить

- активно действовать, быть способным на поступок и ответственным за него

- объективно оценивать себя в развивающемся мире в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации

- ориентироваться на общечеловеческие ценности

- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях


Перечисленные выше качества личности выпускника не формируются сами собой. Преподавателям необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые студенты осознавали бы необходимость воспитания их у себя.


В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в учебном заведении была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол или такое образовательное пространство? Что взять за его основу?


Сегодня преподаватель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Создать такое пространство учебной деятельности должен каждый преподаватель при активном участии своих учеников.


Специфичность педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение). Процесс учения – это деятельность обучаемых, у которых есть свои мотивы, свои цели и свои средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с результатами, ожидаемыми педагогами. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает преподаватель. Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке педагог, и нормой деятельности каждого конкретного обучаемого. За счет чего возможно преодоление этого противоречия?


Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У преподавателей выбора нет, им надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование данной профессии. И движение по этим дорогам познания приводит к мысли о том, что преподавателю необходимы управленческие знания.


Вернемся в студенческие годы большинства преподавателей. Насколько известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления, а вместе с тем каждому преподавателю необходимы управленческие знания. Ведь кто как не преподаватель согласно своим функциям является управленцем. Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.


Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности студента, его суть – поэтапное вхождение студента в познавательную деятельность.


Чем же необходимо управлять для достижения эффективности занятия? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, преподаватель должен эффективно управлять: целеполаганием обучаемых, мотивацией и стимулированием их деятельности, формированием умений, общих и профессиональных компетенций, созданием обратных связей «преподаватель» - «студент», созданием проблемных ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.


Для профессионально работающего преподавателя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.


Для педагога в связи со спецификой объекта и предмета его труда личностно-деловые качества педагога сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность. Понимание преподавателем цели, смысла, предназначения своего труда, его самоценность сказываются не только на собственном профессиональном самоопределении и становлении, но и на культуре, ценностных ориентациях, нравственных нормах, потребностях и способностях той личности, которую он воспитывает.


В современной литературе, посвященной анализу качеств, наиболее значимых в учительском труде, исследователи по разным основаниям выделяют следующие:

Преподаватель

должен знать

Преподаватель

должен уметь

Личностные качества

преподавателя

- Законы, регламентирующие деятельность педагога.

- Современные направления развития образования.

- Новые педагогические концепции и технологии.

- Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения.

- Приемы мотивации учебной деятельности обучающихся.

- Возрастную психологию.

- Способы самодиагностики.

- Методику преподавания.

- Содержание своего предмета.

- Доступно излагать материал.

- Объективно оценивать знания обучающихся.

- Формировать знания, умения и навыки.

- Критически оценивать свое воздействие на ученика.

- Создавать на уроке атмосферу сотрудничества.

- Грамотно и четко излагать свои мысли и требования.

- Вызывать интерес к изучаемой дисциплине.

- Управлять своими эмоциями.

- Организовать самообразование обучаемых.

- Креативно мыслить.

- Организаторские способности и активность.

- Тактичность и корректность по отношению к студенту.

- Общая эрудиция.

- Общительность.

- Любовь к детям.

- Дисциплинированность.

- Терпение и терпимость.

- Чувство юмора.

- Доброжелательность.

- Справедливость.

- Личное обаяние.

- Коммуникабельность.

 

Результативность труда педагога, как считают многие, зависит от личности преподавателя, от его личностных качеств. Личность преподавателя – главный фактор формирования у студентов определенного отношения к учебной дисциплине, к учебе, познавательной деятельности вообще. Практика показывает, что увлечения обучаемых определяются тем, какой преподаватель преподает дисциплину.


Какого же преподавателя хотят видеть наши студенты на занятиях? С целью получения ответа на данный вопрос было проведено анкетирование обучающихся. В анкетах студенты должны были определить пять наиболее значимых качеств педагога и расположить их в порядке убывания значимости того или иного качества. Анализ результатов анкетирования показал, что из знаний, которыми должен владеть преподаватель, студенты выделили следующие: содержание своего предмета (76 %), методику преподавания (85 %), способы, методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения (62 %), современные направления развития образования (65 %).


По мнению студентов, преподаватель должен уметь: доступно излагать материал, свои мысли и требования (86 %), объективно оценивать знания студентов (88 %), эффективно формировать знания, умения и навыки (68 %), создавать на уроке атмосферу сотрудничества (65 %), вызывать интерес к изучаемой дисциплине (56 %).


Из личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель студенты отметили: организаторские способности и активность (82 %), справедливость (79 %), тактичность и корректность по отношению к студенту (62 %), чувство юмора (50 %).


В настоящее время происходят существенные изменения в преподавательской деятельности: меняются место и роль преподавателя в учебном процессе, его основные функции. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного. Центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс. В связи с этим на первый план выходят новые методы обучения, новые подходы к организации и проведению семинарских и лекционных занятий, а также самостоятельной работы.


Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный процесс, добиться включения студентов в работу на всех этапах деятельности, вызвать у них потребность трудиться, трудом добывать знания самостоятельно или под руководством преподавателя.


Когда педагог проектирует учебное занятие, нацеливаясь на его конечный результат, необходимо помнить, что эффективность любого учебного занятия определяется не только тем, что педагог пытается передать воспитанникам, а тем, что из всего «предложенного» было ими «взято». Хорошо проведено занятие: студент на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным. Плохо проведено занятие: студент уходит с занятия униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.


Любому преподавателю хочется стать значимой фигурой если не во всем учебном заведении, то, по крайней мере, в группе. Значимый преподаватель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Об этом много говорится – о личной ответственности, о самостоятельности, о педагогическом творчестве – о субъективности учителя в целом.


Результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов» выявили следующие критерии успешности педагога в учебно-воспитательной деятельности и, соответственно, критерии высокой эффективности проводимых занятий:

  1. Чтобы на уроке у педагога было интересно, в меру весело, занимательно, педагог предлагает обучающимся задания с долей неожиданности, оригинальности, с использованием проблемных ситуаций, с отсылкой к выдающимся проявлениям человеческих достижений, подвигов, свершений, поступков, блестящих открытий и достижений науки.
  2. Педагог умеет естественно и не отягощающее переключать виды деятельности на уроке, активизировать внимание, использует разнообразные формы общения учащихся.
  3. Имеет широкий круг общения и интересов, старается увлечь своими интересами детей, с интересом относится к спорту, политике, литературе и искусству
  4. Умеет и способен прийти на помощь ученикам в случае форс-мажора.
  5. Любит и понимает шутку, умеет снимать негативное напряжение и никогда не отыгрывается на детях, не иронизирует по поводу неудач, всегда находит доброе слово и терпеливо ждет и способствует успеху детей, на уроке создает атмосферу заинтересованности и комфортности для каждого ученика, ситуацию успеха.
  6. Знает личностные особенности учащихся, их интересы и возможности, использует личностный и разноуровневый подходы в процессе обучения, вовлекает в работу всех обучаемых на доступном для них уровне, подбадривает и поощряет средних, помогает слабым, пестует и холит таланты.
  7. Отказывается от наказания отметкой в случае невыполнения домашних заданий, ищет способы восполнения упущенного через организацию специальных классных заданий, индивидуальное взаимодействие с учеником.
  8. Контроль за деятельностью учащихся осуществляет с учетом личного роста каждого ученика, а не в сравнении с достижениями других.
  9. Часто использует активные методы: игры, тренинги, решение ситуаций и др., а также новые информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, в учебное занятие включает разнообразные задания (моделирование, конструирование, исследование, поиск и т.п.), поощряет стремление учащихся находить свой способ работы, анализировать разные способы, отбирать наиболее рациональные
  10. Занимает по отношению к детям не преподавательскую, а педагогическую позицию, испытывает потребность и желание расширять диапазон взаимодействия и разнообразного познавательно-творческого общения с учениками и их родителями, в интересах, а не против детей.
  11. Осваивает новые методики исходя не из моды, а из собственных авторских предпочтений, постоянно учитывая при этом интересы учащихся.
  12. Не жалея себя, сил и времени для работы с детьми в качестве классного руководителя, всегда независимо от настроения и состояния, терпелив, ласков, добр и внимателен по отношению к детям.
  13. Готовится к каждому уроку, стараясь быть и полезным, и интересным, и оригинальным, и в то же время, стараясь использовать время на уроке и вне его для привития устойчивого интереса и уважения к науке вообще и к предмету в частности.
  14. Развивает веру в успех, считает ошибки нормальным явлением, признает и видит достижения каждого.
Анкетирование студентов филиала показало, что мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*