Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технологии критического мышления на лекционном занятии

07.05.2018 475 819
Морозова Елена Юрьевна
Морозова Елена Юрьевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Одной из главных задач преподавателя является создание для обучающихся условий, способствующих активному усвоению знаний и успешному овладению умений учиться в творческом режиме. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на реализацию потенциальных возможностей человека. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека [1].

В практике обучения установлена конкретная зависимость: если студентов ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе решения предложенных проблем у обучающихся развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность, обладающую высоким уровнем развития интеллекта, инициативности, самостоятельности, критичности [2].

«Технология изготовления лекарственных форм» – это одна из основных дисциплин, изучаемых в ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж» на отделении «Фармация». Занятия по дисциплине требуют от студентов и преподавателя максимальной концентрации внимания, логического мышления, умения овладевать знаниями в процессе поисковой деятельности, опираясь при этом на свои мышление и воображение.

В качестве главного средства технологии критического мышления используется проблемно-развивающее обучение, которое строится на основе формирования воспитательных отношений по принципу профессиональной целесообразности. При этом обеспечивается подготовка студентов с учётом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний, умений [3].

Мотивация лекционного занятия по теме «Государственное нормирование качества лекарственных средств» направлена на формирование профессиональной ответственности в связи с тем, что фармацевтический продукт – это особый предмет потребления, так как:

лекарственные препараты предназначены для приёма больным человеком, организм которого, как правило, находится в состоянии с резко ослабленными защитными функциями;

качество этого продукта потребления сам потребитель оценить не может.

Эти особенности заставляют предъявлять чрезвычайно серьёзные и строгие требования к качеству лекарственных препаратов. Для будущего компетентного профессионала, а именно фармацевта, необходимо знать, что качество фармацевтического продукта – это качество лечения, а это самое главное в вопросах здравоохранения.

Целью занятия является – изучение основных направлений государственной регламентации качества лекарственных препаратов на отечественном фармацевтическом рынке.

Суть проблемного изложения учебного материала по данной теме заключается в том, что перед студентами ставится задача в виде двух проблемных вопросов:

1. Какова роль государства и каковы пределы его полномочий в регламентации фармацевтической деятельности?

2. Какова роль фармацевта в лекарственном обеспечении и в чём заключается главная цель его работы?

Поставленные вопросы вызывают у студентов познавательное затруднение, преодоление которого становится мотивом творческого мышления. Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения студентами новых знаний [4].

Студенты должны научиться применять раннее усвоенные знания, умения и навыки в новых ситуациях, поэтому при изложении лекционного материала учитывается развитие интереса к дисциплине через раскрытие межпредметных связей. По данной теме прослеживается связь с такими предметами и дисциплинами, как:

дисциплина «Латинский язык» по разделам: «Лексика» и «Орфография»;

междисциплинарный курс МДК.01.01 «Лекарствоведение» по разделу «Нормирование организации работы в аптеке» профессионального модуля ПМ.01. «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»;

дисциплина «Фармакология» по разделу: «Общая рецептура»;

дисциплина «Фармацевтическая химия» по разделу «Внутриаптечный контроль».

Показ межпредметных связей помогает студентам увидеть практическую значимость предмета для их будущей профессии [5].

Приоритетным приёмом обучения, активизирующим творческую и мыслительную деятельность студентов является использование рабочей тетради. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебным материалом. Это отличный помощник для студентов. Рабочая тетрадь освобождает от рутинной работы по конспектированию, изображению многочисленных схем, таблиц. Использование рабочей тетради значительно облегчает работу преподавателя и позволяет экономить время и выполнять на занятии больший объем работы, а также при этом повышает качество знаний и результат обучения. А это обусловлено структурой рабочей тетради, которая содержит: тему лекции, план изучения данной темы, задачи, в виде проблемных вопросов, таблицы и схемы, которые необходимо заполнять во время лекции, объяснение значков меток («+» новая информация; «-» информация, которая идёт вразрез с Вашими представлениями; «?» что осталось непонятным и требует дополнительных сведений; «V» информация, известная информация). На семинарско-практическом занятии проводится анализ степени знаний и подготовленности каждого студента по данной теме.

Также большой эффект в обучении даёт наглядность. Приёмы наглядности предусматривают опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. К.Д. Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти [2].

Всё более широко в процессе преподавания используются технические средства обучения. Технические средства обучения обладают массой достоинств. И одно из таких достоинств в том, что они всегда вызывают интерес у студентов. Мультимедийная система позволяет демонстрировать презентацию, в которой представлены текстовые фрагменты, таблицы, схемы, рисунки и видео материалы. Материал, используемый для презентации, во многом способствует усвоению содержания темы. Используемые компьютерные технологии на лекции позволяют сложную тему данной лекции, содержащей большое количество определений, нормативно-технической документации, перевести в формат доступной и интересной.

Важнейшим компонентом учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетенции является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество.

Поэтому на лекции обеспечивается продвижение такого принципа дидактики, как прочность, осознанность и действенность знаний, которые обеспечивают творческое отношение к учебно-воспитательному процессу, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемых [6]. Во время лекции студентам постоянно задаются вопросы по материалу уже, изученному ими на других дисциплинах. После изучения каждого пункта плана занятия подводится итог одним из студентов. Это активизирует совместную деятельность аудитории.

На последнем этапе изучения темы используется метод рефлексии. Рефлексию следует рассматривать как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу его сознания. При совместном решении творческой задачи возникает специфическая ситуация, принципиально отличная от индивидуального поиска, поэтому в конце занятия студентам предлагается разгадать кроссворд, который содержит два ключевых слова – государство и нормирование. Работа над кроссвордом приводит к появлению третьего ключевого слова – фармацевт. В результате получается логическая цепочка: государство – нормирование – фармацевт! В этом незатейливом приёме возникают ответы на поставленные в начале занятия проблемные вопросы.

На российском фармацевтическом рынке вслед за ужесточением требований к качеству лекарственных средств, ужесточаются и требования к специалистам, занятым в производстве, продвижении и продаже лекарственных средств. Иными словами, фармацевтической индустрии требуются компетентные профессионалы.

Только учебный процесс, построенный на основе активных методов обучения, способен обеспечить готовность выпускника к совершенствованию своего профессионализма, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

 

Используемая литература:

1. «Среднее профессиональное образование»/журнал/статья «Инновационные образовательные технологии в системе СПО на современном этапе», авторы: В.Ю. Переверзев, С.Н. Фомин, Н.Д. Макаров/М.: 2003 - №8

2. «Педагогика»/Справочное пособие/М.Б.Кановская/М.: АСТ,2009 - 64с.

3. «Педагогика»/Экспресс справочник для студентов вузов/Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин/М.: ИКЦ «МарТ», 2003 - 256с.

4. Педагогика © 2010 All Rights Reserved.

5. «СПЕЦИАЛИСТ»/журнал/статья «Формирование познавательного интереса», авторы: Т.Н. Наумова, Л.Г. Шаныгина/М.:2004 - №1

6. «Психология и Педагогика»/Учебное пособие/В.А. Петерс/М.:ТК Велба, Изд-во Проспект,2004 - 304с.

 

Оригинал работы:

Использование технологии критического мышления на лекционном занятии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*