Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стили общения и поведения

23.04.2018 173 260
Шварева Татьяна Николаевна
Шварева Татьяна Николаевна, преподаватель

Ефименко Виктория Витальевна
Ефименко Виктория Витальевна, студентка

Мезенский педагогический колледж

Люди каждый день взаимодействуют друг с другом с помощью общения. Современное общество просто не может обойтись без общения, и это нормально, так как сам человек – существо социальное и без коммуникации, взаимодействия с другим человеком он просто не сможет. Каждый человек индивидуален, но он обязательно должен суметь подстроиться под разные ситуации. Это позволяет человеку найти работу, используя деловой стиль общения, партнера, а так же поехать в путешествие. Манера общения и поведения человека имеет свойство меняться всю его сознательную жизнь. Они способны меняться, дополняться другими приемами, а какой-либо один из видов может быть утрачен. Факторы и причины бывают самыми разными. Цель одна: достичь результата. При помощи общения человек способен достичь многого, нужно лишь правильно подобрать стиль общения и поведения.

Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов. С точки зрения психологии стили общения делятся на три вида:

императивный (авторитарный) – стиль, требующий безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому его еще называют жестким или манипулятивным стилем.

Человек, использующий такой стиль общения, способен подчинять других людей своей власти в категоричной форме, оказывает психологическое давление, тем самым сам же отчуждается от других. Характерна эмоциональная холодность. Этот стиль способствует достижению поставленных задач через напряжение и неуверенности в самом себе.

демократический стиль – стиль, который обеспечивает коммуникантам активную позицию, то есть ставит их в отношения сотрудничества при решении поставленных задач.

При этом дисциплинированное поведение выступает в качестве средства, обеспечивающее успешную работу. Таким образом, формируются позиции дружественного взаимопонимания, вызывая положительные эмоции, уверенность в себе через понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха.

либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль – это стиль непрофессионала, не перегружает общающихся людей эмоционально и не дает позитивных условий для развития личности.

Наиболее выраженно каждый из перечисленных стилей общения появляется в конфликтных ситуациях, которые происходят между людьми в процессе коммуникации.

Принято выделять пять основных стилей: уклонение, противоборство, уступчивость, сотрудничество, компромисс. Разберем их подробнее.

Уклонение (избегание, уход) характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания свое позиции, уклоняется от спора. Такой стиль предполагает уход от ответственности за решения.

Данная форма поведения позволяет человеку без ущерба для своих интересов выйти из конфликтного взаимодействия, но при этом сам конфликт не разрешается. Таким образом, человек избегает ответственности, не вникает глубоко в проблему, находясь как бы в тени.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления, использование зависимости других участников от него. При этом стиле человек воспринимает ситуацию как крайне значимую для него, как вопрос победы или поражения, что и предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участниками конфликта в случае их сопротивления. Особенностью данного стиля поведения состоит в том, что оппонентов заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. В такой ситуации также не происходит разрешения конфликта.

Уступчивость (приспособление). При этом стиле действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Важно отметить заинтересованность человека в сохранении хороших отношений с другим человеком или группой. Разрешения конфликта также не происходит.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, которое удовлетворяло бы всех участников взаимодействия, но при этом не забывает и свои интересы. Данный стиль предполагает открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения. Естественно это требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. Стиль сотрудничества, устраняя причины конфликта, реализует его разрешение полностью.

Компромисс направляет участников на поиск решения за счет взаимных уступок на выработку промежуточного решения, которое устраивает обе стороны (т.е. никто не выигрывает, но и не теряет). Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большего резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Компромисс приносит лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.

Вывод один: без взаимодействия людей друг с другом современное общество просто не может обойтись. Следовательно, процесс коммуникации (общения) просто необходим в различных жизненных конфликтных ситуациях, самое главное только правильно подобрать стиль общения и поведения, который наиболее приемлем в той или иной ситуации.

 

Ссылки на источники:

https://studfiles.net/preview/4238641/page:15/

https://businessman.ru/new-stil-obshheniya-avtoritarnyj-delovoj-pedagogicheskij.html

 

Оригинал работы:

Стили общения и поведения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*