Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экологические аспекты в научно-исследовательской деятельности обучающихся техникума

27.10.2012 1321 3556
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель

Мариинский политехнический техникум
В государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Мариинский лесотехнический техникум» привлечение обучающихся к экологическим проблемам решают через цикл научно-исследовательских, проектных работ культурно-образовательной, производственной тематики, что создает условия для развития личности в образовательном процессе.

Процесс приобщения обучающихся к научно-исследовательской деятельности начинается с первой учебной недели в техникуме  и находит свое завершение в экспериментально-исследовательской работе – защита дипломного проекта по специальности. Проектная деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью.


В результате индивидуальной или коллективной деятельности каждый обучающийся получает возможность с первого курса собирать “Портфель достижений”, который служит способом реализации его успехов и творческого потенциала.


Содержание “Портфеля” – предложенные идеи решения конструктивных задач, изобретения, исследовательские работы, практико-ориентированные проекты, проекты по предметно-содержательной области, электронные учебные пособия, а также оценка, например, проектов по уровням, соответствию проверяемым компетенциям, дипломы, грамоты, сертификаты.


К основным критериям оценки проектов относятся актуальность заявленной в исследовании проблемы, инновационность и оригинальность предложенных идей, практическое значение и возможность применения.


Важные направления в научно-исследовательской деятельности обучающихся техникума: сохранение культурного наследия города; экология и влияние на окружающую среду; защита окружающей среды в деревообработке; утилизация отходов деревообрабатывающих предприятий; изучение промышленной пользы леса, рационального использования древесины, проблемы сохранения природных ресурсов.


Цели проектной деятельности: возможность привлечь внимание обучающихся  к социально значимым проблемам города, региона, страны в целом и совместно разработать способы их решения, а также способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.


Несомненно, для достижения этих целей обучающийся нуждается в активной поддержке научного руководителя. Преподаватель может не только подсказать, как правильно сформулировать тему проекта, цель и задачи, порекомендовать необходимую литературу, но и помочь обучающемуся  поверить в успех, вдохновить на плодотворнуюнаучную деятельность. Руководитель не должен быть «сверхспециалистом» во всем, он должен собрать вокруг проекта команду мечты. Эффект работы слаженного коллектива намного больше, чем результаты работы отдельно взятых, пусть и очень эффективных обучающихся.


При организации научно-исследовательской деятельности обучающихся необходимо:

во-первых, создание возможности обучающемуся участвовать в ней в качестве одного из её субъектов;

во-вторых, эта деятельность, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач;

в-третьих, деятельность, в которую включается обучающийся, должна восприниматься им как социально значимая, деятельность по повышению качества жизни [1].  


Проектная деятельность обучающихся, направленная на сохранение культурного наследия города является нравственным ориентиром для молодого поколения, формирования их жизненной позиции. Прекрасные старинные постройки, деревянные сооружения, архитектурные ансамбли изучается обучающимися техникума. Одно из направлений работы - как сохранить, все это достояние, выполненное из древесины. Так формируется проектная деятельность обучающихся, одно из направлений которой защитная обработка деревянных сооружений города.

 



Выполнение творческого проекта «Инновационная  деятельность студентов техникума в контексте сохранения культурного наследия города» обучающимися  Дутовой О. и Торгунаковым С. началось на втором курсе. В течение трех лет велось исследование, собирался материал, где были предложены реальные мероприятия по сохранению культурного наследия города.


Систематизация всех исследовательских материалов, научных публикаций позволила обучающимся выполнить дипломные проекты на темы «Сравнительный анализ инновационных подходов к сохранению памятников деревянного зодчества г. Мариинска» (Дутова О.), «Проекторганизации мероприятий с целью повышения срока эксплуатации исторических памятников деревянного зодчества г.Мариинска» (Торгунаков С.), которые отмечены государственной аттестационной комиссией, администрацией города, как проекты на реальной основе, имеющие возможность внедрения, отличающиеся глубоким изучением экологических вопросов.


Проекты содержали основные признаки научной работы: новизна темы; объект исследования - памятники деревянного зодчества, требующие защитную обработку; цель исследования: определить теоретические основания, разработать и экспериментально проверить результативность мероприятий, инновационных подходов; предмет исследования: инновационные подходы к сохранению памятников деревянного зодчества; задачи исследования.


От проектной деятельности, обучающиеся должны получать импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать, исследовать и творить.


Выпускник техникума 2012 г. Кейль А.С. выполнил дипломный проект на тему «Сравнительный анализ инновационных подходов к сохранению памятников деревянного зодчества г.Мариинска», где представил дерево как экологичный строительный материал, который использован для деревянных построек, сооружений, являющихся объектами культурного наследия местного, регионального значения, памятниками архитектуры, истории имеющих категорию охраны, несущих духовную, эстетическую ценность. В проекте предложены с целью сохранения культурного наследия родного города мероприятия по защитной обработке зданий, сооружений с целью повышения их огнестойкости, при этом подобраны защитные средства, не влияющие на окружающую среду.


Исследование было начато на втором курсе как исследовательская работа на тему «Историческое наследие г. Мариинска в контексте системы охранных мероприятий», далее расширено как «Роль выпускников Мариинского лесотехнического техникума в сохранении природных ресурсов г.Мариинска», «Инновационный подход по улучшению состояния городского сада г.Мариинска», «Организационные мероприятия и инновационный подход по улучшению состояния городского сада г.Мариинска».


Результаты проектной деятельности представлялись на научно-практических конференциях, конкурсах, выставках разного уровня, фестивалях.



Самым ценным в ходе исследовательской деятельности обучающихся, безусловно, было умение подходить к решению научной, производственной или жизненной проблемы, новых профессиональных задач с творческой, исследовательской позиции, практическая значимость и возможность  реального применения разработанной  идеи. Объекты культурного наследия наряду с памятниками природы являются важнейшей составной экологии человека, формирующей благоприятную среду его обитания.


Развитие навыков научного исследования ориентируется на формирование инновационно активных обучающихся, способствует выполнению курсовых и дипломных проектов, качественной защите их на месте будущей работы [2].    

Обучающаяся 4 курса Дубинина Н. с первого курса активно занимается краеведческой деятельностью. Ею выполнены исследовательские работы:  «Я горжусь своим прадедушкой!», «Не разлюблю тебя, моя деревня».

Одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности - общественно-полезная деятельность. Многообразные виды хозяйственной деятельности человека, как правило, тесно переплетаются между собой на конкретной территории, создавая различающиеся по сложности и остроте экологические ситуации.




На втором курсе обучающаяся приступила к работе над темой «Экологические проблемы г. Мариинска», на четвертом курсе выполнила практико-ориентированный проект «Изменение окружающей среды под влиянием экологических факторов и ситуаций в г. Мариинске». В перспективе материал подготовлен для дипломного проекта – рабочее название «Проекторганизации мероприятий с целью сохранения качества окружающей среды под влиянием экологических факторов и ситуаций в г. Мариинске», защита которого состоится в 2013г.


Каждый, найдя интересную и волнующую его тему (проблему), совершенствует свою работу о ней в течение всего обучения в техникуме. Но это не забывая и о других интересных материалах, таким образом, есть обучающихся, у которых кроме основного проекта, есть и другие интересные темы.


Анализ научно-исследовательских работ обучающихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований в различных видах проектов.


Таким образом, происходит приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, создаются условия для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, расширения теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста. Воспитание потребности и умения постоянного совершенствования своих знаний на основе лучших образцов деревянногозодчества. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное!


Конечно,  организация научно-исследовательской деятельности имеет множество проблем, связанных с привлечением обучающихся, поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств.


Но результат, достигаемый в процессе данной деятельности, реально подтверждается наполненным «Портфелем достижений». А также развитием интеллектуальной и творческой личности, профессионально ориентированной в жизни, активно владеющей общими и профессиональными компетенциями, умеющей ставить определенные цели и достигать их [3]. 


Создание условий для научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их профессиональные, жизненные цели.

 

Литература

1. Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области [Текст]: Творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. /Л.И.  Соловьев //– Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. –184 с.: ил.

2. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Т.А. Жукова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв.ред. Н.Э. Касаткина. – Кемерово:  ГОУ «КРИРПО», 2011. – 184с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 250401 Технология деревообработки. – М.: 2010. – 52с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*