Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа с медицинскими терминами как средство повышения профессиональной и речевой грамотности студентов

13.04.2018 695 1145
Болотова Татьяна Михайловна
Болотова Татьяна Михайловна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметное сокровища человеческой мысли и опыта.

М. Шолохов.

Для изучения программы учебной дисциплины «Русский язык» определено много целей. Вот некоторые из них:

- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций ( языковой, коммуникативной, культуроведческой),

- стилистически верное использование языковых единиц в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях,

-.дальнейшее развитие способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.

Исходя из этих целей, была разработана система работы со словом с учетом специфики нашего учебного заведения. Словарная работа должна вестись на каждом занятии для формирования у студентов основы культуры устной и письменной речи. Целенаправленное изучение медицинских терминов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, высказываний, позволяющих формировать следующие языковые нормы:

  1. орфографические,
  2. орфоэпические,
  3. лексические,
  4. синтаксические,
  5. стилистические.

Студенты первого и второго курса ведут словари медицинских терминов на все буквы алфавита с объяснением их лексического значения, пополняя свой речевой запас, т.е. лексикон. К каждому занятию дается задание найти 10 терминов, запомнив их написание и значение. Первокурсники пишут слова-термины, второкурсники – словосочетания – термины. Например: на первом курсе - абсцесс, аденома, анемия и т.д., на втором курсе - аллергическая реакция, анестезирующие средства, адреналиновая система и т.д. На первом году обучения,  словарь медицинских терминов у студента состоит из трехсот слов, на втором - из ста словосочетаний. На каждом занятии проверяется словарь и опрашивается индивидуально устно и письменно не менее четырех студентов.

Так же, с целью формирования у будущих медицинский работников готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации на занятиях используется печатная продукция. Использование данной продукции дает возможность решить познавательные и коммуникативные задачи. Работа с печатным материалом ведется с соблюдением основных дидактических принципов обучения:

  1. доступности,
  2. наглядности,
  3. сознательности,
  4. познавательности,
  5. активности.

На занятиях используются  журналы «Сестринское дело»,  «Медицинская сестра». Например, при изучении научного стиля речи  студентам предлагается подготовить краткое сообщение с последующим выступлением в группе по алгоритму:

  • указать название журнала, главного редактора, рубрики,
  • выбрать статью (название, автор),
  • передать краткое содержание статьи,
  • определить стиль статьи, доказать принадлежность к нему,
  • найти пять медицинских терминов с записью их лексического значения в словарь.

Такая работа позволяет формировать не только профессиональную, но и речевую грамотность студентов. При изучении тем, связанных с употреблением фразеологизмов, на занятиях изучаются профессиональные медицинские устойчивые словосочетания, те, которые даны в переносном значении. Говорим об их особенностях, происхождении, употреблении в речи. Студенты с удовольствием объясняют значение фразеологизмов со словами «глаза», «мозг», «уши», «руки», «нос», «сердце», «кровь» и т.д. , подбирают антонимы и синонимы. Например, что обозначают такие устойчивые словосочетания, как: «с чистым сердцем», «уши на макушке», «краем уха», «до мозга костей», «шевелить мозгами», «мозолить глаза» и т.п. А также разбираем образные медицинские термины, имеющие отношение к названию болезней: «кошачье мурлыкание», «барабанные палочки», «лицо Гиппократа», «печеночные ладони» и т.п. Студенты должны понимать смысл данных изречений, чтобы правильно применять в речевой практике.

Таким образом, изучение медицинских терминов позволяет расширить знания о языке с профессиональной точки зрения, развивает интерес к нему, обогащает словарный запас студентов.

 

Литература

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов.- 2 издание, испр.и доп.-М.,2001.
  2. Русский орфографический словарь, Около200000слов, Лопатин В.В., Иванова О.Е., 2013
  3. П. А. Лекант, В. В. Леденева «Школьный орфоэпический словарь русского языка». М., 2005.
  4. Львов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка». М. 2005.
  5. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Москва, 1983.

 

Оригинал работы:

Работа с медицинскими терминами как средство повышения профессиональной и речевой грамотности студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*