Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональных компетенций молодого специалиста

11.04.2018 1072 2116
Клобукова Светлана Евгеньевна
Клобукова Светлана Евгеньевна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Компетентность выпускника учебного заведения - это цель и результат воздействия системы образования на личность. Следовательно, компетентностный подход в обучении представляется результативно-целевым основанием организации учебного процесса.

Сегодня, помимо констатации факта об «ухудшении» абитуриента, можно говорить о том, что контингент поступающих в учебное заведение все же можно охарактеризовать как творческие личности различных возрастных категорий. Безусловно, все поступившие и обучающиеся в Кировском технологическом колледже имеют различную степень развития креативности. Но так или иначе, каждый студент - творческий человек со своими мыслями, взглядами, настроениями, вкусами и амбициями, сформированными под влиянием начального образования и социальной обстановки.

Абитуриенты приходят в колледж, зачастую воспитанные современной школой будущими звездами, ожидающими «красивую жизнь» после получения звездной профессии. Но многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои творческие способности, другие же, может быть со средним талантом - сделали невероятно много, максимально реализовали весь свой потенциал способностей.

Я считаю своей педагогической задачей -  направить творческие способности и энергию студентов в рациональное русло, научить находить индивидуальное творческое решение сугубо жизненных практических задач на уроке. Развитое умение поиска решений проблем посредством смелых гипотез, "сумасшедших идей" и дерзких решений позволит студентам в дальнейшем успешно вести свою профессиональную деятельность. Поэтому, именно в ходе учебного занятия, практических работ преподаватель может и должен формировать профессиональную компетентность будущего специалиста.

Общество ждет от системы образования подготовки активной личности, способной к сознательному жизнетворчеству, умеющей ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанного стандартными требованиями, осознанно оценивая свою деятельность.

Работодатель заинтересован в подготовке компетентного специалиста, активного, самостоятельного, гибкого, с нестандартным мышлением, с общей и профессиональной культурой. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций приобретает особую значимость в учебном и воспитательном процессе.

В модели профессиональной компетенции специалиста цели образования связываются как с объектами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но не должна и отождествляться с ней.

Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования.

В «Большом энциклопедическом словаре» (М, 1997) читаем: «Компетенция: 1) круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

2) знания и опыт в той или иной области».

Содержание понятия профессиональной компетентности состоит из следующих блоков:

  1. Профессионально-личностный, который связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы.
  2. Профессионально-деятельностный, который связан с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития.
  3. Профессионально-творческий, связанный с готовностью учащегося к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новой техникой и технологией.

В настоящее время перед преподавателем открыта эпоха творчества и самостоятельности, представлено право самостоятельно определять формы и методы учебной деятельности. Психолого-педагогическая наука и передовая практика указывает на различные пути совершенствования учебного процесса. Это и проблемное, программированное «опережающее обучение», блочное, модульное, компьютерное обучение.

Распространение получили лекция, семинарские занятия, самоконтроль, оппонирование, интегрированное обучение.

Первая цель преподавателя – научить студентов учиться. То есть создать условия для того, чтобы обучаемый мог самостоятельно решать учебные и познавательные задачи. За этим стоит мотивация, за этим стоит способность использовать разные источники знаний, определенные умения.

Вторая цель преподавателя - развивать способность студентов слушать и выполнять самостоятельно какую - либо работу. Это требует от преподавателя подготовки учебного материала в различных формах так, чтобы лекции вызывали у студентов постоянную заинтересованность в изучении нового материала.

Теоретический материал необходимо излагать кратко и доступно. Умело проводя ассоциации и параллели с жизненными ситуациями и подчеркивая возможность успешного применения полученных знаний на практике.

Для этого, выстраивая программу обучения, необходимо учитывать потребности студентов, подчеркивая практическую направленность и ориентацию на решение проблем. В таких ситуациях особый вес приобретают активные методы обучения.

Помимо применения обычных, хорошо известных дидактических приемов, необходимо приобщать своих подопечных к реалиям профессии, моделируя типичные проблемные ситуации, с которыми выпускникам придется сталкиваться в будущем.

Важное место в конструировании урока занимает постановка целей. Существует мнение, что необязательно ставить цели к каждому уроку, достаточно определить их к теме, между тем обучает и воспитывает каждый урок, поэтому и цели обязательны для каждого урока.

Например, в ходе урока по дисциплине «Конструирование одежды», мною была представлена слайд – лекция по перспективному направлению моды, разработанная на базе Института индустрии моды, г. Москва.

На основе полученной информации, перед студентами была поставлена цель – разработать мини – коллекцию женских демисезонных пальто.

Результатом данной деятельности стала разработка конструкторской документации и изготовление коллекции «Тентура»  (особо модных женских демисезонных пальто).

Важным фактором успешного урока является хорошая его подготовка. Урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Для этого можно использовать «поэтические минутки», музыкальное сопровождение, жизненные ситуации.

Урок нельзя считать современный, если он проведен без наглядности и ТСО (слад – лекции, схемы, дидактический материалы).

Без хорошо продуманной технологии обучения трудно организовать усвоение материала программ.

Непременным условием является четкость изложения материала, выделение главного, запись основных, понятий в конспектах.

После объяснения необходимо вкратце повторить основные этапы нового материала, подчеркнуть еще раз главное.

Важны также четкое структурирование урока, рационально подобранные методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателя и учащегося, при помощи которых достигается овладение ЗУН, развитие творческого мышления.

Особое внимание уделяю отбору формы организации обучения и формы организации учебной деятельности учащихся. Формы организации обучения (урок, лекция, семинар, деловая игра, лабораторно-практическая работа), формы организации учебной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, парная, фронтальная).

В своей педагогической деятельности я чаще всего использую урок-практикум.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. На практических работах доминирующей составляющей является процесс формирования конструктивных умений студентов.

В своей работе я использую установочные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы.

Основным способом организации деятельности студентов на практикумах является парная и индивидуальная форма работы.

Средством управления учебной деятельностью студентов при проведении практикума служит инструкция, которая последовательно устанавливает действия студента.

Структура уроков-практикумов:

- сообщение темы, цели, задач практикума;

- актуализация опорных знаний и умений студентов;

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- ознакомление студентов с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- выполнения работы студентами под руководством преподавателя;

- составление отчета;

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Также в своей педагогической практике использую уроки-экскурсии, которые обогащают знания студентов, устанавливают связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, развивают творческие способности студентов, их самостоятельность, организованность, воспитывают положительное отношение к учению.

Важным является рациональное использование средств обучения, междисциплинарная связь, самостоятельная работа, индивидуальный подход, профессиональная направленность. 

Основой качества обучения является и контроль знаний. Цель его не только проверить знания, но и углубить, раскрыть, обобщить и систематизировать. Опрос должен подводить учащихся к новому, следуя правилу дидактики: от неизвестного к известному. Все выше описанные приемы формирования профессиональной компетенции, в той или иной степени применятся преподавателями Кировского технологического колледжа, применяются и дополняются мною.

Успехи этой совместной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и управляющего персонала признают швейные предприятия и другие образовательные учреждения. В колледже работают люди, убежденные, что совершенству не может быть предела и поэтому постоянно стремящиеся к нему.

В новых условиях рынок труда постепенно превращается в рынок квалификаций и компетенций. Другими словами, в процессе освоения выбранной профессии студент овладевает определенным набором социальных и профессиональных навыков. Под этим понимаются организационно-педагогические условия, нацеленные на определенный результат. Его составляющими являются: способность понимать свои потребности, осознавать и ставить цель как желаемый результат («я знаю, чего и почему хочу»); владение знаниями как средствами преобразования ситуации («я знаю, как и с помощью чего этого добиться»); умение практически действовать по направлению к результату, отслеживая и корректируя свои действия.

Подготовка же качественно нового компетентного студента не возможна без формирования направленности самих студентов на будущую профессиональную деятельность и устойчивого интереса к ее освоению. На различных этапах занятия студенты должны быть не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.

 

Оригинал работы:

Формирование профессиональных компетенций молодого специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*