Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-психологические причины нарушения дисциплины студентами 1 курса

16.10.2012 3069 8262
Тараненко Наталья Леонидовна
Тараненко Наталья Леонидовна, преподаватель информатики, Почетный работник СПО


Каждый преподаватель в своей профессиональной деятельности сталкивался с проблемой дисциплины. Не секрет, что в последние годы студентов, нарушающих дисциплину на занятиях,  становится все больше. Для успешного решения этой проблемы необходимо выяснить  причины этого явления.

Американский педагог Рудольф Дрейкурс, говоря о причинах нарушения дисциплины, писал: «В 90 % случаев присутствует один из этих четырёх мотивов» [1]:

· привлечение внимания;

· утверждение собственной власти;

· месть;

· избегание неудачи.


Приведем краткую характеристику этих «мотивов»:

1. Привлечение внимания. Работает клише - «Делай плохо - и тебя заметят». Студенты хотят взаимодействовать с преподавателем, но не знают, как это сделать: задают вопросы не по существу, реплики вслух, игры, комментарии по ходу занятия, шумное, несдержанное поведение, работа в замедленном темпе (в-час-по-чайной-ложке), просьба объяснить «всё ещё раз для меня» и т.д.

2. Утверждение собственной власти. Суть поведения - «Ты мне ничего не сделаешь». Студенту важно установить власть над преподавателем и аудиторией. При активной форме проявления этого мотива студенты шумят, пытаются спровоцировать преподавателя, неуважительно отвечают, дерзят, при пассивной форме - оправдываются ленью, забывчивостью, плохим физическим состоянием. Такое поведение у некоторых студентов становится систематическим.

3. Месть. Суть поведения - «Вредить в ответ на обиду». Мститель мстит за боль, которую ему кто-то когда-то нанес. Формы разные, например, студент методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности и т. п.  

4. Избегание неудачи. Суть поведения «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Откладывают «на потом», не доводят дело до конца, уходят с уроков, редко взаимодействуют с группой и преподавателем. Такой приём эти студенты используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.


Анкетирование студентов (выборка – 119 человек) показало, как проявляются эти мотивы на I курсе:



· привлечение внимания – 53%,

· утверждение собственной власти – 23%,

· месть – 9%.

· избегание неудачи – 15% (диаграмма 1).


Студентам был задан еще ряд вопросов. Основными причинами нарушения дисциплины студенты (можно было выбрать 2 ответа) считают

1) низкий культурный уровень – 29%;

2) желание самоутвердиться – 20%;

3) эгоизм (нравится, когда преподаватель тратит на него время) – 17%;

4) попытка заработать авторитет – 16%;

5) эффект стадности – 9%;

6) низкий уровень интеллекта – 9% (диаграмма 2).

 


 

Видно, что результат этого опроса вполне соотносится с теорией Дрейкурса. Желание самоутвердиться, эгоизм, попытка заработать авторитет – все это представляет собой  попытку привлечь внимание или утверждение собственной власти.


Основными нарушениями дисциплины (можно было выбрать 2 ответа) студенты I курса считают:

· разговоры во время занятий – 36%;

· опоздания – 26%;

· прогулы – 21%;

· прослушивание  записей с помощью плейера – 8%;

· обмен SMS-ками – 5%;

· словесное оскорбление преподавателя – 2% (диаграмма 3).


Надо отметить, что студенты говорили, что в их группах имеют место все эти нарушения дисциплины, и огорчались, что можно было выбрать только 2 или, в крайнем случае, 3 ответа.

 


 

Анализ ответов на вопрос «Кто виноват в проблемах дисциплины?» показал, что студенты не лишены самокритичности:

· студенты – 72%;

· родители (не научили, как себя вести) – 9%;

· преподаватели – 16% (диаграмма 4).

 

 

 

Из диаграммы 4 видно, что студенты всех групп на этот вопрос ответили практически одинаково – виноватыми считают, в основном, себя, но не забыли обвинить как родителей, так и преподавателей.


Основными источником причин нарушения дисциплины являются издержки семейного воспитания и явления, происходящие в нашем обществе. Это и то, что внимание родителями и преподавателями уделяется плохому, а не хорошему поведению; и то, что в обществе господствует мода на сильную личность, и то, что отсутствуют примеры конструктивного подчинения в окружении растущего человека; и то, что растет насилие в обществе. Основные причины плохого поведения приведены в таблице:

Мотивы нарушения дисциплины

Основные причины плохого поведения

Привлечение внимания

·      эмоциональная холодность родителей,

·      внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Власть

·      мода на сильную личность,

·      отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении растущего человека

Месть

рост насилия в обществе

Избегание неудачи

слишком высокие требования родителей и учителей

 

Таким образом, основными социальными и психологическими причинами нарушений дисциплины являются:

· Попустительский стиль семейного воспитания.

· Нарушение нервно-психической сферы студента.

· Падение культурного уровня населения.

· Потребность студентов во внимании - базовой психологической потребности.

· Культивирование в обществе модели поведения «сильной», «крутой», агрессивной личности.

· Негативное влияние СМИ.

· Эффект стадности  и другие.

Конечно, с нарушениями дисциплины на занятии можно и нужно бороться.  Для этого преподаватель должен:

· уделять внимание студенту тогда, когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, этим позитивное поведение,

· демонстрировать неагрессивное поведение; 

· управлять своими собственными эмоциями;

· акцентировать внимание на поступках, а не на личности студента; 

· не усиливать напряжение ситуации; 

· апеллировать к правилам распорядка,

· найти любую область реальных успехов студента,

· позволять студенту «сохранить лицо».


Эти правила – лишь часть того, что преподаватель может сделать. Главное – увести студентов от агрессивной формы поведения.


Нельзя забывать при этом, что студент в соответствии с правилами внутреннего распорядка и Уставом учебного заведения обязан соблюдать дисциплину, потому что конечный смысл дисциплины - не  послушание, а работоспособность группы.

Для улучшения взаимоотношений между студентами и преподавателями  преподавателю необходимо искать возможность конструктивного способа взаимодействия со студентами, а студенту необходимо  выполнять правила внутреннего распорядка и не забывать, с какой целью он пришел в колледж.

 

Интернет - ресурсы:

1. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» - http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/136

2. Рудольф Дрейкурс – Психологос - http://www.psychologos.ru/%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81

3. Рудольф Дрейкурс / Психфактум - http://psifactum.ru/article/610-dreikurs.html




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*