Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАмериканский педагог Рудольф Дрейкурс, говоря о причинах нарушения дисциплины, писал: «В 90 % случаев присутствует один из этих четырёх мотивов» [1]:
· привлечение внимания;
· утверждение собственной власти;
· месть;
· избегание неудачи.
Приведем краткую характеристику этих «мотивов»:
1. Привлечение внимания. Работает клише - «Делай плохо - и тебя заметят». Студенты хотят взаимодействовать с преподавателем, но не знают, как это сделать: задают вопросы не по существу, реплики вслух, игры, комментарии по ходу занятия, шумное, несдержанное поведение, работа в замедленном темпе (в-час-по-чайной-ложке), просьба объяснить «всё ещё раз для меня» и т.д.
2. Утверждение собственной власти. Суть поведения - «Ты мне ничего не сделаешь». Студенту важно установить власть над преподавателем и аудиторией. При активной форме проявления этого мотива студенты шумят, пытаются спровоцировать преподавателя, неуважительно отвечают, дерзят, при пассивной форме - оправдываются ленью, забывчивостью, плохим физическим состоянием. Такое поведение у некоторых студентов становится систематическим.
3. Месть. Суть поведения - «Вредить в ответ на обиду». Мститель мстит за боль, которую ему кто-то когда-то нанес. Формы разные, например, студент методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности и т. п.
4. Избегание неудачи. Суть поведения «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Откладывают «на потом», не доводят дело до конца, уходят с уроков, редко взаимодействуют с группой и преподавателем. Такой приём эти студенты используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.
Анкетирование студентов (выборка – 119 человек) показало, как проявляются эти мотивы на I курсе:
· привлечение внимания – 53%,
· утверждение собственной власти – 23%,
· месть – 9%.
· избегание неудачи – 15% (диаграмма 1).
Студентам был задан еще ряд вопросов. Основными причинами нарушения дисциплины студенты (можно было выбрать 2 ответа) считают
1) низкий культурный уровень – 29%;
2) желание самоутвердиться – 20%;
3) эгоизм (нравится, когда преподаватель тратит на него время) – 17%;
4) попытка заработать авторитет – 16%;
5) эффект стадности – 9%;
6) низкий уровень интеллекта – 9% (диаграмма 2).
Видно, что результат этого опроса вполне соотносится с теорией Дрейкурса. Желание самоутвердиться, эгоизм, попытка заработать авторитет – все это представляет собой попытку привлечь внимание или утверждение собственной власти.
Основными нарушениями дисциплины (можно было выбрать 2 ответа) студенты I курса считают:
· разговоры во время занятий – 36%;
· опоздания – 26%;
· прогулы – 21%;
· прослушивание записей с помощью плейера – 8%;
· обмен SMS-ками – 5%;
· словесное оскорбление преподавателя – 2% (диаграмма 3).
Надо отметить, что студенты говорили, что в их группах имеют место все эти нарушения дисциплины, и огорчались, что можно было выбрать только 2 или, в крайнем случае, 3 ответа.
Анализ ответов на вопрос «Кто виноват в проблемах дисциплины?» показал, что студенты не лишены самокритичности:
· студенты – 72%;
· родители (не научили, как себя вести) – 9%;
· преподаватели – 16% (диаграмма 4).
Из
диаграммы 4 видно, что студенты всех групп на этот вопрос ответили практически
одинаково – виноватыми считают, в основном, себя, но не забыли обвинить как
родителей, так и преподавателей.
Основными источником причин нарушения дисциплины являются издержки семейного воспитания и явления, происходящие в нашем обществе. Это и то, что внимание родителями и преподавателями уделяется плохому, а не хорошему поведению; и то, что в обществе господствует мода на сильную личность, и то, что отсутствуют примеры конструктивного подчинения в окружении растущего человека; и то, что растет насилие в обществе. Основные причины плохого поведения приведены в таблице:
Мотивы нарушения дисциплины |
Основные причины плохого поведения |
Привлечение внимания |
· эмоциональная холодность родителей, · внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Власть |
· мода на сильную личность, · отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении растущего человека |
Месть |
рост насилия в обществе |
Избегание неудачи |
слишком высокие требования родителей и учителей |
Таким образом, основными социальными и психологическими причинами нарушений дисциплины являются:
· Попустительский стиль семейного воспитания.
· Нарушение нервно-психической сферы студента.
· Падение культурного уровня населения.
· Потребность студентов во внимании - базовой психологической потребности.
· Культивирование в обществе модели поведения «сильной», «крутой», агрессивной личности.
· Негативное влияние СМИ.
· Эффект стадности и другие.
Конечно, с нарушениями дисциплины на занятии можно и нужно бороться. Для этого преподаватель должен:
· уделять внимание студенту тогда, когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, этим позитивное поведение,
· демонстрировать неагрессивное поведение;
· управлять своими собственными эмоциями;
· акцентировать внимание на поступках, а не на личности студента;
· не усиливать напряжение ситуации;
· апеллировать к правилам распорядка,
· найти любую область реальных успехов студента,
· позволять студенту
«сохранить лицо».
Эти правила – лишь часть того, что преподаватель может сделать. Главное – увести студентов от агрессивной формы поведения.
Нельзя забывать при этом, что студент в соответствии с правилами внутреннего распорядка и Уставом учебного заведения обязан соблюдать дисциплину, потому что конечный смысл дисциплины - не послушание, а работоспособность группы.
Для улучшения взаимоотношений между студентами и преподавателями преподавателю необходимо искать возможность конструктивного способа взаимодействия со студентами, а студенту необходимо выполнять правила внутреннего распорядка и не забывать, с какой целью он пришел в колледж.
Интернет - ресурсы:
1. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» - http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/136
2. Рудольф Дрейкурс – Психологос - http://www.psychologos.ru/%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81
3. Рудольф Дрейкурс / Психфактум - http://psifactum.ru/article/610-dreikurs.html
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.