Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка учебного занятия по истории

14.10.2012 7942 2 23742
Левченко Оксана Васильевна
Левченко Оксана Васильевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Тема: Перестройка как попытка реформирования советской политической и экономической системы

Тип занятия: учебное занятие по усвоению новых знаний, формированию навыков и умений

Вид занятия: комбинированный

Время: 80 минут

Цель занятия: формировать у обучающихся представления об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXIвв.

По окончании занятия:

Студент должен знать:

- предпосылки и объективную неизбежность обновления экономической и политической сфер жизни СССР во второй половине 80-х гг. XX в;

- этапы перестройки, их сущность и последствия;

- замысел и результаты экономической и политической реформ, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов.

Студент должен уметь:

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

- обозначить хронологические этапы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку;

- установить причины неудач и обозначить ведущие достижения перестройки;

- сформулировать и обозначить альтернативы реформирования;

- анализировать и давать оценку историческим документам, работать с текстом (выделять главное, конспектировать, цитировать, аннотировать).


Задачи занятия:

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; отношение к человеку как главной проблеме и загадке человеческой истории; способствовать воспитанию творческой активности студентов; воспитывать культуру личности в процессе делового общения; формировать ответственный, сочувственный, эмоциональный и аргументированный выбор личности и определенные мировоззренческие позиции, ориентированные на ценности современного общества и Российской Федерации.

Образовательные: раскрыть предпосылки и объективную неизбежность обновления ведущих сфер жизни советского общества, замысел и результаты реформ, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов; обозначить хронологические этапы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; сформировать представления об альтернативах реформирования, какие возможные варианты были упущены.

Развивающие: учить учащихся самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов; развивать навыки самостоятельной работы учащихся при составлении конспекта, таблиц, схем; развивать аналитические и коммуникативные способности ведения диалога и отстаивания собственной мировоззренческой позиции.

Методическая: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий; использование продуктивных методов ведения урока; организацию самостоятельной работы учащихся; создание проблемной ситуации на уроках.


Используемые технологии:

- дискуссии; развивающего обучения (Г.К. Селевко, Н.Я. Чутко); развития критического мышления учащихся (В.А. Попков, А.В. Коржуев, Е.Л. Рязанова); индивидуализации обучения (В. Шадриков); проблемности (Т.В. Кудрявцев).


Методы и приемы:

- метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, учебная дискуссия, объяснение, лекция, конспектирование, составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме);

- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приемы: выявление необходимой информации в учебном материале, ее анализ, работа с демонстрационным материалом: схемами и таблицами);

- методы стимулирования и мотивации студентов (приемы: создание проблемной ситуации, создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);

- методы оценки и контроля (приемы: понятийный опрос, индивидуальные творческие задания, тематическое тестирование, самопроверка).


Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, научность, связь теории с практикой, сознательность и активность.


Форма организации работы на уроке: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы на уроке


Основные источники и средства обучения:

1. Компьютер, проектор

2. Схема «Основные этапы перестройки (1985-1991 гг.)»

3. Схема «Попытки экономических реформ в период перестройки (1987-1988)»

4. Схема «Реформа политической системы СССР»

5. Схема «Противоречивый характер и итоги перестройки»

6. Подборка документов для организации индивидуальной творческой работы студентов

7. Проверочные задания по теме

 

План проведения занятия с лекционным сопровождением


I. Организационный момент


II. Сообщение темы и цели занятия. Целеполагание


Постановка проблемного вопроса:

В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

После изучения темы, мы обсудим, к какой точке зрения склоняетесь вы? Свою позицию нужно обосновать.


III. Актуализация знаний учащихся

К уроку дается опережающее домашнее задание: провести опрос родителей и проанализировать жизнь своей семьи в эпоху «перестройки». Конкретизируя проблему на истории семьи обучающегося, происходит «погружение» учащихся через рассказы и воспоминания родных в изучаемую эпоху, формируется интерес к изучаемому материалу:

- Расспросите родных об их отношении к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг. Что изменилось по сравнению с застоем?

- Каковы впечатления ваших родных о М.С. Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали симпатии и, наоборот?

- Какие важные для вашей семьи события произошли в середине 1980-х нач. 1990-х гг.?


IV. Изучение нового материала по плану

1. Понятие «перестройка», ее предпосылки и общая характеристика основных этапов (Приложение 1)

2. Попытки экономических реформ в период перестройки (Приложение 2)

3. Реформа политической системы СССР (Приложение 3)

4. Противоречивый характер и итоги перестройки (Приложение 4)

(каждый вопрос плана студенты конкретизируют в тетрадях схематично)


Внешне СССР выглядел могущественным государством (1/6 часть обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км; 286,7 млн. жителей по переписи 1989 г.) с достаточно развитой экономикой, огромными природными богатствами и крепкой обороной. На самом деле в стране существовало огромное число проблем, «гордиевых узлов». С каждым годом ухудшались качественные показатели развития экономики. Постоянно падала эффективность от осуществлявшихся капитальных вложений, особенно в сельское хозяйство. Фактически прекратился рост производительности труда. Низким оставалось качество значительной части производственной и бытовой техники, одежды, обуви, других изделий. Негативные тенденции показывала даже официальная статистика.


Таким образом, в первой половине 80-х гг. страна оказалась в глубоком тупике. Также назрела явная проблема власти:

 (индивидуальные выступления студентов по историческим персоналиям: Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева)


Перестройка – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 года на Апрельском 1985г. пленуме ЦК КПСС. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева – профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС.


Предпосылки перестройки: перестройка была вызвана грузом социально-экономических и политических проблем, требующих безотлагательного решения. Кроме того, на мероприятия перестройки оказал влияние новый тип либерального руководства в лице Горбачева и его команды. Это были люди, не знавшие обстановки страха и репрессий, более образованные, воспитанные в новых условиях. Важно отметить, что изначально четкого плана реформ у руководства не было. Поэтому основной упор на первом этапе был сделан на реформирование экономики страны.


 В своем развитии перестройка прошла ряд этапов:

1. 1985-1987гг. – на этом этапе предполагалось реформировать только экономику при сохранении административно-командного социализма. Курс на ускорение социально-экономического развития страны установил Апрельский пленум 1985 г. «Стратегия ускорения» подразумевала следующие мероприятия: развитие научно-технического прогресса; техническое перевооружение машиностроения; активизацию человеческого фактора. XXVII съезд партии, состоявшийся в 1986 г., наметил дальнейшее ускорение социально-экономического развития, и принял «Новую редакцию» Программы партии. Она провозгласила курс на совершенствование социализма.

На данном этапе:

- значительное обновление и омоложение руководителей всех уровней (реальное омоложение кадров: выдвижение ряда современно мыслящих руководителей – Б.Ельцина, Н.Назарбаева, В.Черномырдина, Е.Примакова и др.);

- поиск путей «ускорения»экономического развития (введение хозрасчета на предприятиях, выборы директоров, возрождение кооперации);

- проведение политики гласности – открытом освещении негативных сторон жизни общества (работа с историческим источником: «Из резолюции «О гласности») (Документ 1);

- раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего (работа с историческим источником: «Принципы перестройки: революционность мышления и действий») (Документ 2);

попытки улучшить международные отношения (Например, односторонний запрет ядерных испытаний) (работа с историческим источником: «Из книги Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира») (Документ 3).

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

· отсутствие четкого плана преобразований, «стихийность перестройки»;

· выдвижение заведомо невыполнимых планов;

· непоследовательность в проведении реформ;

· чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

· пренебрежение национальным интересам в угоду западным странам.


2. На втором этапе преобразований - 1988-1989 гг. – ставилась задача демократизировать политическое и экономическое устройство общества, духовную жизнь. В результате предполагалось создать «демократическую модель» социализма, так называемый «социализм с человеческим лицом».


Намеченная программа демократических реформ явилась результатом работы январского и июньского Пленумов ЦК, XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.), и была самой мощной и радикальной со времен НЭПа. Ее основу составили следующие мероприятия:

- расширение границ самостоятельности предприятий;

- их перевод на хозрасчет и самофинансирование;

- наделение трудовых коллективов широкими правами;

- развитие кооперации.


В области политики – расширение полновластия Советов; формирование механизмов гражданского и правового государства.


С самого начала очередные «реформаторы» столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений «спускалось на тормозах» местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике. Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене.


В стране стало формироваться общественное мнение. Такая возможность впервые появилась в 1989 г., когда прошли выборы народных депутатов СССР. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна - единственная, как раньше. Во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. критическое состояние советского общества выявилось в полной мере, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов. Эта борьба продолжилась и в избранном Съездом Верховном Совете СССР, который наподобие западных парламентов стал работать на постоянной основе. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность.В марте 1990 г. после еще одного изменения Конституции первым Президентом СССР Съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева


Реорганизация верховной советской власти не привела к успокоению политических страстей. Демократическая оппозиция максимально использовала всеобщее недовольство концентрацией огромных ресурсов в руках московского Центра, привилегиями номенклатурной касты, ухудшающимся материальным положением.


3. На третьем этапе реформ -1990-1991 гг. – намечалось соединить полюсы социализма с достижениями западной политической демократии и рыночной системы хозяйствования, создав тем самым «рыночную модель социализма».


В альтернативах перестройки выступали три политических лагеря:

1. консервативный(представляли ортодоксальные коммунисты – Е.К. Лигачев и др.) – его сторонники выступали против дальнейших реформ, за свертывание перестройки;

2. центристский (во главе с Горбачевым) – отстаивал продолжение реформ в рамках советской системы;

3. либерально-демократический (представляли радикальные демократы – Б.Н. Ельцин) - требовали перестройки радикальными средствами вплоть до отхода от социалистической модели к буржуазно-либеральной.


В КПСС назрели явные проблемы и противоречия: (работа с историческим источником: «Заявление народных депутатов СССР – членов межрегиональной группы»).


Со временем демократы все больше и больше завоевывали симпатии масс и начали оспаривать у КПСС и Горбачева лидерство в реформаторском процессе.


В стране фактически сложилось двоевластие: руководству КПСС и СССР во главе с Горбачевым противостояло руководство России во главе с Ельциным, против сильного общесоюзного Центра выступали лидеры национальных окраин, стали требовать большей самостоятельности национальные республики, края и области в России. Противостояние властей парализовало всякие реформы. Перестройка превратилась из процесса реформирования страны в борьбу политических и национальных движений против диктата КПСС и империи СССР, в личную борьбу за власть между Горбачевым и Ельциным.


Задуманная в целях укрепления социализма перестройка привела к прямо противоположному результату. В ходе экономических реформ был нарушен планово-распределительный механизм социалистической экономики, что привело к спаду производства, скрытой инфляции, жестокому товарному дефициту, снижению жизненного уровня населения.


Демократизация подорвала государственно-политическую систему социализма: КПСС потеряла свое монопольное положение единственной и правящей партии, ее авторитет в обществе упал, а реальная власть перешла от партийных органов к директорам предприятий и новым государственным структурам. Ослабление центральной власти привело к расшатыванию многонационального государства - СССР, межнациональным конфликтам.


Победа демократических общественных сил, возглавленных Верховным Советом РСФСР и новым президентом России Б.Н. Ельциным, над путчистами в августе 1991 г. означала перерастание перестройки в национально-демократическую революцию, сокрушившую КПСС, развалившую империю СССР, разрушившую социалистический строй. Идеалами этой революции, вдохновлявшими массы людей, были традиционные ценности западного мира: рыночная, экономика, политическая демократия, духовная свобода.


V. Закрепление изученного материала:

А. Ответьте на вопросы:

1) Один из вариантов периодизации горбачевского правления в СССР предполагает выделение трех этапов:

I. Этап – 1985 – 1987 гг.; II Этап – 1988 – 1989 гг.; III Этап – 1990 – 1991 гг.

Назовите события, которые рассматриваются в этой периодизации как границы между этапами. На каком из этих этапов Горбачев обладал наибольшими возможностями для проведения реформ?

2) В чем состоял смысл идей перестройки? Что в них отражало попытки сохранения старой системы, а что являлось принципиально новым?

3) Охарактеризуйте основные этапы перестройки?

4) Какие изменения претерпела политическая система СССР в годы перестройки?

5) Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки? Почему ее руководству не удалось консолидировать партию?

6) Подведите итог экономическому развитию СССР к началу 90-х годов.

7) В чем состояли причины обострения межнациональных отношений в СССР, трений между союзными республиками?

8) В чем заключался противоречивый характер итогов перестройки?

Б. Выполните задания:

I. Укажите правильный ответ: Курс на ускорение социально – экономического развития на начальном этапе перестройки в СССР предполагал:

1) обновление производства на основе достижений НТР;

2) усиление централизации управления экономикой;

3) сокращение числа сельскохозяйственных предприятий;

4) переход на семилетнее планирование.

II. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

НАЗВАНИЕ ПЕРИОДОВ
 ДАТЫ
 

А) «ОТТЕПЕЛЬ»....................................................      

Б) «ПЕРЕСТРОЙКА».............................................       

В) «ЭПОХА ЗАСТОЯ»………...............................     

Г) «НЭП»……………………….............................        

                                                                                          

 1) 1921-1928гг.
2) 1928-1941гг.
3) 1953-1964гг.
4) 1964-1985гг.
5) 1985-1991гг.
III. Расположите следующие события в хронологическом порядке

А) отмена монопольного права КПСС на власть

Б) вывод советских войск из Афганистана

В) учреждение поста Президента СССР

Г) Карабахская проблема (конфликт между Арменией и Азербайджаном)

Д) курс на «ускорение» социально-экономического развития страны

IV. Следующим после Ю.В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС стал…..(фамилия)

В. Заполните таблицу «Альтернативы перестройки»:

(обучающиеся делятся на три группы (учитываются оценки обучающимися процессов перестройки) и, работая в группах, заполняют таблицу)

СФЕРА

ДЕЯТЕЛЬ

НОСТИ

РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА

(ЕЛЬЦИН, ДЕМОКРАТЫ)

ПОСТЕПЕННАЯ РЕФОРМА

(ГОРБАЧЕВ, ЦЕНТРИСТЫ)

ИМИТАЦИЯ РЕФОРМЫ

(ПОЛОЗКОВ, КОНСЕРВАТОРЫ)

Внутри-

политическая сфера

Деполитизация, департизация государственных и других органов. Замена советской системы демократическим, многопартийным, правовым государством, обществом

Демократизация, либерализация, гласность, реформа политической системы, через введение многопартийности, новой системы выборов, создание гражданского общества, перестройку межнациональных отношений

Против неуправляемой политической реформы, развала СССР. Советизация страны. Укрепление силовых структур. Создание КП РСФСР

Экономическая сфера

Денационализация, деколлективизация, приватизация. Свобода частной собственности. Рынок как панацея от экономических проблем

Допущение ИТД  и развитие кооперации. Попытка замены командных методов руководства экономическими. Повышение уровня жизни

Укрепление дисциплины и порядка. Борьба с теневой экономикой. Стимулирование снижения цен на продукцию

Духовная

сфера

Отрицание советского периода истории и идеализация западного опыта. Замена монополии марксизма в идеологии на плюрализм

Отказ от догматизированного марксизма в пользу гуманного демократического социализма

Возврат к классическому марксизму-ленинизму. Против очернения советской истории. Признание перестройки провалом

Внешняя

политика

Ликвидация советского строя в обмен на западную помощь и иностранные капиталовложения

Новое мышление – деидеологизация международных отношений, отказ от бремени мирового лидерства

Критика пораженчества Горбачева, чрезмерности уступок Западу

Результат

Победа

Поражение

Поражение

 

Г. Организация беседы по проблемному вопросу: В обыденном сознании наших людей существуют три точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

К какой точке зрения склоняетесь вы? Свою позицию обоснуйте.


VI. Домашнее задание:

· Проанализируйте результаты работы с историческими источниками

· Составьте синхронистическую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки»


VII. Рефлексия

 

Список литературы

Основные источники:

· Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 464с.

· Отечественная история (1917-2001): Учебник/отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с.

· История России и мира в XX – начале XXI века/Н.В. Загладин, Н.А. Симония – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 480с.

Дополнительные источники:

· Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996.

· Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 1995.

· Горбачев – Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

· Грачев А. Горбачев. - М., 2001.

· Кириллов В.В. Отечественная история XX – начала XXI века в схемах, таблицах и диаграммах. – М., 2003. – 64с.

· Россия, которую мы не знали: 1939 – 1993. Хрестоматия/Под ред. проф. М.Е. Главацкого. – Челябинск, 1995.

· Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1991: от Горбачева до Путина. М., 2001.

· Уколова И.Е., Кацва Л.А. СССР в годы перестройки: Эксперимент. Учебное пособие. М., 1998.


Приложения (rar)




Назад к списку

Комментарии
Спасибо за материал! Очень полезный!!!
Солодникова Н.Н.
по моему это одно из того что ищем
разия

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*