Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников – фактор совершенствования управления педагогическим коллективом

17.05.2011 6149 21466
Корнилова Татьяна Иннокентьевна
Корнилова Татьяна Иннокентьевна, директор филиала

Колпашевский социально-промышленный колледж

 Эффективная система образования всегда рассматривалась как основа благополучия общества и отдельных его граждан, так как именно образование является более древней, глубокой, масштабной областью бытия, нежели политика и экономика. Оно ближе к человеческой сущности и в большей мере составляет основу становления человека. Существующая система среднего профессионального образования пока не обеспечивает такого уровня, качества и масштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи, которых требует современное общество.


Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Очевидно, что система среднего профессионального образования нуждается в модернизации, чтобы соответствовать реалиям жизни в глобальном и быстро меняющемся мире. В государственном смысле - это соответствие образования современным жизненным потребностям страны. В педагогическом плане - ориентация не столько на усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности, познавательных и созидательных способностей молодых людей. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.


При всем многообразии путей и способов модернизации системы и общего, и профессионального образования их объединяет то, что во всех случаях основой обновления выступает инновационная педагогическая деятельность.

В 2008 г. поддержка инновационной составляющей в российском образовании официально признана приоритетом социальной политики государства.


Задачи повышения качества образования целенаправленно решают все взрослые участники образовательного процесса, но именно педагог как ключевая фигура образовательного процесса играет ведущую роль в реализации основных идей образования. Педагог является основным носителем, субъектом тактических изменений в образовательном пространстве. Ведь конкретного ученика воспитывает конкретный педагог, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каждого педагога.


В государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и региональном уровне четко обозначена потребность в новом педагоге:

- который не боится различных изменений в программах, учебных планах и т. д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности;

- педагоге, который не только учит, но и, в первую очередь, создает условия для творческого самоопределения, саморазвититя, самопознания своих учеников;

- педагоге-управленце и педагоге-методологе.


Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.


В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов изучения нового знания, качественно иной педагогической практики.


К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.


Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизведение однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.


Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его личностной готовности к этой деятельности.


Готовность к инновационной деятельности- совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования студентов, находить и реализовать эффективные способы их решения.


Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности - это наличие положительной мотивации к ней. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей, например:

- способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия в ней;

- способ формирования нового взгляда на себя как на профессионала;

- возможность создать что-то свое, необычное, новое;

- выполнение своего профессионального долга;

- способ повышения авторитета среди родителей и студентов;

- способ получения дополнительного заработка;

- способ приобретения нового статуса среди коллег;

- способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития;

- способ повышения интереса студентов к учению и воспитанию;

- повышение самоуважения.


Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности преподавателя к инновационной деятельности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.


Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение более высоких результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать вершин мастерства, только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задами, одновременно критически оценивая себя и то, что уже достигнуто. Без осознания личностной ценности инновационной деятельности не может быть и высокой готовности к этой деятельности.


Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального образования, инновационных моделях и технологиях образования, обо всем, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Компетентность педагога в этой области знаний определяется, прежде всего, тем, как он понимает цели профессионального образования вообще и какие требования выдвигает к результатам своей работы. Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и делать правильный выбор, он должен понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и соответствующим реально существующим в данном образовательном учреждении условиям. Если, например, педагог хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в учреждении строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.


Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - компетентность в области педагогической инноватики. Хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте преподаватель:

- владеет понятийным аппаратом педагогической инноватики;

- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- обладает нестандартным мышлением;

- умеет изучать опыт учителей-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- знает технологию и культуру эксперимента;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности;

- обладает адекватной самооценкой.


Общий уровень готовности преподавателя к инновационной деятельности прямо пропорционален:

- уровню мотивационной готовности;

- уровню компетентности в инновационном образовании;

- уровню компетентности в педагогической инноватике.


В связи с вышесказанным задача руководства образовательного учреждения, работающего в режиме развития, состоит в создании условий, необходимых для формирования у педагогов готовности к инновационной деятельности.


В филиале такими условиями являются;

- осознание педагогами стратегии развития филиала;

- многоуровневая система повышения квалификации (очные и дистанционные курсы в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, внутриколледжные, городские и муниципальные семинары, творческие отчеты педагогов на заседаниях проблемно-методических групп, методического совета, педагогического совета и т. д.);

- отлаженная система учебно-исследовательской деятельности студентов и научно-исследовательской деятельности педагогов (конкурс учебно-методических разработок и программ, ежегодные научно-практические и историко-краеведческие конференции студентов и педагогов, их участие в конференциях разного уровня);

- система морального и материального поощрения педагогов;

- мониторинг профессиональной деятельности педагогов;


Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионализма педагога, без которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства и, как следствие, нового высокого качества образования.


Перспективы развития профессиональных образовательных учреждений и их реальное состояние в значительной степени зависят от педагогов, от их научной и методической квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы подготовки и становления будущего специалиста. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимые условия модернизации системы профессионального образования.


Определяя содержание повышения квалификации преподавателей филиала в организационно-управленческом контексте, необходимо исходить из комплекса современных требований к их профессионализму, профессиональной компетентности. Этот комплекс включает следующие требования:

- профессиональные качества специалиста - глубокие знания по своей специальности, инициативность, творческое отношение к овладению технологией обучения и воспитания, умение сотрудничать с другими субъектами образовательной деятельности, организаторские способности, умение руководить;

- личностные качества - интеллигентность, энергичность, самообладание, уравновешенность, обязательность, пунктуальность, активность, чувство юмора, умение общаться с другими людьми;

- способности в области управления – понимание уровня общих знаний по специальности, восприятие новых идей и положений, способность к быстрым решениям, готовность выслушать мнения других, возможность нестандартных решений проблем, возникающих в профессиональной деятельности, системное видение педагогической деятельности для конструирования оптимальных педагогических технологий.


Профессионализм педагога - способность реализовывать профессиональную готовность в педагогической деятельности, отражающая его качественную характеристику, состоящую из обобщенных профессиональных умений и навыков, а также личностных качеств - высокого уровня культуры, творческого подхода к организации педагогической деятельности, готовности к постоянному самосовершенствованию, что приобретается в процессе многогранной и многоплановой профессионально-педагогической деятельности.


Еще в 20 - 30-х гг. XX в. многочисленные педагогические эксперименты, проведенные на основе трудов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, доказали, что профессиональные способности не есть некие биологические, генетические задатки, они формируются в ходе трудовой деятельности, что в конечном итоге процесс их формирования и развития обусловлен рациональной организацией, оптимальным управлением профессиональной деятельностью образовательного учреждения.


Профессиональная компетентность преподавателей является важным условием и фактором совершенствования подготовки специалистов, адекватной современным рыночным условиям. Традиционная подготовка выпускников профессиональных педагогических учебных заведений учитывает исключительно внутренние требования образовательной сферы: знание теории по приобретаемой специальности и умение передавать ее основные законы и положения ученикам. Такая подготовка выпускников в рыночных условиях не адекватна сложившейся ситуации. Чтобы быть конкурентоспособными, они должны уметь творчески применять полученные знания, постоянно пополнять и расширять их. Выработка таких умений требует от преподавателей высокого профессионализма в своей деятельности, что во многом зависит от организации и управления системностью в сфере повышения их квалификации.


Существуют два пути совершенствования педагога в профессии: эффективный и неэффективный. Первый путь - саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование, который постепенно превращает педагога в творческую и самостоятельную личность. Второй путь - это путь запретов, ограничений, изоляции своей жизни от жизни и переживаний обучающихся, превращающий преподавателя в «несчастного, больного человека». Нельзя забывать, что система позитивных тенденций (ценностей) лежит не вне преподавателя, а в нем самом. И только от стараний и желаний самого педагога зависит процесс его самосовершенствования и самоактуализации.


Система работы по повышению квалификации педагогов занимает важное место в системе непрерывного образования филиала. Такая система состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

- повышение образовательного уровня (образовательная подготовка) – курсы, семинары, самообразование, взаимообучение и др.;

- практическое применение знаний на практике (педагогическая работа) – открытые учебные и внеклассные занятия, обобщение и презентация педагогического опыта, проведение мастер-классов и др.;

- научно-методическая деятельность (разработка учебно-методических документов, конференции, проектно-исследовательская деятельность и др.).


Третья составляющая системы работы по повышению квалификации педагогов в меньшей степени развита в большинстве образовательных учреждений, в том числе и в филиале.


Одной из составных частей научно-исследовательской работы преподавателей среднего профессионального образования является их научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения, и направлена она на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях. Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях проблемно-методических групп, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати. Методическая работа организуется в проблемно-методических группах и охватывает широкий круг проблем.


В рамках проведения внутренней экспертизы организации образовательного процесса в филиале было проведено анкетирование преподавателей по оценке эффективности системы повышения квалификации. В анкетировании приняли участие 14 педагогов. Анализ результатов анкетирования показал, что 100 % (78 %) преподавателей знают, как совершенствовать свое мастерство, 64 % (68 %) умеют обобщать свой опыт, 93 % (86 %) имеют свою методическую проблему, 78 % (68 %) удовлетворены работой ПМГ, 86 % (44 %) участвуют в научно-практических семинарах, 86 % педагогов удовлетворены оказываемой методической помощью в лице руководителей, 71 % - удовлетворены помощью в лице методиста и председателей ПМГ, 93 % педагогов считают, у них имеется мотивация к повышению профессионального мастерства и квалификации, и 77 % педагогов считают, что в филиале в полном объеме созданы условия для повышения профессионального мастерства и квалификации.


Вместе с тем, если ранее повышение профессионального уровня рассматривалось только через систему методической работы, то сегодня в условиях гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса данное понятие выступает в более широком смысле как пространство последипломного образования, которое имеет свои формы и направления. Таким образом, ориентируясь на гуманизацию обучения, обеспечивающую формирование саморазвивающейся личности, необходимо, прежде всего, управлять повышением квалификации преподавателей филиала, что мы и пытаемся делать особенно активно и целенаправленно на протяжении последних 3 лет.


Профессиональные образовательные учреждения нового типа (колледжи, региональные ресурсные центры и пр.), ориентированные на максимально открытое, доступное, непрерывное профессиональное образование, предполагают создание системы повышения квалификации педагогических работников непосредственно внутри образовательного учреждения, которая изначально адекватна особенностям контингента обучающихся, образовательной среде конкретного учреждения, уровню компетентности каждого члена педагогического коллектива, обеспечивает системность и последовательность процесса повышения профессионального уровня педагогических работников.


В филиале также было принято решение о создании системы повышения педагогической квалификации преподавателей внутри образовательного учреждения. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня преподавателей, создание условий овладения новыми педагогическими идеями, средствами, технологиями обусловлена факторами новых экономических условий:

- стремительным обновлением знаний, умений, навыков, приобретаемых в соответствии с потребностями рынка труда;

- введением новых специальностей и дисциплин;

- обязанностью учебного заведения выпускать готового к работе, а не «молодого» специалиста;

- возрастающей конкуренцией на рынках труда и образовательных услуг.


Цель системы повышения квалификации преподавателей − повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.


Для реализации цели необходимо:

- расширить и углубить общепедагогические и психологические знания преподавателей;

- выработать навыки применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- стимулировать преподавателей к совершенствованию педагогического мастерства.


Ожидаемые результаты внедрения системы повышения квалификации преподавателей в постдипломное образование:

1. Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, что предполагает:

- совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения, инновационных технологий, способствующих развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня;

- совершенствование форм, методов контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов;

- организацию управляемой и контролируемой самостоятельной работы студентов на протяжении всех лет обучения, создание климата, благоприятного для обучения и воспитания студентов.


Риски в период внедрения системы:

1. Отсутствие внутренней мотивации вести постоянную и планомерную работу по самообразованию. Чаще всего это скачкообразная деятельность, которая оживляется в период аттестации преподавателя.

2. Завышение самооценки части преподавателей по поводу повышения профессионального и методического уровня и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Отработанная ранее традиционная система обучения не изменяется, хотя явно не способствует качественному обучению студентов.

3. Отсутствие полноценной системы стимулирования преподавателей, стремящихся к повышению качества и уровня обученности студентов.


Сегодня, можно сказать, сложилась определенная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение педагогической квалификации и профессионального роста каждого преподавателя.


В целом же, важно констатировать, что повышение профессионально-педагогической компетентности и квалификации педагогов – действительно, важнейший фактор управления в условиях модернизации системы общего и профессионального образования, и наша главная задача – грамотно и целенаправленно его использовать.





Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*