Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка контрольно-оценочных средств для повышения качества профессиональной подготовки студентов учреждений профессионального образования

04.10.2012 817 11039
Тараненко Людмила Андреевна, заместитель директора по учебной работе

Армавирский машиностроительный техникум
Второй учебный год в учреждениях профессионального образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты.

За прошедший год:

- разработаны и согласованы с работодателями основные профессиональные образовательные программы по всем специальностям,

- внедрены новые локальные акты,

- многое сделано для совершенствования материально-технической базы.


В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит следующая задача – разработка фондов оценочных средств по каждой специальности. Это очень большое и сложное дело, в решении которого есть целый ряд проблем:

1) неполнота законодательной и нормативной базы, определяющей требования к качеству образования;

2) отсутствие стандартизированных фондов оценочных средств и технологий качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС;

3) несогласованность требований к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования со стороны работодателей и государства.


Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО и представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.


При разработке контрольно-оценочных средств учебные заведения  руководствуются:

- Законом РФ «Об образовании»;

- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) ;

- ФГОС СПО по специальностям;

- рекомендациями  ФИРО по формированию комплектов оценочных средств.


Именно на основании этих документов  в образовательных учреждениях разрабатываются свои локальные акты.


Существенную помощь в разработке таких актов и управлении контролем качества образования в  Армавирском машиностроительном техникуме оказывает внедряемая с 2008 года Система менеджмента качества образования. Несмотря на отсутствие сертификата, СМК у нас работает и имеет свои положительные плоды:

- наведен элементарный порядок (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.);

- выработаны единые требования к оформлению документации (положений, инструкций, правил и др.);

- четко распределены полномочия и ответственность, отрегулировано взаимодействие между различными подразделениями и специалистами.


Возвращаясь к созданию ФОСов, следует сказать, что в АМТ  уже внедрены Положение «О Фонде оценочных средств по специальности» и инструкции по созданию комплекта оценочных средств по профессиональному модулю и по учебной дисциплине. Инструкции содержат обязательные требования к оформлению этих документов и призваны помочь преподавателям в этом нелегком деле.


Еще до ухода преподавателей в отпуск было проведено совещание с председателями цикловых методических комиссий, всем преподавателям были розданы электронные версии инструкций. На сегодняшний день составлен график проведения совещаний с преподавателями всех ЦМК по вопросу разработки комплектов оценочных средств. Особое внимание преподавателей обращено на необходимость разработки контрольно-оценочных средств для проведения входного, текущего и  рубежного контролей, зачетно - экзаменационных материалов.


Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. Они должны стимулировать у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины или профессионального модуля.


Примерный перечень и краткая характеристика оценочных средств по УД  и    типы контрольно-оценочных заданий (практико-ориентированных, комплексных, контекстуальных) для оценки результатов освоения ПМ показаны на слайдах.


Одним из применяемых  в техникуме видов оценочных средств является тестирование. Оно часто используется  преподавателями общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин при проведении входного контроля знаний, промежуточной аттестации, на первом этапе ИГА, Интернет-экзаменах и т.д. Этот метод прост и не требует больших временных затрат при проведении контроля. Однако, он действенен только при условии качественной подготовки тестового материала преподавателями. К сожалению, для разработки профессиональных тестов по специальностям и профессиям не все преподаватели, в силу отсутствия у них педагогического образования, могут качественно справиться с этой задачей. Поэтому для ее решения в техникуме проводятся  курсы повышения квалификации, методические советы, расширенные заседания ПК с приглашением преподавателей педагогической академии и специалистов ФИРО.


Для улучшения качества ФОСов и расширения базы профессиональных тестов по специальностям считаем целесообразным:

- объединение преподавателей учебных заведений по направлениям подготовки и специальностям по территориям или на краевом уровне;

- обучение преподавателей профессиональных дисциплин на курсах повышения квалификации по территориям с выдачей удостоверений;

- проведение для преподавателей вебинаров, видео- или интернет - конференций;

- проведение конкурсного отбора оценочных средств и их распространение среди образовательных учреждений края.


Существует еще одна проблема, связанная с разработкой КОСов УД (ПМ), - это необходимость их внешней экспертизы. Как известно, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели. Для учета этих требований учебные заведения  еще на этапе разработки ОПОП по ФГОС вели диалог с работодателями. Так, с 2010 года техникум тесно сотрудничает с Краснодарским  Региональным Отделением Общероссийской Общественной Организации «Союз Машиностроителей России». В 2011 году были проведены круглые столы с руководителями и специалистами крупных предприятий и организаций г. Армавира, а также их анкетирование. Представители рынка труда  сформулировали требования к качеству подготовки выпускников, рекомендовали, какие рабочие профессии следовало бы получать студентам. Однако, несмотря на такое активное сотрудничество техникума  с  работодателями, в оценке качества подготовки студентов остается еще много белых пятен.


Нам видится необходимость в проведении процедуры сертификации квалификации выпускников, т.е. в формировании независимой системы оценки качества работы образовательного учреждения. И здесь мы рассчитываем на поддержку Союза машиностроителей России, планируя открыть на базе Краснодарского регионального отделения «Союз Машиностроителей России» сертификационный центр.


Это позволит образовательному учреждению лучше узнать свои проблемные зоны в обеспечении качества и гарантий качества образования и принять своевременные меры по их устранению в целях успешной подготовки к процедуре государственной аккредитации, а выпускникам техникума иметь больше шансов найти  достойную, интересную для них работу.


Литература

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 151901 Технология машиностроения.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
6. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 230111 Компьютерные сети.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.


Презентация (ppt)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*