Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деловые игры как условие формирования профессиональной компетенции студентов по специальности «Операционная деятельность в логистике»

03.04.2018 616 1089
Федяева Ирина Викторовна
Федяева Ирина Викторовна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Педагогические технологии в современном динамично развивающемся мире не стоят на месте, одним из самых доступных и привлекательных для студентов педагогической технологией является деловая игра, позволяющая в игровой форме сформировать целостное практическое  представление о профессиональной деятельности.

Деловая игра – имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре имитируются лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

С одной стороны деловая игра задает практический предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности, а с другой – это средство обучения специалистов и формирование их личностных и профессиональных компетенций.

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в процесс деловой игры следует заложить 6 психолого-педагогических принципов:

  1. Принцип имитационного моделирования предполагает разработку имитационной модели производства. В этом принципе прописываются цели, предмет, модель взаимодействии участников, система оценивания.
  2. Принцип игрового моделирования – закладываются правила, цели, роли и функции игроков. Итогом объединения первых двух принципов является сценарий деловой игры.
  3. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентом в процессе игры.
  4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Объединение принципа проблемности и принципа диалогического общения приводит к выходу из проблемной ситуации.
  5. Принцип совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.
  6. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, становления творческой инициативы. Суть его в том, что деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме.

Эти взаимообусловленные принципы составляют главную концепцию деловой игры.

Опыт преподавательской работы позволяет понять, что именно через игровую деятельность у студентов происходит наиболее успешное освоение материала и проявляется повышенный интерес к своей будущей профессии. Одна из перспективнейших  игр для специальности «Операционная деятельность в логистике» – «Построй свое предприятие». Успех проведения деловой игры зависит, в первую очередь, от четкого моделирования элементов, как плана содержания, так и плана выражения. При непосредственной подготовке деловой игры обрабатывается материал плана содержания, определяется тип игры, состав участников, планируются возможные пути их достижения, прогнозируются проблемные ситуации, готовится необходимый реквизит. В качестве реквизита для деловой игры  «Построй свое предприятие» для каждой группы студентов (2-3 человека) используется ватман, клей, маркеры и конверт с логистическими терминами (50 слов). Студентам ставится задача - создать предприятие и показать на ватмане движение материального и информационного потока с использованием всех слов.

На этапе реализации определяется цель коммуникации, роли и ролевые отношения участников общения, уточняет задачи каждого, направляется общение, выходы из тупика. При этом исправляются только те ошибки, которые затрудняют или нарушают коммуникацию. Исправление происходит путем подсказки правильного варианта. Деловая игра проводится в начале и в конце обучения по специальности «Операционная деятельность в логистике».

На оценочном этапе важно определиться с предметом оценивания: индивидуальный/групповой результат (эффективность решений, межгрупповой взаимодействие, взаимодействие внутри группы, личностные качества участников) или общий результат (качество конкретного продукта: документ, решение, рекомендации). Результатом работы в данной деловой игре является построение бережливого и эффективного предприятия, в котором показаны законы логистики.

Анализ деловой игры это важнейшая составляющая, включающая в себя сам анализ,  дискуссию о достоинствах и недостатках деловой игры и конечно же выражение участия в студента в бальной системе – оценка за урок. При подведении итогов целесообразно выявлять недостатки участников деловой игры, так как это имеет и положитель­ное значение,  раскрывающее возможности для совершенствования и саморазвития студентов, а также  убедить обучающихся, что результаты деловой игры являются плодом их совместного творчества и профессионализма обучения.

После подведения деловой игры результаты исследования работ студентов можно рассматривать в двух контекстах, во-первых, как меняется выстраивание процесса создания предприятия с учетом получаемых знаний в начале и в конце обучения и во-вторых, как изменяются  работы со временем (первая деловая игра была проведена в 2013 году, последняя в начале 2018 года).

При сравнении и анализе работ одних и тех же студентов, которые проводятся  через 2 месяца после начала обучения по специальности «Операционная деятельность в логистике» и в конце обучения студентов - за 2 недели до ухода на преддипломную практику видны изменения организационной структуры предприятия,  стратегического мышления, применение  законов логистики, коммуникационных навыков. Студенты всегда очень бурно реагируют, когда происходит сравнение таких работ. Они критически оценивают прошлые свои работы, смеются над своими прошлыми ошибками, «да как мы вообще такое могли написать», что доказывает процесс формирования  и развития не только личности но и будущего специалиста.

При сравнении работ 2013 -2018 гг. разница заключается в основном в выборе сферы деятельности предприятия. В 2013-2015 гг. все работы были направлены на оказанию услуг населению, это способствовало видимо экономическая ситуация в стране, последние 2-3 года тенденция резко изменилась, студенты в основном создают производственные предприятия. На вопросы почему именно производство, а не услуги, в основном слышу ответ: «Это перспективнее, только производством можно укрепить экономику страны, создать новые рабочие места».

Анализ применения на своих занятиях одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что все это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.

 

Оригинал работы:

Деловые игры как условие формирования профессиональной компетенции студентов по специальности «Операционная деятельность в логистике»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*