Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческого мышления будущего учителя в процессе обучения методике математики

28.09.2012 346 1887
Евсютина В.И., заместитель директора

Томский государственный педагогический колледж в г. Колпашево
Каждый год на первый курс нашего филиала педагогического колледжа приходят иные дети, иное поколение. Они мыслят быстрее, информации о фактах, событиях и понятиях - у них больше. Вот только удивляются они меньше, меньше восхищаются и негодуют. Они спокойны в однообразном круге интересов. Тенденция к равнодушию страшна. Исследователи также не отмечают среди современной молодежи роста творческих способностей, наоборот, возрастает тривиальность мышления, стандартизация в мыслях и чувствах. Творчеству противопоставляется подражание, деятельность по готовым алгоритмам. Как же разбудить в наших студентах интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в компьютерной игре, не в сотовом телефоне, не на дискотеке и в других развлекательных учреждениях? Как заставить душу каждого студента трудиться? Как сделать творческую деятельность - потребностью, естественной необходимой частью жизни?


В связи с вышесказанным, одной из важнейших задач обучения в педагогическом колледже является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.


Методика преподавания начального курса математики является одной из основных дисциплин профессиональной подготовки учителя начальных классов, в ходе изучения которой формируются профессиональные компетенции будущих специалистов, создаются основы для сознательного и творческого подхода к решению возникающих в практике учебно-воспитательных задач. И здесь нельзя ограничиться запоминанием и воспроизведением готовых методических рецептов, необходимо воспитать у будущих учителей стремление к поиску, творчеству, научить их обоснованно и осознанно подходить к решению методических вопросов.


Работа по воспитанию у студентов творческого подхода к усвоению курса методики математики осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Особого внимания заслуживают практические занятия, на которых студенты учатся применять на практике знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельного изучения соответствующей методической литературы, учатся свободно ориентироваться в вопросах методики. Это достигается с помощью различных методов и приемов обучения: выступление студентов с докладами, рефератами, проектами, самостоятельное составление фрагментов уроков и их инсценировка, анализ учебников, самостоятельное составление различных заданий и упражнений и т.п.


Наряду со всеми перечисленными методами и приемами проведения таких занятий и с целью формирования творческого мышления студентов практикую на занятиях решение учебно – методических задач.


Под учебно – методической задачей понимается такая методическая конструкция, которая предполагает самостоятельный поиск студентом решения методической проблемы и требующая осознанного творческого применения знаний.


Учебно–методические задачи направлены на решение различных методических вопросов.


1. Задачи, способствующие усвоению теоретических вопросов курса. Например:

а). Почему рассмотрение случаев прибавления чисел 5, 6, 7, 8, 9 и вычитания из чисел 6, 7, 8, 8, 9, 10 разделено во времени?

б). Какое практическое применение в 3 – 4 классах находит изучение темы «Деление с остатком»?

Решение таких задач позволяет студенту глубже разобраться в особенностях содержания курса математики начальных классов и тех методических приемах, которые используются для его усвоения.


2. Задачи, связанные с анализом заданий в учебниках математики. Например:

а). С какой целью следует предложить учащимся задания:

Запишите пять четырехзначных чисел, используя цифры 2, 5, 0, 6.

Сколько различных цифр использовано для записи каждого из чисел: 915, 848444, 555050?

б). С какой целью и  в каком классе учитель предложил ученикам задание: Закончите решение: 15  40 = 15  (4  10) =

15  41 = 15  ( 10 + 4) =


3. Задачи на применение знаний к решению практических вопросов методики математики. Например:

а) Приведите рассуждения учащихся при решении следующих примеров: 68 + 4, 68 – 3, 68 – 20, 68 – 9.

б). Сравните два фрагмента урока по одной и той же теме и установите положительные стороны и недостатки каждого из них. Приведите свой фрагмент урока на эту же тему.


4. Задачи, помогающие раскрывать методические ошибки учителя или математические ошибки ученика. Например:

а). Ученик, решающий уравнение, допустил ошибку

                              х + 4 = 10

                              х = 10 + 4

                              х = 14


В чем заключается ошибка? Какие вопросы нужно задать ученику, чтобы он осознал и исправил свою ошибку?


Такие учебно–методические задачи составлены по всем вопросам курса методики математики Успешное решение студентами различных учебно–методических задач - достаточно надежный показатель усвоения ими курса методики математики и формирования у них творческого мышления.


Проявлению максимальной самостоятельности, инициативы и творчества студентов способствуют различные виды самостоятельных работ. Систематическая самостоятельная работа повышает культуру умственного труда студентов, формирует такие ценные качества как трудолюбие, организованность, дисциплинированность, самостоятельность мышления, развивает умение самостоятельно добывать знания. Это особенно важно в настоящий момент, когда обучение математике в практике работы начальной школы осуществляется по альтернативным программам и учебникам и выпускникам педагогического колледжа придется заниматься самообразованием, чтобы быть готовыми к творческой работе по различным учебникам математики.


Студентам предлагаются творческие самостоятельные работы различных видов:

· составление списка статей по теме и аннотирование нескольких наиболее понравившихся;

· подготовка сообщений, рефератов, проектов по определенной теме;

· анализ страниц учебников математики 1 – 4 классов;

· анализ темы по школьному учебнику математики. Студент должен найти в учебнике математики все частные случаи изучаемого материала и определить теоретическую основу каждого из них;

· разработка фрагментов уроков по определенной теме и их инсценировка на занятии;

· изготовление наглядных пособий, презентаций по теме;

· разработка специальных заданий направленных на то, чтобы студенты научились воспроизводить пояснения учеников при выполнении различных упражнений по теме, на закрепление определенного математического понятия;

· составление тестов для студентов и учащихся 1 – 4 классов, а также проверочных работ по теме;

· составление развивающих заданий. К таким заданиям относятся задания на классификацию, на установление закономерностей, на определение лишнего элемента и др.;

· составление логических задач;

· подбор или составление занимательного материала: сказок, загадок, пословиц, поговорок, задач в стихах, дидактических игр, четверостиший с математическим материалом;

· изучение типичных ошибок учеников и разработка путей их предупреждения;

· другие самостоятельные работы.


Все эти виды самостоятельных работ, несомненно, требуют от студентов творческого подхода к их выполнению.


Одним из факторов, способствующих развитию творческого потенциала как преподавателей, так  и студентов, являются нетрадиционные формы проведения уроков.


Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации обучения, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.


Но в целях активизации деятельности студентов, внесения нового творческого содержания в процесс обучения, нетрадиционные уроки не только могут, но и должны иметь место при обучении будущих педагогов.


На занятиях методики математики используются такие виды уроков: урок общения, урок - алгоритм, урок - методическая или дидактическая сказка, урок - диалог, урок - КВН, урок - консультация, урок - самостоятельная работа бригадным методом, урок - деловая игра, урок парного консультирования, урок - путешествие.


Уроки названных видов очень нравятся обучаемым, они проходят при большой активности и заинтересованности студентов. От преподавателя такие уроки требуют изобретательности, выдумки, нестандартности мышления, а от студентов – творческого решения ситуаций и проблем, возникающих при их проведении.

Очень полно и наглядно раскрываются творческие способности и преподавателя (как методиста), и студентов в ходе педагогической практики, а конкретно - при проведении пробных уроков и занятий. При подготовке к пробным урокам студенты творчески подходят и к уроку в целом, и  к отдельным его этапам. Они подбирают интересные, занимательные, развивающие задания для устного счета, для актуализации знаний, продумывают постановку перед учениками проблем и путей их решения, изготавливают необходимые наглядные пособия или презентации, продумывают, как провести урок в нетрадиционной форме, чтоб он был интересен ученикам начальных классов и т. п.


Составной частью учебно–воспитательного процесса является внеклассная работа. Углубляя и расширяя знания студентов и их практические навыки, внеклассная работа развивает смекалку, математическую зоркость, логическое мышление и, естественно, творческие способности студентов. Здесь студентам не выставляются оценки, но очень поощряется обоснованность суждений, смекалка, рациональные приемы вычислений и поэтому студенты не боятся проявлять активность, инициативу, самостоятельность и свои творческие данные. Они принимают участие в разработке сценариев внеклассных мероприятий, находят или составляют интересные нестандартные задания, изготавливают необходимые наглядные пособия, принимают участие в различных инсценировках. С помощью студентов подготовлены и проведены такие внеклассные занятия как: «Математическая игротека», «Математическое путешествие по сказкам Пушкина», «Математический КВМ», «Математический турнир 4с+ в», «Веселая заниматика» и другие.


Активизации творческой активности студентов способствуют конкурсы и выставки творческих работ, которые обычно организовываются по темам, например, «Наглядные пособия», «Сообщения», «Конспекты уроков», «Методические копилки», «Занимательный материал», «Презентации» и т.п.

Глядя на разнообразие творческих работ, у студентов, естественным образом, возникает желание приобщиться к творческой деятельности. Студенты сравнивают свои работы с работами других студентов, видят их достоинства и недостатки.

Принимая участие в учебной деятельности, студенты могут действовать, руководствуясь определенным образом (пассивно – подражательная деятельность), могут из многих предложенных вариантов решений выбрать самостоятельно для своих  действий один из них (активно - подражательная деятельность), и, наконец, они могут придумать, создать качественно – новое (творческая деятельность).


Для формирования у студентов умения учиться и работать творчески необходимо:

· с первых дней обучения воспитывать у студентов интерес к творческой деятельности. Для этого преподаватель должен раскрывать студентам творческие стороны возможного выполнения ими различных работ;

· постоянно внушать студентам веру в собственные творческие силы. Только при этом условии они будут действовать активно и самостоятельно;

· в процессе обучения не делить студентов на постоянные бригады и звенья «сильных», «слабых», и «средних», так как это не способствует появлению у «слабых» уверенности в своих способностях, проявлению у них творческой активности;

· формировать у студентов сознательное отношение к учебному труду, к усвоению конкретных знаний и умений, потребность в самостоятельном добывании необходимой информации;

· постоянно стимулировать творческую деятельность студентов. С этой целью систематически на базе кабинета необходимо организовывать выставки их творческих работ;

· ставить в процессе урока дополнительные вопросы наблюдательного и творческого характера, создавать своеобразные «проблемные ситуации»;

· разрабатывать творческие задания, отвечающие следующим требованиям: они должны создавать условия для применения ранее приобретенных знаний и опыта, быть проблемными, должны быть направлены на устранение «узких мест»;

· задания необходимо подбирать с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний к частично–поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

· система творческих заданий должна вести к формированию беглости мышления, ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.


В процессе изучения методики математики каждому студенту представлена возможность проявления и развития своих творческих способностей, создана атмосфера творческого поиска для формирования на его основе творческой личности студента, воспитания у будущего педагога активного творческого отношения к своей будущей профессии.


Литература

 

1. Акимова Н.В. Модель формирования творческой культуры студентов. // Приложение к журналу «СПО». 2007. №10.

2. Белосвет В.В. Развитие познавательной активности на уроках математики. // Начальная школа плюс. До и после. 2009. № 6.

3. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся.- М.: Просвещение, 1984.

4. Герасименко Е.Н. Пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах // Начальная школа. 2008. №9.

5. Дрозина В.В. Творчество – удел избранных? // Начальная школа. 2011.  № 3.

6. Жарова Л.В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 1993.

7. Комарова В.И. Развитие познавательной активности будущих учителей начальных классов. // Начальная школа. 2010. № 9.

8. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов. // Начальная школа. 2010. № 7.

9. Митенева С.Ф. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся. // СПО. 2010. № 7.

10. Сафонов В.И. Использование информационных технологий при обучении математике на всех ступенях среднего образования. // Начальная школа плюс. До и после. 2009. № 1

11. Смирнова В.В. Решать задачи интересно! // Начальная школа плюс. До и после. 2009. №6.

12. Срогович А.Г. Освоение студентами педагогического колледжа технологии проблемного обучения. // СПО (приложение). 2010. № 6.

13. Стойлова Л.П. Возможности курса математики в формировании у студентов исследовательских умений // Начальная школа. 2009. № 6.

14. Тимофеева Н.Б. Лабораторные работы по математике как средство организации самостоятельной деятельности студентов факультета начальных классов. // Начальная школа. 2009. № 11.

15. Тутолмин А.В. Методическое сопровождение будущего учителя в процессе становления и развития творческой компетентности. // Начальная школа. 2009. № 1.

16. Целищева И.И., Зайцева С.А. Развитие математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач.// Начальная школа плюс. До и после. 2009. № 1.

17. Шаповалова Н.А. О познавательном интересе и приемах его активизации. // Начальная школа.2009. № 7.

18. Шаповалова К.Н. Стратегия формирования инициативы студентов в процессе учебно-познавательной деятельности. // Начальная школа плюс. До и после. 2011. № 3.

19. Шаповалов В.В. Активизация профессионально-познавательного интереса студентов. // Начальная школа плюс. До и после. 2010. № 5.

20. Штукотуров А.М. нестандартные уроки как средство повышения интереса к получению профессии.// Приложение к журналу  «СПО». 2008. № 8.

21. Ярвилянина Е.В. Основные педагогические принципы развития творческого мышления студентов. // Приложение к журналу  «СПО». 2007. № 8.

22. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. 2008. № 2. 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*