Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значимость практико-ориентированных оценочных средств в свете требований профессиональных стандартов при подготовке конкурентоспособного специалиста (на примере дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»)

02.04.2018 187 237
Игнатова Анастасия Александровна
Игнатова Анастасия Александровна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

«Ум заключается не только в знании,

Но и в умении прилагать знания на деле.»

Аристотель

 

Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования связано с необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста, который способен быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям общественного развития и вызовам современности.  Так как ФГОС определяет общие и профессиональные компетенции как конечные результаты освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), соответственно, конкурентоспособный специалист – это тот, кто обладает достаточным уровнем  общих и профессиональных компетенций.

Практическая направленность данных компетенций исходит также из их определения:

Общие компетенции (ОК) - универсальные способы деятельности, общие для большинства профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональные компетенции  (ПК) - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Это означает, что современный компетентностный подход предполагает результатом обучения такой набор компетенций, который будет востребован в профессиональной деятельности современного специалиста. В этом и заключается главное отличие компетентностного подхода в образовании от традиционного. Соответственно, показателем качественного обучения является не только теоретически подготовленный выпускник,  а человек, способный решать практические задачи.

Поэтому перед современным педагогом встает задача найти ту «золотую середину», которая позволила бы не нанести ущерб теоретической базе, и усилить практическую будущих специалистов. Таким компромиссом будет являться разработка и широкое применение практико-ориентированных заданий для контроля знаний студентов. Под практико-ориентированными заданиями понимаются задания, материал для составления которых взят из окружающей среды и ориентирован на формирование практических навыков.

Они позволяют не только актуализировать изученный материал, выявить потребность в дальнейшем пополнении предметных знаний но и формируют готовность к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Практико-ориентированные задания для студента ценны тем, что имитируют трудовые функции и действия специалиста, погружая его тем самым в производственную среду, а для преподавателя создают благоприятную исследовательскую обстановку для его подготовки. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности и должны учитывать специфику требований к специалистам данного профиля на регионального рынке труда.

Например, для контроля приобретенных компетенций по дисциплине ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности задания могут быть построены на моделировании конкретной ситуации, решение конкретной профессиональной проблемы.  

Пример разработки учебного кейса с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации по дисциплине ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности:

Условие задачи: Сергей был принят по срочному трудовому договору в ДОУ «Колокольчик». По истечении срока договора Сергей еще в течение 1 месяца завершал доверенные ему дела, после чего ДОУ отказалось выплачивать Сергею зарплату за данный месяц работы, мотивируя это тем, что последний работал за сроками договора. Сергей обратился за помощью к юристу.

Вопросы: Правомерны ли действия работодателя? Прокомментируйте, как, по-вашему, будут развиваться события?  Необходимо дать нормативно обоснованный ответ.

Вариант правильного ответа: Юрист посоветует Сергею обратиться за защитой своих прав в суд, где его иск удовлетворят, а ДОУ "Колокольчик" обяжут оплатить Сергею отработанный им месяц за сроками трудового договора, т. к. согласно ч. 2 ст. 58 Трудового Кодекса РФ в случае когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Рассмотрим, что необходимо сделать обучаемому, для того, чтобы найти решение для данной задачи, что при этом формируется, и почему данный вариант задания является наиболее эффективным при формировании и оценке компетенций, знаний и умений, требуемых образовательным стандартом в результате усвоения учебной дисциплины.

Алгоритм решения задачи

Формируемые компетенции

Формируемые знания

Формируемые умения

Требования профессионального стандарта педагога

ФГОС СПО по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах

1.    Изучить, осознать условия задачи, проблемную ситуацию.

2.    Исходя из условий задачи, нужно произвести поиск информации, т.е. нормативного правового акта, отвечающего условиям задачи, затем в структуре нормативного акта необходимо вычленить те правовые нормы (статьи закона), которые регулируют конкретную ситуацию, заданную в условиях задачи.

3.      На основании норм законодательства разработать варианты (альтернативы) для решения задачи, оценить последствия каждого из вариантов.

4.      Решить задачу в виде текста, и соотнести полученный результат с поставленной целью, то есть дается ответ с обоснованием, со ссылкой на норму закона, подтверждающую решение.

Результатом освоения программы является овладение обучающимися ОК и ПК:

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1. права и обязанности работников в сфере управления образованием;

З2. основные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;

З3. особенности регулирования трудовых отношений в области образовательного права.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Использовать нормативно-правовые документы в работе.

 

У4. Защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством.

Педагог должен:

1. Уметь читать документацию.

 

2. Знать основы законодатель-ства, позволяющие эффективно работать в коллективе и с родительской обществен-ностью

Несмотря на то, что данный пример является заданием порогового уровня сложности (для решения требуется один теоретический факт при разрешении практической ситуации), как мы видим, он формирует обширный комплекс компетенций, знаний и умений, требуемых Федеральным государственным образовательным стандартом в результате усвоения учебной дисциплины. Тогда как варианты использования устного или письменного опроса (например, в каких случаях срочный трудовой договор становится бессрочным? Перечислите особенности расторжения срочного трудового договора? и т.п.), которые наиболее часто встречаются в оценочных средствах текущего и итогового контроля, выполняют задачу лишь теоретического усвоения материала.

Апробация практико-ориентированных заданий по данной дисциплине в 44 и 41 группах показала реальную возможность определения уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в процессе контроля знаний. Проблемные ситуации, ролевые игры вызывали у студентов больший интерес, тем самым создавали мотивацию к учебной деятельности, вовлекали в процесс обсуждения в ходе решения задачи большое количество студентов, даже тех, кто ранее не проявлял инициативы и особой активности при ответах домашнего задания и в ходе урока; жизненные ситуации практико-ориентированных заданий демонстрировали им необходимость качественного изучения материалов при подготовке, ведь именно на них они будут опираться в дальнейшей трудовой деятельности;  в поисках решения студенты видели, в какой именно части изучаемой темы наблюдаются пробелы в знаниях, тем самым побуждая их к дальнейшему углублению предметных знаний, а также формированию умений самостоятельной работы с нормативно-правовыми документами, если ранее различные кодексы, законы были для большинства студентов чем-то трудновоспринимаемым, без возможности самостоятельной интерпретации, а от этого и ненадобности их изучения, то в ходе решения практических задач нормативно-правовые документы были для студентов надежным источником информации, в котором будут ответы на все интересующих их вопросы.

Очевидно, что имитационные практико-ориентированные задания для контроля результатов освоения образовательных достижений обучающихся, общих и профессиональных компетенций в свете требований профессиональных стандартов способствуют формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Таким образом, я предлагаю преподавателям при разработке оценочных средств для текущего и итогового контроля знаний обучаемых уделить большее внимание практико-ориентированным заданиям, использовать в своей работе их разнообразные виды и уровни сложности.

 

Оригинал работы:

Значимость практико-ориентированных оценочных средств в свете требований профессиональных стандартов при подготовке конкурентоспособного специалиста (на примере дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*