Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационных ресурсов в учебном процессе

30.03.2018 7531 12474
Цетвинская Ольга Анатольевна
Цетвинская Ольга Анатольевна, зав. НМО

Челябинский медицинский колледж

Использование информационных ресурсов при реализации образовательных программ стало определяющей тенденцией современного образования в рамках требований ФГОС. Информационные ресурсы в образовательной системе значительно расширяют возможности обучения и могут быть использованы для реализации мотивационных, информационных, контрольных и корректирующих задач.

В настоящее время в Челябинском медицинском колледже активно используются формы обучения, так или иначе связанные с применением информационных ресурсов, информационных технологий. Для их воспроизведения требуются техническое оснащение: компьютеры, проекторы, экраны. В колледже работают три компьютерных класса, которые из стационарных, в случае необходимости, могут быть преобразованы в мобильные, с наличием доступа к сети интернет на каждом рабочем месте. Лекционные аудитории оборудованы стационарными проекторами и экранами. Имеются переносные проекторы и экраны, для использования в небольших аудиториях, не оборудованных стационарным демонстрационным устройством. Благодаря такому техническому оснащению - компьютерные обучающие программы, компьютерные учебники, пособия, словари, учебные видеофильмы и звукозаписи активно используются нашими  преподавателями в процессе обучения.  Наличие доступа к сети интернет позволяет использовать информационные ресурсы сети.

Наблюдение и опрос преподавателей и обучающих показал, что основными используемыми информационными ресурсами сети интернет являются:

-Ресурсы сайта колледжа;

-Ресурсы сайтов Министерства образования и науки, Здравооохранения;

-Ресурсы интерактивных инциклопедий, как популярных  (Википедия, Викисловарь), так и медицинских;

-Ресурсы образовательных порталов. В нашем колледже активно используются электронные учебные модули федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Учебный модуль ФЦИОР представляет собой интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные;

-Ресурсы электронных библиотек. Преподаватели и студенты колледжа имеют доступ к электронно-библиотечной системе «Консультант студента» издательской группы «Гоэтар-Медиа», Челябинской областной универсальной научной библиотеке и др;

-Ресурсы электронных  баз документооборота, новостей, методических материалов,  публикаций и статей для сотрудников образовательных учреждений и студентов (Информио, Росметод). Преподаватели колледжа не только получают необходимую информацию, но и сами активно участвуют в создании и пополнении информационных ресурсов.

Опрос также показал, что для передачи информационных ресурсов  чаще всего используются такие средства телекоммуникации, как E-mail; Skype; социальные сети. Преподаватели не менее активно, чем студенты стали использовать в своей работе средства телекоммуникации, как с целью трансляции информации, так и с целью получения обратной связи.

Для размещения и обмена информацией, преподаватели колледжа стали создавать свои сайты и группы в соцсетях.

Так же были установлены цели получения информации из информационных ресурсов сети интернет. Преподаватели отметили, что чаще всего их целями являются:

-самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети;

-повышение квалификации с использованием дистанционного обучения;

-поиск материалов в сети интернет для проведения уроков;

-получение нормативных документов с сервера министерств;

-получение информации о новых педагогических технологиях;

-получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях;

-получение программного обеспечения;

-публикация своих работ и сообщение о своих разработках;

-участие в вебинарах;

-переписка с коллегами, поиск единомышленников и коллег в других городах и странах;

-выбор и заказ книг в интернет-магазинах.

Больше 50% преподавателей колледжа и студентов чувствуют себя в сети достаточно уверенно, справляясь с большинством задач. Две три опрошенных студентов пользуются сетью Интернет с желанием занять свое свободное время. Треть студентов оценивает Глобальную паутину как возможное средство получения необходимой информации и реализации своих образовательных потребностей. Из них 80% отметило, что находят в Интернете много полезной информации, как общеобразовательной, так и профессиональной направленности, т.е. медицинской. 

Современное образование невозможно представить без электронных образовательных ресурсов. К электронным образовательным ресурсам мы относим учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. Преподаватели челябинского медицинского колледжа успешно создают и используют в обучении  следующие электронные образовательные ресурсы:

-электронные учебники, учебные пособия,

-учебно-методические комплексы,

-презентации лекций, семинарско-практических и практических занятий,

-системы тестирования.

В колледже используются две тестовые программы. Это MedTest  и MyTest. Важнейшими достоинствами электронного тестирования являются: возможность моделирования тестовых заданий (их последовательности, вариативности и даже самих условий) на основе заданного алгоритма, оперативность при подведении итогов, беспристрастность оценок, меньшая трудоемкость при редакции тестов, простота и экономичность их тиражирования, возможность осуществления самоконтроля и др. Программы типа MyTest можно использовать не только для тестирования, но и для обучения, создания пособий, рабочих тетрадей, практикумов и т.п. С помощью таких программ можно решать клинические и ситуационные задачи, что особенно важно в подготовке  будущих медицинских специалистов.

Тестирующие и обучающие программы можно устанавливать на мобильные сенсорные  телефоны, что позволяет студентам получать необходимые знания и проверять себя в тех условиях, когда использование компьютера затруднительно, например в транспорте. Так студенты нашего колледжа готовятся к аккредитации, загрузив в свои телефоны тесты по аккредитации.

Несмотря на то, что бескомпьютерные информационные технологии остаются в учебном процессе, компьютерные технологии начинают занимать лидерующие позиции. В условиях активного внедрения современных компьютерных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции педагогических работников.

Несмотря на то, что большинство штатных преподавателей колледжа владеет компьтерными технологиями, в колледже создаются все условия для повышения ИКТ-компетентности преподавателей. В рамках школы образовательных технологий рассматриваются современные информационные технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. Вопросы, способствующие повышению ИКТ-компетенетности преподавателя, включаются в программы повышения квалификации и программы переподготовки, на базе колледжа периодически организуются курсы компьютерной грамотности.

Таким образом, использование информационных ресурсов и технологий в учебном процессе является актуальной проблемой  современного образования. Сегодня преподаватель колледжа по любой дисциплине или модулю должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. 

Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

 

Список используемой литературы:

  1. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 368 с.
  2. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М. : изд. "Филинъ", 2003. - 616 с. 3. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М. : изд.-торг. корпорация "Дашков и К0", 2007. С. 9-110.

 

Оригинал работы:

Использование информационных ресурсов в учебном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*