Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современное состояние транспортной инфраструктуры и проблемы развития транспортной логистики в РФ

26.03.2018 205 272
Василиади Светлана Ивановна
Василиади Светлана Ивановна, преподаватель

Александровский сельскохозяйственный колледж

В настоящее время, логистика в России находится на начальном этапе развития и компаниями осуществляются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. По данным за 2016 год в России качество логистических услуг оценивают на 2,76 балла, возможности отслеживания грузов в 2,62 балла, своевременность доставки – 3,15 балла. По совокупности показателей с 2014 по 2016 год Россия с 90-й позиции спустилась на 99-ю.

Рынок транспортных услуг – один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. [Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура – это TransportInfrastrukture// Российская Федерация сегодня. – 2005. - №9.]

В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Большая часть железнодорожного парка, воздушных и речных судов выработали предельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов речных портов составляет от 50 до 70 процентов. А аэропортная сеть приблизилась к критической отметке в 80 процентов. [Стенографический отчет о заседании президиума Государсвенного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны// www.kremlin.]

Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем:

1)состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.

2)транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры.

3)уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны. Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью.

4)наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам.

5)основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.

6)сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, не до конца используется транзитный потенциал Российской Федерации. Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах Российской Федерации.

7)показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее 7-8 % ВВП.

8)значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.

Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пассажиров и 15,0 млн. тонн грузов.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт представлен Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Армавирским филиалом ОАО "Мир" Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невинномысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.

Железнодорожники края ежегодно перевозят более 10,5 млн. пассажиров и 11,5 млн. тонн грузов.

По железнодорожной инфраструктуре Россия занимает 25-е место.

Воздушный транспорт

На территории Ставрополья действуют федеральное государственное авиационное предприятие "Кавминводыавиа", его ставропольский филиал и Минераловодский авиаремонтный завод ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации", 3 авиакомпании, располагающие малыми воздушными судами для проведения авиационных химических работ.

ГУАП "Кавминводыавиа" - крупнейшее авиапредприятие Юга России. Начиная с 1999 года предприятие получало ежегодную национальную премию "Крылья России" в номинациях "Пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях" и "Пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях".

ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации" является одним из крупнейших ремонтных авиапредприятий отрасли. На заводе ремонтируют самолеты ТУ-154М, ТУ-154Б, АН-2, авиадвигатели АШ-62ИР ТА-6А, ТАИ 2А.

Авиапредприятиями края ежегодно перевозится более 0,6 млн. пассажиров и 3,5 тыс. тонн грузов.

В «Отчете о глобальной конкуренции» Всемирного банка инфраструктура аэропортов России занимает 65-е место.

Автомобильный транспорт

В Ставропольском крае работают 66 автотранспортных предприятий различных форм собственности. Автобусный парк занимает 58% от общего числа автомобилей в этих предприятиях.

В крае зарегистрировано свыше 700 тысяч единиц автотранспортных средств, из них более 110 тыс. грузовых автомобилей и около 20 тыс. автобусов.

Ежегодно автотранспортниками края перевозится около 234,0 млн. пассажиров и 3,9 млн. тонн грузов.

Основным связующим звеном между предприятиями транспорта и пассажирами является ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций Ставропольского края". Оно охватывает около 90% всего рынка данных услуг.

В отраслевом разрезе хуже всего представлена инфраструктура автомобильных дорого России – 123 –е место (согласно доклада Всемирного экономического форума).

Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:

  1. неэффективное использование маршрутов доставки продукции от поставщика к потребителю;
  2. слабая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень;
  3. отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
  4. неэффективное использование собственного и наемного подвижного состава;
  5. потери от простоя в ожидании погрузки/выгрузки транспортного средства;
  6. потери от неэффективной работы (умышленное хищение ГСМ, «левые рейсы», низкая производительность транспортного цеха, из-за слабой системы мотивации и низкой квалификации персонала и т. д.).

По оценке РБК.research, сегодня на российском рынке работает около 3,8 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги (компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая их филиалы в регионах), в том числе 2,8 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты) [РБК Магазин исследований: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/].

В таблице 1 представлен рейтинг транспортно-логистических компаний России по итогам 2016 года, составленный специалистами медиа-холдинга «Эксперт». Совокупный объем выручки участников рейтинга в сравнении с 2015 г. увеличился на 7,7% и составил 2898,6 млрд. руб.. Выручка от транспортно-логистической деятельности составила 2124,1 млрд. руб. (73% общей выручки). По данным таблицы 1 видно, что доминирующую позицию в рейтинге занимает ОАО РЖД, его выручка от транспортно-логистической деятельности — 1370 млрд. рублей. Показатель возрос на 4,2 % с 2015г.. 91 % выручки от оказания транспортно-логистических услуг составляют доходы от перевозок грузов и почты, остальные 9 % — предоставление транспортных средств и инфраструктуры в аренду.

Вторую позицию в рейтинге заняла Первая грузовая компания (ПГК) входящая в состав Universal Cargo Logistics Holding B. V. , у которой 88,4 млрд. руб. выручки от транспортно-логистических услуг формируется за счет грузоперевозок.

Третье место принадлежит ФГУП «Почта России» плюс 19% к выручке от транспортно-логистических услуг по сравнению с 2015 г. и плюс 26 % по отношению к выручке от транспортно-логистических услуг (ТЛУ) за 2014 г.

Таблица 1

Рейтинг десяти крупных транспортно-логистических компаний России по итогам 2016 года

Место компании

в рейтинге  

Компания

Принадлежность к группе

Специализация

1

ОАО РЖД

Холдинг РЖД

Грузоперевозки железнодорожным транспортом

2

Universal Cargo Logistics Holding B. V.

 

Комплексные транспортно-логистические услуги

3

ФГУП «Почта России»

 

Доставка почтовых отправлений, комплексные транспортно-логистические услуги

4

АО «Федеральная грузовая компания

Холдинг РЖД

 Оператор подвижного состава

5

Globaltrans

 

Оператор подвижного состава

На четвертом месте входящая в холдинг РЖД Федеральная грузовая компания с общей выручкой от ТЛУ 73,6 млрд. руб. (плюс 60т % к 2015 г.)

Пятерку замыкает транспортной компании Globaltrans, с  выручкой 69,5 млрд. руб. (темп прироста 2%) [Журнал «Эксперт»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/]

Тенденция роста сохраняется и в 2017 году: исключение составляет внутренний водный транспорт, темп прироста за восемь месяцев 2017 г. составил 97,2% к аналогичному периоду. По итогам восьми месяцев 2017 г. положительную динамику объемов грузоперевозки показали железнодорожный транспорт – 100,4%, автомобильный транспорт – 102,2% и воздушный транспорт – 110,7%.

Система управления транспортным комплексом основывается на сочетании принципов государственного регулирования, которое осуществляется через систему законодательных актов по лицензированию и сертификации, экономических стимулов (дотаций) и административного контроля по выполнению установленных требований в части обеспечения безопасности перевозок, добросовестной конкуренции и доступности транспортных услуг.

Правительство РФ утвердило разработанную транспортную стратегию Министерством транспорта РФ на период до 2030 года, в которой были определены следующие цели развития транспортной системы:

‒формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

‒обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны;

‒обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

‒интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

‒повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду [Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»:[Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».]

Логистику, в особенности транспортную логистику, в настоящее время невозможно представить без полноценного применения информационных технологий. В связи с использованием современных технологий и новой техники, разрабатываются все новые информационные связи, представляющие из себя характерную черту большинства процессов, в том числе и транспортной, на национальном и международном уровнях. Дальше всех в этом направлении продвинулся  ЖДТ.

Поскольку, новые технологии всегда дорогостоящие и не каждая компания может позволить их себе. Но есть и технологии, которые уже давно проверенные и внедрены в процесс доставки товара. Развитие идет на уровне отдельных компаний. В ГК «Рускон» WMS – системы внедрены на всех складских активах групп. ГК «Максисму» разработала и внедрила собственные ИТ – решения уровня ERP. В ФГК с 2017 г. действует совместно с RailCjmmerce проект электронной биржи. «РЖД Логистик» выпустила мобильное приложение РЖД Грузы на платформе Android для заказа грузов.

Инновационные технологии заказчику представляют полную информация о товаре, в частности самое главное, это где в данный момент, в данную минуту находится товар. Все это обеспечивают специальное программное обеспечение:

  • Система GPS - автоматизированная глобальная спутниковая система, созданная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства.
  • Система ГЛОНАСС - предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
  • Система EspaceCat -информирует пользователя о параметрах перевозимых товаров и схемы их размещения в кузове транспортного средства, формируя эти сведения в виде трехмерных графиков.

Упрощение процессов, которые дает электронное документирование, пожалуй первое важнейшее направление стратегического развития современной логистической компании.

Улучшение позиции России в рейтингах можно достичь путем снижения стоимости логистики за счет консолидации усилий государства и бизнеса. От государства требуется ускорение принятия нормативных решений, а от участников рынка внедрение современных  технологий и эффективных бизнес - решений.

 

Оригинал работы:

Современное состояние транспортной инфраструктуры и проблемы развития транспортной логистики в РФ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*