Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации

26.03.2018 1838 3025
Ивашкова Александра Андреевна
Ивашкова Александра Андреевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Аннотация. В статье рассмотрена проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональном образовании, проанализирована проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: цифрофизация, профессиональное образование, информационно-коммуникативные технологии, информационная среда в профессиональной образовательной организации.

Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как информатизация общества и необходимость подготовки специалистов, так и распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения.

Деятельность профессиональной образовательной организации во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и администрация владеют информацией, насколько быстро они могут ее проанализировать и обработать, а также довести до конечного потребителя – обучающегося.

Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Также применение информационно-коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность.

Информационная среда изучалась во многих аспектах:

1)как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, то есть в форме информации, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание;

2)как система исторически сложившихся форм коммуникации;

3)как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

Исследователи Е.А. Ракитина и Ю.В. Лыскова отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:

–педагогом (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);

–педагогическим коллективом образовательной организации (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

–государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов) [4, с. 19–25].

Под информационной средой профессиональной образовательной организации мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих наличие: системы средств «общения» с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;  системы самостоятельной работы с информацией;   интенсивных связей между участниками учебного процесса – как вертикальных, так и горизонтальных. 

Представление информационной среды как пространства социальных коммуникаций субъектов образования позволяет говорить о среде как некоей целостности, в которой могут быть выделены определенные поля взаимодействий личности и информационной среды: информационное поле, поле психологического взаимодействия, пространственное поле корпоративных отношений.

Условия формирования образовательной среды на базе ИКТ представлены в ряде работ (Я. А. Вагроменко, В. А. Касторнова, И. В. Роберт, Ю. А. Прозорова и др.). Опыт работы в условиях образовательной среды показывает, что возможны различные варианты формирования образовательной среды на основе ИКТ в профессиональных образовательных организациях в зависимости от уровня готовности педагогического коллектива, взаимодействия всех участников образовательного процесса, оснащения техникума средствами ИКТ, атмосферы творчества, создаваемой в профессиональной образовательной организации[3; 5].

В данных исследованиях под информационно-коммуникативной средой понимают совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между педагогами, студентами и информационными ресурсами предметных областей, и функционирование структур управления учебно-воспитательным процессом.  На наш взгляд, целесообразным является проектирование такой образовательной среды, которая, основываясь на широком использовании информационных технологий, обеспечивала бы гуманизацию образования, повышение креативности студентов в этой среде, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Такой средой может быть креативная образовательная среда на основе информационно-коммуникативных технологий [2; 6; 7].

Цифровизация профессиональной образовательной организации напрямую зависит от четкого понимания возможностей информационно-коммуникативных технологий руководителями учебных заведений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке, хранению, представлении информации и ее анализа при подготовке и принятия решений. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур образовательного учреждения или системы образования в целом. Текстовые процессоры, электронные таблицы, программы презентационной графики, Web-редакторы, почтовые клиенты помогают руководителям учебных организаций в деятельности управления образованием. Каждая программа отвечает за свой конкретный участок работы. Одни помогают создавать текст или графику, другие – наводить порядок на жестком диске, третьи – работать в сети Интернет [1].

 

Библиографический список

  1. Gertsog A. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach / G.A. Gertsog, V.V. Danilova,  D.N. Korneev,  A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina. –Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, Vol. IX, No. 1, 2017. – P. 301–311.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, - 1991. - 480 с.
  3. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Захарова Ирина Гелиевна. – Тюмень, 2003. – 46 с.
  4. Касторнова, В.А., Дмитриев Д.А. Информационнообразовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2012. – № 2 (18). – С. 83-90.
  5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс,1994. – 205 с.
  6. Савченков, А.В. Педагогические условия развития эмоциональной устойчи¬вости будущего учителя / А.В. Савченков // Вестник Челябинского го¬сударственного педагогического университета. – Челябинск: ООО «Полиграф–Мастер», – 2009. - № 7. – С. 159 – 167.
  7. Шибкова, Д.З. Интегративный подход к оценке типологических и психофизиологических особенностей личности / Д.З. Шибкова, В.М. Кирсанов, П.А. Байгужин, А.В. Савченков / XII Международный междисциплинарный конгресс "Нейронаукадля медицины и психологии" Судак, 01-11 июня 2016 г. - М.: Изд-во ООО "МАКС Пресс". - 2016. - С. 460-461.

 

Оригинал работы:

Проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*