Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Специфика работы концертмейстера в концертмейстерском классе

26.03.2018 386 603
Бубнов Артем Владимирович
Бубнов Артем Владимирович, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

На современном этапе развития профессионального музыкального образования значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных колледжей дополнительного образования.

Мастерство концертмейстера – иллюстратора  глубоко специфично. Его труд способствует созданию на каждом уроке единого художественного ансамбля, в котором соединены  наставления педагога,  творческое начало студента, личная инициатива и грамотность концертмейстера. Большое значение для эффективности учебного процесса имеет характер общения педагога и иллюстратора, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение студента, но и воспитание его как личности.

Цель концертмейстерской деятельности - способствование успешному усвоению учащимися образовательных программ, эстетическое воспитание детей и подростков; работа в тандеме с преподавателями и студентами, участие в исполнительских конкурсах.

Работа иллюстратора  включает в себя умение контролировать качество исполнения студентами их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения. Таким образом, в деятельности иллюстратора объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося. Еще труднее, но при этом необходимо, сохранить свой индивидуальный облик.

В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценического волнения, страха перед повторением ошибок.

Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие профессионального психолога существенно влияет на достижения; такую психологическую помощь в ансамбле часто оказывает концертмейстер. Не менее ответственны малозаметные, на первый взгляд, психологические функции концертмейстера в обычном учебном процессе. Можно предположить, что вопросам психологической компетентности, имеющим в данной профессии особое значение, должно уделяться специальное внимание при обучении, опирающееся на конкретные рекомендации методической литературы.

Специфика работы концертмейстера в колледже состоит в том, что ему приходится быть «универсальным» музыкантом. Рассмотрим, какие  знания и навыки необходимы концертмейстеру:

  1. В первую очередь, умение читать с листа свою партию любой сложности, понимать художественный замысел произведения, видеть и представлять партию аккомпанемента, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению.
  2. Точное исполнение всех авторских указаний. Это касается непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции.
  3. Владение навыками игры в ансамбле.
  4. Умение транспонировать музыкальные произведения.
  5. Особое «чутье» в ансамбле, чтобы уметь быстро компенсировать, там, где это необходимо, темп, настроение, характер музыкального произведения.
  6. Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей.
  7. Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор-кларнетист должен увлечь своего партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у студента чувство эмпатии к исполняемой музыки. При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом свой индивидуальный облик и как солисту «вести» за собой пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что ему приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере учащегося.

Важная деталь в работе иллюстратора – умение найти контакт со студентом, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой. Без этого процесс создания ансамбля, совместного творчества и музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Учащемуся нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе  партии иллюстратора принадлежит огромная роль, которая требует обмена мыслями и идеями. Цель будет достигнута, если оба музыканта станут в художественном смысле равноправными участниками единого ансамбля. Хороший ансамбль концертмейстера и студента является залогом успешного выступления.

Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение студента перед выступлением. Творческое вдохновение передается ему и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Однако наличие у концертмейстера-иллюстратора всех этих качеств не гарантирует успех ансамбля скрипки и фортепиано.

На практике часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, что при первом исполнении с солистом учащийся, даже если он хорошо знает свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая окраска, другой ритмический рисунок в сольной партии, и он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы, которым не стоит препятствовать, так как надо дать возможность студенту преодолеть это напряжение, чтобы он привык к звучанию кларнета, научился слушать солиста, соотносить свою партию с партией солиста по звуковому балансу и почувствовал единое целостное звучание. Это, конечно, требует длительной кропотливой работы, все эти умения приходят с опытом. Чтобы студент смог быстрее войти во вкус настоящего живого музицирования, его необходимо к этому подготовить. Для этого преподаватель по специальности учит с ним не только его партию, но и партию солиста (иногда эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта работа тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на фортепиано во время исполнения учащимся аккомпанемента, но и приучает его напевать партию солиста. И как более сложный вариант – левой рукой играть свою партию, а правой – партию солиста. Со временем студент приобретает навык слышать и предчувствовать намерения партнера, аккомпанируя легко и свободно.

Практика аккомпанемента несомненно обогащает сознание учащихся. Живой звук инструмента – это особая тембральная окраска, длительность и протяженность музыкальной фразы, богатая штриховая и колористическая палитра.

Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае если ученик на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, не переставая играть свою партию, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.

Навыки чтения с листа, выразительного исполнения, качественный звук — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера над собой.

Для педагога по концертмейстерскому классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для студента концертмейстер — это  помощник,  наставник и педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и ответственностью в достижении нужного художественного результата в процессе учебно-воспитательной работы с будущими молодыми специалистами.    

Грамотно выстроенная работа с учащимися в классе аккомпанемента позволяет сделать этот предмет любимым, а при определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и конкурсных выступлений. Эта работа несет положительный заряд всем участникам этого процесса – и педагогу по специальности и студенту и концертмейстеру-иллюстратору. Для последнего это творчество способствует более разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней и исполнительской и педагогической составляющей. Взаимообмен опытом между иллюстратором-кларнетистом и педагогом-пианистом, совместный творческий поиск значительно обогащает музыкантов, расширяет их кругозор.

 

Список используемой литературы:

  1. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.
  2. «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера.» Музыка в школе– 2001.
  3. Михайлов И. «Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах», « О мастерстве ансамблиста» Сборник научных трудов, ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002

 

Оригинал работы:

Специфика работы концертмейстера в концертмейстерском классе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*