Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Северные росписи, их роль в формировании творческого потенциала и экологической культуры обучающихся

22.03.2018 112 143
Осекина Юлия Александровна
Осекина Юлия Александровна, преподаватель

Вельский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Шибанова

Во все времена человеческий ум пытался решить две задачи: чему учиться и как учиться, чтобы постичь законы мироздания и в соответствии с ними построить свою жизнь.

Доктор педагогических наук М. М. Поташник так охарактеризовал труд учителя: «Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».

Творчество - деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека

Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

Главные признаки творчества:

-создание нового или существенное усовершенствование известного;

-оригинальность, неповторимость продукта деятельности, её результатов;

-взаимосвязь творчества и самотворчества,  самосозидания,  тоесть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Наши студенты по возрасту относятся к периоду ранней юности. Это своеобразная и очень важная для будущей жизни пора взросления. Именно возраст ранней юности (15—17 лет) является периодом жизни, когда личностно значимой деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Всегда следует помнить и о том, что в основе подростковой натуры лежит чувственно-эмоциональный фактор. Для сохранения и укрепления психологического здоровья подростка рекомендуется:

-учитывать каналы восприятия (аудиовизуальный, кинетический);

-проявлять эмоциональное отношение к своему уроку;

-опираться на наглядно-образное мышление студента;

-помочь раскрыть каждому студенту его творческие способности.

Если образовательные  и специальные дисциплины - это сердце техникумовского организма, то творчество - лёгкие. И чтобы сердце билось в нужном ритме, чтобы личность развивалась достойно, нужен доступ свежего воздуха, а это и есть творческий потенциал человека. При всей значимости знаний, образованности человека, для раскрытия творческого потенциала студентов системообразующей основой воспитания в своей деятельности как педагог всё же считаю – духовность - способность понимать другого, сострадание, милосердие и доброта. Ведь моральные ценности и нравственные принципы и есть истинное богатство человека. Вот поэтому в процессе воспитания жизнеспособной личности особое значение следует придавать развитию эмоциональной сферы и духовным качествам подростка. Именно они создают творческое отношение к жизни, формируя при этом нравственные, духовные, познавательные и эстетические чувства личности. Работа в данном направлении ведётся уже не первый год. Каждый год тематика деятельности обновляется, но работает на общий результат – формирование творческой личности с высокой нравственной позицией.  

В 2017 учебном году вместе с обучающимися проводилась работа по реализации проекта «Экологический марафон», представленного  в рамках мероприятий, посвящённых 80-летию Архангельской области, а также приуроченного к году Экологии в Российской Федерации. Это позволило затронуть самые актуальные вопросы современности:

-воспитание неравнодушного, порядочного, эмоционального человека, любящего то место (независимо от его местонахождения), где он родился;

-создание условий формирования экологической культуры, основной чертой которой является ответственное отношение к природе;

-расширение и обогащение знаний, способствующих развитию экологической культуры обучающихся;

-развитие творческого потенциала личности студента.

Одна из ступеней реализации проекта «Экологический Марафон» – создание скворечников, оформленных росписями Архангельской области.

Этапы работы:

1.Определение  важности создания скворечников для сохранения видового разнообразия птиц;

2.Создание скворечников по представленной схеме;

3.Изучение основных элементов росписей Русского Севера;

4.Представление информации о северной росписи по дереву в виде докладов на уроках экологии, посвящённых воспитанию экологической культуры;

5.Оформление скворечников росписями Русского Севера;

6.Выставка скворечников, а также применение полученной информации о росписях Русского Севера в рамках дня общеобразовательных дисциплин «Край родной, навек любимый!», посвящённого 80-летию Архангельской области;

7.Подведение итогов, реализации данной ступени проекта «Экологический марафон»

Почему скворечники?

«Бог дал нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу» (Конфуций) Благополучие человека зависит от его правильно построенных взаимоотношений с природой. И бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

 Почему Северные росписи?

«Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы» Д.С.Лихачёв

Наш северный край интересен своей удивительной неброской по красоте природой, славен он своей историей, культурой. А ещё наш Север – край песенный, сказочный, былинный. Край литературный, художественный.

Даже простого списка северных стилей росписи по дереву достаточно, чтобы объяснить, почему Русский Север всегда считался кладовой народного творчества. На территории Архангельской области сегодня уверенно различают двенадцать стилей: мезенскую, важскую, ракульскую, пермогорскую, шенкурскую, борецкую, пучужскую, пижемскую, тоемскую, каргопольскую, уфтюжскую и онежскую росписи. Много это или мало? Например, в ближайшей к Архангельской, Вологодской области, насчитывают четыре-пять стилей; а в Нижегородской – три-четыре. Во всех остальных субъектах нашей необъятной – по одному. На зимней олимпиаде в Сочи 2014 года Мезенская, Уфтюжская, Ракульская и Северодвинская росписи достойно украсили олимпийское лоскутное одеяло ремёсел.

Традиции народной росписи уходят корнями в глубокую древность. Они получили широкое распространение по всему Северному краю. Центры росписей зарождались по берегам рек, от них, чаще всего, росписи и получали свое название. В русском народном искусстве XVIII - XX вв. сложились два основных направления декоративной росписи: графическая и живописная, свободно-кистевая. К графической росписи, уходящей корнями в XVII в., относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы, Пермогорья, росписи, бытовавшие по рекам Пинеги, Мезени, Печоры. В них присутствуют геометризованные, сюжетные, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Их объединяла техника росписи по предварительной грунтовке левкасом яичными и клеевыми красками (техника, связанная с иконописью с профессиональным искусством). Росписью, как и резьбой, украшены предметы крестьянского быта: ендовы, скобкари, ковши, ставы, жбаны и солоницы, берестяные туеса и лубяные короба, люльки и сундуки, дуги и грабли, вальки и прялки.

В Архангельской области яркими представителями свободной кистевой росписи были Вельский и Шенкурский районы. Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приемом выполнения орнамента кистью от руки без предварительного рисунка. Этот, на первый взгляд, чисто технический момент, во многом определил ее стилистический характер. От него шли приемы живописной раскладки по «чувству» красочных пятен, свобода и непринужденность композиции, разнообразие трактовки мотивов. В северных кистевых росписях цвет, цветовое пятно играют большую роль. Мастер работает крупными сочными мазками с применением белильных оживок. Чаще всего северные кистевые росписи украшали прялки, свесы кровли, фасады жилища, перегородки, двери в интерьере избы, мебель, сундуки, дуги, сани. Растительный орнамент, как правило, исполнялся на плоскости.

По композиции он обычно напоминал небольшое декоративное панно, отличающееся своеобразной монументальностью. Особенности символического образного строя этого орнамента основаны на отношении к миру природы как источнику человеческого счастья. В. М. Вишневская отмечает: «Народный идеал счастливой, привольной жизни раскрывался в образе не небесного, а реального, земного рая, поэтическим олицетворением которого является изображение бутонов и цветов, цветущих ветвей, букетов, вазонов, винограда и птиц на ветвях. Композиции с цветущими деревьями и цветами воспринимались как символ прекрасной земли, дарованной людям для жизни привольной и счастливой». Таким образом, в северных кистевых росписях в создании общего эмоционального настроя огромную роль играет как символика орнаментов, так и символика цветового решения.

Северные росписи:

Старой Олонецкой (Онежской) росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично.

Для Каргопольских росписей характерен аналогичный цветочный рисунок, порой это букет из четырех красных роз в вазоне. Листья цветов имеют простую форму.  В начале XX века на роспись прялок, как и на многие другие элементы народной культуры, оказала влияние городская культура и различные художественные стили, в том числе и стиль модерн. Следы такого влияния можно заметить в росписях прялок, интерьеров и фасадов домов (в т.ч. оконных наличников, ставней).

 

Презентация

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Северные росписи, их роль в формировании творческого потенциала и экологической культуры обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*