Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в Шадринском филиале ГБПОУ «КбМК»

20.03.2018 611 1067
Клевакина Елена Леонидовна
Клевакина Елена Леонидовна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития, а также подготовке к самостоятельной жизни в современном обществе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа ( далее сироты). Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий на разных уровнях, обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную  подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Важным аспектом в социализации сирот в современном обществе является  их адаптация в период профессионального обучения. Основным звеном достижения социальной адаптации являются учреждения профессионального образования.

Целью социальной адаптации обучающихся является формирование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Очень важно чтобы дети данной категории при выпуске из учебного учреждения получили профессию и  смогли стать полноценными гражданами (смогли трудоустроиться, имели тесные здоровые «социальные связи», умели организовать свой быт).

Как известно, семья занимает главенствующее место в воспитании,  родительская забота необходима в формировании и становлении  человеческой личности. Молодым людям достаточного  уровня готовности к взрослой жизни часто не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

При поступлении и дальнейшем обучении в системе СПО, т.е. в новых жизненных ситуациях, в новой социальной роли, в нашем случае - студента,  сироты сталкиваются с трудностями, приводящими их к очередным проблемам, из которых они вынуждены искать выход. Часто от безысходности такие ситуации могут повлечь за собой тяжелые последствия. В этом случае  необходима взаимосвязь и наличие поддержки помогающего взрослого (социального педагога). Это и является социально-педагогическим сопровождением,  направленным на социальную адаптацию студентов-сирот. 

Психологи отмечают, что часто сироты не умеют реально оценивать свои возможности и добиваться поставленной цели, недостаточно владеют навыками самообслуживания и распоряжения денежными средствами.

Социально-психологический статус сирот характеризуют: позицией иждивенчества, неумением самостоятельно решать жизненные проблемы, в особенности материального плана; завышенной или заниженной самооценкой; неадекватностью уровня притязаний; инфантилизмом, сниженным уровнем активности; перегруженностью отрицательным жизненным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; повышенной внушаемостью.

Данные риски необходимо учитывать при работе со студентами - сиротами даже в тех случаях, когда они воспитывались в приемных семьях или находились на попечении, так как  многие из них могли  большую часть своей жизни проживать в детском доме, или находиться в асоциальных условиях семей биологических родителей.

В Шадринском филиале ГБПОУ «КбМК» обучается 22 студента  категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей и из их числа.  В общей сложности они составляют 5% от общего количества обучающихся. Студенты-сироты распределены по разным курсам и специальностям – это  является положительной стороной в их адаптации. Удается преодолеть принцип компактности проживания сирот, так как есть возможность в общежитии учреждения организовать их совместное проживание  и общение со студентами из обычных семей, что значительно расширяет социальные связи и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам в естественных условиях, особенно это было бы важно для студентов воспитанников детского дома. Учреждение профессионального образования не является специальными учреждениями для детей сирот. Оно характеризуется большей открытостью, отсутствует строгий режим, что способствует интеграции и развитию самостоятельности. Вместе с тем, значимым является не абсолютное, а относительное количество сирот по отношению ко всему контингенту учащихся. Если их количество составляет менее 3%, то подростки и молодые люди интегрируются в обществе без специальной помощи.

В настоящее время среди обучающихся в колледже нет студентов-сирот выпускников детских домов и интернатов, т.е. все студенты до поступления в колледж находились на попечении или проживали в приемных семьях.

На основании ФЗ «Об образовании в РФ студенты-сироты наряду с остальными абитуриентами проходят конкурс при поступлении в колледж. Средний балл аттестата абитуриентов  2016 г.составил от 4.1 до 3.8.

В единичных случаях выпускники детских домов и интернатов  профориентированы на получение медицинской профессии, но при поступлении в медицинский колледж не могут преодолеть конкурсный барьер.

После приема документов на поступления педагогом-психологом проводится психологическое тестирование абитуриентов, в том числе сирот, на выявления мотивации получения медицинской профессии. Так в 2016 г. абитуриенты- сироты причиной поступления отмечали: помощь людям и престиж медицинской профессии.

Для положительной социальной адаптации студентов – сирот на протяжении всего периода обучения в колледже осуществляется их сопровождение, состоящее из следующих этапов.

Первый этап подготовительный: социальным - педагогом обновляется база данных. На каждого студента формируется личное дело. Собирается вся информация о студенте – сироте ( устанавливается статус, предыдущее место обучения, место проживания и др.), составляется Карта социальной адаптации по критериям, выявляется нуждаемость, круг возникновения возможных проблем.

Для студентов-сирот нового набора педагог-психолог составляет Характеристики, а также делает заключение о результатах прохождения адаптационного периода в новом учебном учреждении.

Социальным педагогом в Карте социальной адаптации заполняются критерии адаптации студента - сироты: жизнеустройство, условия проживания, состояние здоровья, социальное окружение (родственники, друзья в колледже и по месту проживания, иные значимые люди). В настоящее время в общежитии колледжа проживает только 5 студентов-сирот, это студенты 3 и 4 курсов. Остальные являются жителями г. Шадринска или близлежащих сел.

В Карте фиксируется досуговая занятость в учебные, в выходные и каникулярные дни.

Студенты имеют разную степень социальной активности, но  обязательно вовлекаются в общественную жизнь колледжа.

Так все 22 студента являются волонтерами, т.е принимают участие в акциях, в реализации социальных проектов, мероприятиях по профориентации, в общеколледжных и общегрупповых внеклассных мероприятиях.

6 человек - входят в активы студенческих групп, выполняют обязанности старосты, бригадира, физорга и культорга. 5-посещают кружки и секции вне колледжа.12- посещают кружки в колледже, занимаются исследовательской деятельностью, занимаются в спортивных секциях.

В основном студенты-сироты каникулярное время проводят с попечителями или в приемных семьях. Но со временем, взрослея, когда имеет свое жилье, или по другим причинам сирота свободное время проводит отдельно от родственников и приемных родителей. Так в настоящее время в колледже - 1 студентка - сирота замужем, 3 проживают самостоятельно, но все они поддерживают связь, как с приемными родителями, так и с родственниками, у которых находились на попечении.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в Шадринском филиале ГБПОУ «КбМК»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*