Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дыхательные упражнения как средство оздоровления и улучшения работоспособности студентов

19.03.2018 2676 4596
Поздин Александр Николаевич
Поздин Александр Николаевич, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Дыхание – это основа основ, без него нет жизни. Тем не менее, очень мало людей умеют действительно правильно дышать, использовать весь объем своих легких и предоставлять в распоряжение организма достаточное количество кислорода.

Дыхательная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений для дыхательной мускулатуры, обеспечивающих совершенствование биомеханики дыхания и газообмена. Она позволяет расширять энергетические возможности организма и его физическую работоспособность, экономизировать деятельность аппарата дыхания и кровообращения, укреплять дыхательные мышцы грудной клетки и диафрагмы, улучшать деятельность органов брюшной полости, а также повышать или понижать возбудимость центральной нервной системы.

Дыхательной гимнастике уделяется большое внимание как важнейшему фактору оздоровления организма.

Любые физические упражнения напрямую связаны с функцией дыхания. В широком смысле любые виды физических упражнений, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т.п. Но в узком смысле под дыхательной гимнастикой следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Дыхательные упражнения занимают особое положение: они улучшают функцию внешнего дыхания и используются для отдыха (пауз) после нагрузочных упражнений. Упражнения на дыхание лучше всего включать в подготовительную или заключительную части урока физической культуры. Сами дыхательные упражнения подразделяются на статические (когда в акте дыхания участвует основная дыхательная мускулатура, а упражнения выполняются без движения рук и плечевого пояса) и динамические (когда в акте дыхания участвует дополнительная дыхательная мускулатура, а упражнения выполняются с участием рук и мышц плечевого пояса).

1. Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия.

Преимущества гимнастики

  1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.
  2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
  3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
  4. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм, красовки и т.д.), помещения и прочих.
  5. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
  6. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
  7. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

2. Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуры в ГБПОУ ДТБТ

С целью оздоровления и улучшения работоспособности студентов  мной на занятиях по физической культуре стал применяться метод  дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой.

 Либо в  подготовительной, либо в заключительной части урока  мной используются следующие упражнения:

  1. Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи.

  1. Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом.

  1. Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите.

  1. Упражнение «Восьмерки».

Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, быстро вдохните носом и задержите дыхание, а затем на задержке дыхания раз за разом считайте вслух до 8-ми, стараясь, чтобы у вас получилось как можно больше «восьмерок».

Методика выполнения

Основные правила выполнения

Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно  активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот).

Все упражнения повторить по 8 раз.

3.Результативность внедрения дыхательных упражнений для оздоровления и улучшения работоспособности студентов

В результате даже по итогам нескольких занятий наблюдается улучшение эмоционального состояния студентов, повышение их работоспособности,

Это подтверждается результатами диагностических тестов, которые разработаны и проведены в двух учебных группах: группе ОООП-11, обучающейся на   первом курсе, в которой внедрены на занятиях дыхательные упражнения, и в группе ОП-22, обучающейся на первом курсе, в которой не используются на занятиях дыхательные упражнения.

Задания теста представлены в приложении.

На начало 2016-2017 учебного года студенты обеих учебных групп показывали практически идентичные результаты тестов, поэтому и были выбраны для сравнительной диагностики результативности применения дыхательных упражнений для оздоровления и улучшения работоспособности студентов.

В январе 2017 года тест был проведен повторно. В результате занятий физической культурой  у студентов группы ОП-22 наблюдается незначительное повышение показаний в развитии физических качеств (примерно 3%), в то время как у студентов группы ОООП-11, занимавшихся дыхательной гимнастикой в течение первого семестра,  повышение составило 10%.  

Использование дыхательной гимнастики – важный фактор в оздоровлении и улучшении работоспособности студентов.

 

Список литературы

  1. Решетников, Н. В. Физическая культура: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. – М. : Академия, 2002. – 152 с. – ISBN 5-76951-249-0.
  1. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю. И. Евсеев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с. – ISBN 5-22202-559-4.
  1. Сидельникова, В. И. Самоконтроль и здоровье / В. И. Сидельникова, В. М. Лифшиц.– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
  1. Овсянников, В. Д. Дыхательная гимнастика. Серия «Физкультура и спорт» № 3 / В. Д. Овсянников. – М.: Знание, 1986. – 64 с.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Дыхательные упражнения как средство оздоровления и улучшения работоспособности студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*