Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы работы по выявлению творческих и талантливых детей

01.04.2011 728 2559
Изусина Елена Вячеславовна
Изусина Елена Вячеславовна, зам. директора по НИР, к.ф.н.

Мезенский педагогический колледж

Современное общество рассматривает студенческую научно-исследовательскую деятельность как начальный этап в процессе формирования научного сознания у обучающихся. Необходимые для подобной деятельности умения и навыки формируются годами. Именно поэтому на современном этапе развития научной мысли возникла идея о формировании научного мышления уже со школьной парты.


Ряд программ по данному направлению уже апробируются в школах России, а для ссузов и вузов это стало уже обязательным. Написание курсовых и выпускных квалификационных работ включено в программу итоговой государственной аттестации.


В настоящее время идет поиск путей совершенствования научно-исследовательской деятельности в целом как на этапе накопления знаний, так и на этапе формирования умений и навыков работы над проблемой.


Перед ссузами и вузами была поставлена задача — выявление, поощрение и поддержка талантливой студенческой молодежи с целью сохранения интеллектуального потенциала страны. Опыт работы показывает, что «в настоящее время студентам предлагается довольно ограниченный набор форм организации самостоятельной работы…» [2, 156], а именно:

  • работа в рамках студенческого научного общества;
  • учебная проектная деятельность студентов;
  • выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по научной проблеме кафедры;
  • доклады и рефераты.

Общеизвестно, что любая исследовательская деятельность обладает такими яркими характерными чертами, как самостоятельность и творчество [1, 10]. «Учителя часто забывают, что исследовательская деятельность является делом добровольным…»[1, 3].


Нельзя не согласится с исследователями и методистами в том, что первым шагом к участию в подобного рода деятельности может стать учитель, педагог. Однако нельзя забывать о внешнем воздействии мотивационных факторов. Не случайно на современном этапе система образования ратует за дифференциацию и даже индивидуализацию – предельную форму дифференцированного обучения. Дифференциация, модульное обучение, внедрение информационных технологий, привлечение к исследовательской работе со школьной скамьи – это важные составляющие личностного роста каждого ребенка, способствующие оптимальной социализации в современном мире. Все перечисленные направления требуют одного – желания, высокой познавательной активности. Этого можно добиться, опираясь на интересы и способности учащихся, а также на продуманную систему поощрений.


В ОГОУ СПО «Мезенский педагогический колледж» решить проблему добровольного привлечения студентов к исследовательской деятельности удаются посредством проведения научно-практических конференций с привлечением студентов ссузов и вузов г. Орла.


В организации научно-исследовательской деятельности студентов ОГОУ СПО «Мезенский педагогический колледж» есть свои особенности. Прежде всего, это определенная тематика работ, распорядок дня и режим организации непосредственно самостоятельной работы, ориентация на практическую значимость результатов исследований. Привлечение студентов к участию в исследованиях организуется с учетом не только актуальности проблемы, но и потребностей и интересов каждого участника деятельности.


В работе подобных конференций студенты принимают активное участие: изготовление программы, проведение регистрации участников, составление докладов, организация и проведение секционных заседаний, подготовка праздничного концерта.


В общении со студентами других учебных заведений расширяется не только познавательная сфера, но потребность в исследовательской деятельности. 

Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что и другая составляющая - система поощрений работает безукоризненно. Фотографии студентов, принимающих участие в пленарном и секционных заседаниях украшают стенды колледжа, на память участники конференций получают программу заседаний, грамоты, фамилии лучших докладчиков украшают газетные полосы периодических изданий г. Орла и Орловской области. По итогам проведения конференций выпускаются сборники статей, которые торжественно вручаются на итоговой студенческой конференции.


Таким образом, и преподаватели, и студенты нашли удобный для нашего учебного заведения способ выявления и сопровождения талантливых детей.

 

Литература
  1.  Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев, 2-е, испр.доп. изд./ Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.
  2.  Губарева А.Е. Развивающая программа «Творческая личность»// Высшее образование в России.- 2009.- № 11, С. 156-158.
  3. Губарева А.Е., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Уиниверсальная развивающая программа для одаренных студентов и ее методологические и психологические аспекты// Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С.41-55



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*