Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-профессиональное становление студента в процессе преподавания иностранного языка в Хабаровском государственном медицинском колледже

16.03.2018 465 892
Гливенко Наталья Андреевна
Гливенко Наталья Андреевна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж имени Г.С. Макарова

Одной из целей преподавания иностранного языка в КГБПОУ «Хабаровский государственный медицинский колледж» является личностно-профессиональное становление студентов, которое несет в себе развивающее и воспитательно-формирующее влияние на рост культуры личности, начинающей свою профессиональную деятельность и активную общественную жизнь в начале третьего тысячелетия.

Согласно современным представлениям и тенденциям в мировой практике обучения иностранным языкам, основной целью обучения является формирование коммуникативных умений.

В практике преподавания иностранного языка в медицинском колледже это положение приобретает особую значимость. Современный медицинский работник среднего звена более не является бессловесным манипулятором. Роль медицинского работника заключается в обеспечении физической и психологической поддержки больных и здоровых людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, в укреплении здоровья, в обеспечении и поддержании здоровой обстановки, в участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, проведении реабилитационных мероприятий. Все это требует умения общаться, иначе говоря, иноязычной коммуникативной компетенции –  системы знаний, умений и навыков эффективной коммуникации в иноязычной среде на уровне, необходимом и достаточном для успешного межличностного, межкультурного, бытового и профессионального общения.

В этой связи, с учетом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нами были разработаны рабочие программы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов всех специальностей Хабаровского государственного медицинского колледжа.

Так, медицинский работник среднего звена должен обладать не только профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, но и общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

В рабочей программе сформулированы пять целей обучения иностранному языку, направленные на образование, развитие и воспитание студентов средствами иностранного языка:

–формирование базовых умений практического и профессионального владения медицинским иностранным языком;

–совершенствование полученных умений во всех видах речевой деятельности с упором на коммуникативный аспект;

–укрепление мотивации самостоятельного изучения и дальнейшего совершенствования в области изучения иностранного языка;

–обучение базовым умениям технического перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов, смысловая ситуация которых может служить предметом беседы, обсуждения, способствует расширению кругозора и развивает интерес студентов в профессиональной области ;

–закрепление базовых коммуникативных умений (интерперсональные умения взаимоотношений «медицинский работник – пациент», умения сбора информации, умения передачи информации пациенту и его обучения).

Тематический план рабочих программ учебной дисциплины «Иностранный язык» в КГБПОУ ХГМК в основном направлен на изучение профессионально-ориентированных тем, связанных с языком «медицины». Но специальный язык не существует отдельно от общего языка, а является его составной частью и в полном объеме с ним взаимодействует.

На первом этапе формируются в основном умения и навыки использования иностранного языка как средства общения на материале общих разговорных тем, таких как «Моя семья», «Внешность человека», «Мой рабочий день», «Хабаровский государственный медицинский колледж», «Хабаровск» и т.д. 

На следующем этапе студенты усваивают профессиональную лексику по темам, связанным со строением тела человека, работой различных систем организма: «Мы изучаем анатомию. Основные части тела человека», «Скелет», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Органы пищеварения». Данные темы изучаются студентами медицинского колледжа всех специальностей.

Особая роль отводится изучению тем, непосредственно связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью студентов. Будущие медицинские сестры работают над темами: «В больнице. Работа стационарного отделения», «В поликлинике», «В аптеке», «Составление истории болезни». В программе для лабораторных техников предусмотрены темы: «Цитология», «Лабораторные исследования крови, мокроты», «Исследования дуоденального содержимого. Мазок, посев, проба, реакция». Фельдшера рассматривают темы: «Травматология», «Гериатрический пациент», «Педиатрия». При работе над вышеперечисленными темами реализуется принцип междисциплинарного обучения, при котором студенты используют знания, полученные при изучении таких специальных дисциплин как «Терапия», «Хирургия», «Основы сестринского дела», «Педиатрия» и другие.

Изучение иностранного языка помогает углубить и расширить знания по специальным дисциплинам. Использование современных педагогических технологий на занятиях по иностранному языку позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечивая личностно-ориентированный подход в обучении с учетом способностей студентов, их уровня обученности, интересов и склонностей.

Важное место в системе средств обучения иностранному языку занимает использование мультимедийных программ. На основе программы профессионально-ориентированного обучения английскому языку как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов были созданы электронные учебно-методические пособия по темам «Анатомия. Сердце», «Строение сердечно-сосудистой системы», «Скелет человека», «Кровяное давление» и т.д. Они содержат красочные рисунки, озвученные аутентичные тексты и видеоматериалы по данным темам с дополнительным вокабуляром, истолкованным на английском языке, комплекс лексико-грамматических упражнений. Целью создания электронных учебно-методических пособий является укрепление мотивации самостоятельного изучения английского языка, самостоятельное накопление языковых средств в условиях автономной работы над языком.

Формированию и закреплению навыков иноязычной устной речи профессиональной направленности помогают учебные деловые игры.

Очень часто со студентами второго и третьего курсов мы используем ролевые проекты по темам «В больнице», «В поликлинике», «В аптеке», «Сбор анамнеза», «У стоматолога». На занятиях по этим темам студенты активно и с большим удовольствием разыгрывают небольшие сценки, в которых они выступают в роли врачей, медицинских сестер и пациентов на приеме. В ходе таких игр студенты совершенствуют навыки и умения устной речи, а самое главное они помогают студентам увидеть возможность практического использования иностранного языка в ситуациях профессионального общения.

Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и обосновать его профессиональную значимость. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами, такими как анатомия и физиология человека, латинский язык, терапия и т.д.

Так, преподавателями учебных дисциплин «Анатомия и физиология человека» и «Иностранный язык» были проведены интегрированные занятия по темам «Строение и положение органов дыхательной системы» и «Топография живота. Пищеварительный тракт».  Такие занятия способствуют воспитанию профессионального интереса, развитию мыслительной деятельности будущих специалистов.

Следует отметить, что студенты колледжа проявляют интерес к изучению иностранных языков. Это подтверждается тем, что из года в год количество студентов, активно участвующих в научно-практических конференциях, презентациях на иностранном языке, неуклонно растет.

Популярность таких мероприятий объясняется не только желанием лучше знать иностранный язык, но и возможностью развития профессиональных навыков, приобретения опыта исследовательской работы, публичных выступлений, открытия новых перспектив в жизни.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Личностно-профессиональное становление студента в процессе преподавания иностранного языка в Хабаровском государственном медицинском колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*