Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сотрудничество с базовыми образовательными учреждениями в реализации совместных проектов

14.09.2012 294 1235
Габова Е.И., преподаватель педагогики

Кудымкарский педагогический колледж
Задача педагогического образования состоит в том, чтобы вооружить будущего учителя не только знаниями, умениями и навыками в предметной и методической сфере, но и воспитать заинтересованное отношение к объекту будущего труда – к детям, желание помогать им становиться личностями культурными, разносторонними, ответственными и самостоятельными, одновременно формируя и свою личность.

Развитие профессиональной направленности происходит в различных видах профессиональной и социальной деятельности.


Мы предположили, что развивать профессиональную направленность студентов возможно в совместных проектах студентов педагогического колледжа, учителей и учащихся базовых школ. Тем более, это позволяет достигнуть целей и задач, сформулированных в ФГОС общего образования второго поколения и ГОС СПО третьего поколения. Идею совместных проектов поддержала и школа. В течение трёх лет разработано три и реализовано два проекта.


Первый проект назывался «Формирование этнокультурной компетентности студентов и учащихся». Инициатива разработки этого проекта принадлежала преподавателям и студентам колледжа. Причиной стало небольшое исследование знаний, представлений учащихся о Коми-Пермяцком округе и Кудымкаре. К удивлению, анкетирование учащихся показало, что знания и представления о своём крае у учащихся сформированы на низком и среднем уровне.  Студенты также испытывали затруднения во время разработки занятий по национально-региональной тематике.


Исходя из этого, была сформулирована цель первого совместного проекта: разработка методического сопровождения процесса формирования патриотизма у учащихся и студентов. Одним из путей достижения цели стало определение содержания этнокультурной компетентности и способов её формирования у школьников и будущих педагогов. Работой руководили учителя базовых школ и методисты колледжа. Они консультировали, помогали студентам при разработке занятий. Активная работа над проектом предполагала разработку и проведение студентами внеклассных занятий, разных по форме и тематике, составление к ним презентаций, подбор видео- и фотоматериалов, иллюстраций с историческим и современным содержанием, составление игровых программ и проведение экскурсий. Для этого активно использовали материалы библиотек и музеев.

Результатом проекта стало электронное методическое пособие по воспитанию этнокультурной компетентности, любви к своей малой Родине. Сейчас оно используется студентами и учителями в воспитательной работе. Продолжается пополнение пособия материалами с практики по воспитательной работе.


Инициативу разработки второго совместного проекта под названием «Шефы» проявили учителя 5 класса базовой школы. В сентябре 2011 года поступила заявка на разработку проекта по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Проблема, которую мы выявили в ходе анализа ситуации, состояла в том, что пятиклассники, закончив 4 класса, попадают в новые условия: новый классный руководитель, разные учителя, много новых предметов и требований. Меняется  статус пятиклассников: в начальной школе они были старшими, а в средней школе вновь стали самыми маленькими. Студенты поставили себя на их место и предложили идею: помочь организовать пятиклассникам шефство над первоклассниками. Цель: разработка системы взаимодействия школьников первых-пятых классов в период школьной адаптации.

 

Деятельность в рамках проекта


Этапы

 Сроки и место

Организация деятельности

Ответственные

Подготовительный

май, педагогический колледж

Изучение возрастных особенностей будущих 1-классников и 5-классников и характеристики условий успешной адаптации.

Студенты, методисты педагогического колледжа

Запуск проекта

1-ая неделя сентября, школа, педагогический колледж

Знакомство с первоклассниками и пятиклассниками, общение с учителями после уроков.

Начальный срез уровня адаптированности. Составление программы совместной деятельности.

Студенты и методисты педагогического колледжа, учащиеся 5 класса, школьный психолог

Основной

сентябрь – ноябрь, школа

Разработка и проведение совместных дел. Анализ хода и результатов сотрудничества пятиклассников и первоклассников, коррекция затруднений.

5 класс, студенты педагогического колледжа

Рефлексивно-аналитический

декабрь, школа, педагогический колледж

Итоговый срез уровня адаптированности.

Разработка видеопамяток для  первоклассников по преодолению трудностей в школьной жизни.

Учащиеся 5 класса, студенты Педагогического колледжа

Разработка методической папки

Студенты и методисты педагогического колледжа

 

Таким образом, пятиклассники получали возможность проявить самостоятельность, могли ощутить свою полезность и значимость, могли закрепить различные знания и умения, оказаться в роли старших товарищей и удовлетворить потребность в общении. Пользу получали и студенты, т.к. изучали проблему адаптации и приобретали опыт сопровождения адаптации, взаимодействия с учащимися разных возрастов. В ходе сотрудничества, неформального общения студенты развивали не только профессиональные, но и общие компетенции.


Наблюдая за поведением первоклассников, студенты-практиканты отметили, что в ходе реализации проекта дети успешно адаптировались к школе, приобрели старших друзей. В рамках проекта были реализованы разные идеи и дела: собрана библиотечка первоклассника, проведено множество игр, занятий, разучены новые песни; первоклассники узнали правила школьной жизни, сдружились и научились общаться. Проект завершён. И малыши, и пятиклассники, и студенты, и учителя остались довольны.


Реализация третьего проекта «Организация исследовательской практики учащихся начальной школы» предполагается в 2012-13 учебном году. В рамках реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования второго поколения учащиеся уже в 1 классе должны разрабатывать  мини-проекты.

 

Деятельность в рамках проекта


Этапы

Сроки и место

Организация деятельности

Ответственные

Подготовительный

Сентябрь.

Педагогический колледж

Изучение требований к метапредметным результатам в ФГОС начального общего образования и методики исследовательской практики

Студенты, преподаватели педагогического колледжа

Сентябрь. Педагогический колледж

Классификация исследовательских умений и распределение их по годам обучения в школе

Студенты, преподаватели педагогического колледжа и учителя базовых школ

Запуск проекта

Октябрь

Выполнение студентом исследований, аналогичных детским

Студенты и методисты

Ноябрь-декабрь. Педагогический колледж, школа

Составление плана организации исследовательской практики в начальной школе

Студенты и учителя базовых школ, методисты

Январь. Педагогический колледж, школа

Разработка содержания детских исследований по предметам

Студенты, учителя базовых школ

Основной

В течение года. Базовая школа

Работа над формированием исследовательских умений школьников на уроках

Учителя

Февраль.

Базовая школа

Организация детского исследования во время преддипломной практики

Студенты, руководители практики

Март.

Базовая школа

Ученическая конференция по материалам детских исследований

Студенты, руководители практики

Рефлексивно-аналитический

Март-апрель. Педагогический колледж

Анализ работы и подготовка отчета

Студенты, методисты

 

Ожидаемые результаты проекта: ученики начальной школы научатся проводить простейшие исследования под руководством студентов, студенты освоят методику и приобретут опыт организации детских исследований.


Совместные проекты студентов, учащихся и учителей значимо влияют на воспитание профессиональной направленности будущих педагогов. Формируются педагогические компетенции, нравственные ценности и качества такие, как любовь к детям, понимание роли педагога в жизни ребёнка, развиваются инициативность, добросовестное отношение к своему труду, самостоятельность, креативность.        


Литература

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М, 1994.
  2. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Вестник образования России// 2- 2009.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*