Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации «Самообразование – основа личностного и профессионального роста педагога»

02.03.2018 133 180
Панкратова Наталья Евгеньевна
Панкратова Наталья Евгеньевна, методист

Старооскольский техникум технологий и дизайна

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А. Дистервег

 

Совершенствование качества обучения и воспитания в техникуме напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования преподавателя.

Каждый из них должен стремиться к совершенствованию методов преподавания и воспитания. Поэтому каждый из нас не только учит, но и учится сам. Самообразование необходимо планировать, отслеживая его влияние на работу. Только тогда оно может быть эффективным. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека с ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«Самообразование – целенаправленная познавательная профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Если процесс образования:

осуществляется добровольно;

осуществляется сознательно;

планируется, управляется и контролируется самим человеком;

необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании. Чтобы учить других, преподаватель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства все чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • управляется самим человеком;
  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации  Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

І. «Выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

ІІ. «Адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

ІІІ. «Зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач). Как организовать методическую работу по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Вашему вниманию предлагаю проект – в виде методической разработки – «Самообразование – основа личностного и профессионального роста педагога».

Цель проекта: организация методической работы по формированию и совершенствованию у начинающих педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы над собой.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагога, организации его научно-методической деятельности.

Сроки работы над данным проектом:

  • в зависимости от обширности выбранной темы преподаватель может работать над ним от трех до пяти лет.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

- Умение ставить цели, задачи, планировать работу;

- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов);

- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы;

- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;

- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Суть проекта заключается в том, чтобы выявить потребности, мотивы, побуждающие преподавателей к самообразованию: от уровня их подготовки в процессе обучения в техникуме зависит многое. Станет ли кто-нибудь спорить, что этот уровень должен непрерывно расти? Ведь от него напрямую зависит качество обучения и воспитания обучающихся. Разумеется, для преподавателей проводятся различные семинары, конференции, наконец, курсы повышения квалификации. Но все они будут недостаточно эффективны, если сам преподаватель не занимается своим самообразованием. О самообразовании педагога может идти речь, если образовательный процесс он осуществляет сознательно, добровольно, при этом сам планирует, управляет и контролирует процесс своего образования. Причины, побуждающие преподавателей заниматься своим самообразованием:

  • Ежедневная работа с информацией. При подготовке к занятиям, выступлению на заседании методического объединения, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей нет необходимости пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на молодых, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учебное заведение, просятся в группу к конкретному преподавателю.
  • Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
  • Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей)
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • иностранные языки
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби…

В конце списка – многоточие, потому что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые преподаватель выполняет на рабочем месте. Креативный преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

Суть процесса самообразования состоит в том, что преподаватель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной дельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, периодическая)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Семинары и конференции, методические объединения
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации
  • Путешествия

В любом случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Методические рекомендации «Самообразование – основа личностного и профессионального роста педагога»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*