Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. Данная статья посвящается проблеме формирования профессиональных компетенций у обучающихся через активизацию их самостоятельной деятельности на практических занятиях. Приводятся методы самостоятельного поиска решения нестандартных задач и проблем, примеры заданий для организации практических занятий при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет».
Ключевые слова: самостоятельная работа; профессиональные компетенции; практические занятия; мотивация к обучению.
Для обеспечения роста и развития экономики России требуется подготовка конкурентоспособных специалистов, формирование, обучение и развитие которых происходит в образовательной сфере. Качественная подготовка специалистов начинается в системе среднего профессионального образования (СПО). Главная цель СПО – формирование профессиональных компетенций. Реализация компетентностного подхода предполагает, что выпускник не только получит теоретические знания, но и сможет решать профессиональные проблемы и практические задачи, возникающие в экономической действительности. Результатом успешной деятельности учебного заведения является профессионализм выпускников, их прочные знания и профессиональные навыки.
Обучить студента самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь представить себя и результаты своего труда, владеть навыками реальной деятельности в мире рыночной экономики – цель практических занятий.
На практических занятиях приоритетным является самостоятельное освоение студентами способов деятельности при контроле за ее выполнением со стороны преподавателя – самостоятельное выполнение обучающимися действий, направленных на формирование у них таких профессиональных умений, которые обеспечивают условия для удержания своих позиций на рынке труда, где высока конкуренция. Для этого необходимо постоянно совершенствовать и расширять структуру своих знаний.
Результатом обучения должно стать овладение навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
При подготовке бухгалтера преподаватель должен:
–организовать процесс приобретения и закрепления знаний путем создания проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач;
–способствовать мотивации обучающихся к постоянному получению новых знаний;
–способствовать процессу осознания приобретенных знаний;
–направлять процессы обучения на обобщение студентами новых знаний в сфере бухгалтерского учета.
Педагоги должны научить методам самостоятельного поиска и приобретения знаний студентами. Работа с нормативной базой – специфический метод обучения бухгалтерскому учету. Метод реализуется использованием консультативных программ «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» в учебном процессе.
В процессе изучения дисциплины "Бухгалтерский учет" большое внимание необходимо уделять не автоматическому приобретению знаний, которые быстро устаревают, а росту творческого потенциала любого обучающегося, умению решать нестандартные задачи или проблемы, связанные с принятием оптимальных управленческих решений. Важно организовать и обеспечить глубокое и качественное усвоение содержания предмета, его азов и принципов построения бухгалтерского учета, а именно:
–научить студентов понимать принципы составления проводок, что и откуда берется, куда и зачем уходит;
–научить отражать в учете хозяйственные операции с составлением проводок и знать документы, которые будут использоваться в деятельности организации;
–сформировать и закрепить в памяти шаблоны для решения тех или иных хозяйственных задач.
Практические занятия помогут обучающимся понимать, осознавать какие хозяйственные процессы имеют место на предприятии, как и почему изменяются объекты бухгалтерского учета и какие именно объекты, на основе этого понимания составлять бухгалтерские проводки, систематизировать данные первичных документов в бухгалтерских регистрах, формировать определенные показатели и отражать их в отчетности.
Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции и хозяйственные процессы на предприятии. Глядя в первичные документы, бухгалтерские регистры и бухгалтерскую отчетность выпускник должен видеть не колонки скучных цифр, а отражаемые в них процессы хозяйственной деятельности предприятия, смог проанализировать эти показатели и предложить пути оптимизации при принятии управленческих решений. Необходимо научить студентов не автоматически составлять проводки, запомнив шаблон, а понимать, какие операции отражены, что произошло на предприятии. Например, покупателю передана продукция, это значит, что получена выручка от реализации и возникла задолженность покупателя за эту продукцию.
Опрашивая студентов, я узнала, что они никогда не были на производственном предприятии. Не имея перед глазами картинки производственного процесса, им трудно представить этот процесс, трудно запомнить и определить какие затраты несет предприятие, создавая продукцию, а, следовательно, какие затраты формируют себестоимость продукции. На своих занятиях я прошу представить и описываю простейшие производственные процессы, какое движение материальных ценностей при этом происходит, что необходимо для производства продукции и т.п.
Надо научить студентов тому, чтобы они сами могли найти ответы на вопросы, которые возникнут в процессе будущей трудовой деятельности, понимали, что им обязательно надо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.
На практических занятиях надо показать, как думать, как искать решение:
Во-первых – привязать решаемую задачу к конкретной ситуации, которая может возникнуть в процессе трудовой деятельности, и понятной обучающемуся. Например, необходимо выбрать способ начисления амортизации (их 4).
Во-вторых – найти несколько решений задачи (проблемы) и выбрать лучшее (оптимальное) решение. Для выбора способа начисления амортизации необходимо сделать расчет амортизации каждым из 4-ех способов и выбрать оптимальный (с наименьшими трудозатратами, который не будет отличаться от начисления амортизации в налоговом учете и позволит уменьшить суммы налоговых платежей).
В-третьих – научит мыслить, рассуждать. Это поможет студентам обосновывать свои решения, отстаивать свое мнение. При использовании линейного способа амортизация начисляется равномерно, при способе уменьшаемого остатка – чем дольше используется основное средство, тем меньше амортизационные отчисления. При использовании других способов придется в налоговом учете дополнительно составлять расчеты амортизации, т.е. возрастут трудозатраты, а, может быть и вероятность ошибок.
Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения новых знаний, а в связи с этим развивается умение с полной ясностью и с возможно полной точностью излагать свои мысли. Умение думать привьет привычку надеяться при решении возникающих затруднений на собственные силы, воспитает у них уверенность в своих возможностях.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Роль практических работ в формировании профессиональных компетенций будущих бухгалтеров
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.