Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль практических работ в формировании профессиональных компетенций будущих бухгалтеров

01.03.2018 139 191
Подоляк Елена Николаевна
Подоляк Елена Николаевна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Аннотация. Данная статья посвящается проблеме формирования профессиональных компетенций у обучающихся через активизацию их самостоятельной деятельности на практических занятиях. Приводятся методы самостоятельного поиска решения нестандартных задач и проблем, примеры заданий для организации практических занятий при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет».

Ключевые слова: самостоятельная работа; профессиональные компетенции; практические занятия; мотивация к обучению.

Для обеспечения роста и развития экономики России требуется подготовка конкурентоспособных специалистов, формирование, обучение и развитие которых происходит в образовательной сфере. Качественная подготовка специалистов начинается в системе среднего профессионального образования (СПО). Главная цель СПО – формирование профессиональных компетенций. Реализация компетентностного подхода предполагает, что выпускник не только получит теоретические знания, но и сможет решать профессиональные проблемы и практические задачи, возникающие в экономической действительности. Результатом успешной деятельности учебного заведения является профессионализм выпускников, их прочные знания и профессиональные навыки.

Обучить студента самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь представить себя и результаты своего труда, владеть навыками реальной деятельности в мире рыночной экономики – цель практических занятий.

На практических занятиях приоритетным является самостоятельное освоение студентами способов деятельности при контроле за ее выполнением со стороны преподавателя – самостоятельное выполнение обучающимися действий, направленных на формирование у них таких профессиональных умений, которые обеспечивают условия для удержания своих позиций на рынке труда, где высока конкуренция. Для этого необходимо постоянно совершенствовать и расширять структуру своих знаний.

Результатом обучения должно стать овладение навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

При подготовке бухгалтера преподаватель должен:

–организовать процесс приобретения и закрепления знаний путем создания проблемных ситуаций, связанных с решением профессиональных задач;

–способствовать мотивации обучающихся к постоянному получению новых знаний;

–способствовать процессу осознания приобретенных знаний;

–направлять процессы обучения на обобщение студентами новых знаний в сфере бухгалтерского учета.

Педагоги должны научить методам самостоятельного поиска и приобретения знаний студентами. Работа с нормативной базой – специфический метод обучения бухгалтерскому учету. Метод реализуется использованием консультативных программ «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» в учебном процессе.

В процессе изучения дисциплины "Бухгалтерский учет" большое внимание необходимо уделять не автоматическому приобретению знаний, которые быстро устаревают, а росту творческого потенциала любого обучающегося, умению решать нестандартные задачи или проблемы, связанные с принятием оптимальных управленческих решений. Важно организовать и обеспечить глубокое и качественное усвоение содержания предмета, его азов и принципов построения бухгалтерского учета, а именно:

–научить студентов понимать принципы составления проводок, что и откуда берется, куда и зачем уходит;

–научить отражать в учете хозяйственные операции с составлением проводок и знать документы, которые будут использоваться в деятельности организации;

–сформировать и закрепить в памяти шаблоны для решения тех или иных хозяйственных задач.

Практические занятия помогут обучающимся понимать, осознавать какие хозяйственные процессы имеют место на предприятии, как и почему изменяются объекты бухгалтерского учета и какие именно объекты, на основе этого понимания составлять бухгалтерские проводки, систематизировать данные первичных документов в бухгалтерских регистрах, формировать определенные показатели и отражать их в отчетности.

Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции и хозяйственные процессы на предприятии. Глядя в первичные документы, бухгалтерские регистры и бухгалтерскую отчетность выпускник должен видеть не колонки скучных цифр, а отражаемые в них процессы хозяйственной деятельности предприятия, смог проанализировать эти показатели и предложить пути оптимизации при принятии управленческих решений. Необходимо научить студентов не автоматически составлять проводки, запомнив шаблон, а понимать, какие операции отражены, что произошло на предприятии. Например, покупателю передана продукция, это значит, что получена выручка от реализации и возникла задолженность покупателя за эту продукцию.

Опрашивая студентов, я узнала, что они никогда не были на производственном предприятии. Не имея перед глазами картинки производственного процесса, им трудно представить этот процесс, трудно запомнить и определить какие затраты несет предприятие, создавая продукцию, а, следовательно, какие затраты формируют себестоимость продукции. На своих занятиях я прошу представить и описываю простейшие производственные процессы, какое движение материальных ценностей при этом происходит, что необходимо для производства продукции и т.п.

Надо научить студентов тому, чтобы они сами могли найти ответы на вопросы, которые возникнут в процессе будущей трудовой деятельности, понимали, что им обязательно надо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.

На практических занятиях надо показать, как думать, как искать решение:

Во-первых – привязать решаемую задачу к конкретной ситуации, которая может возникнуть в процессе трудовой деятельности, и понятной обучающемуся. Например, необходимо выбрать способ начисления амортизации (их 4).

Во-вторых – найти несколько решений задачи (проблемы) и выбрать лучшее (оптимальное) решение. Для выбора способа начисления амортизации необходимо сделать расчет амортизации каждым из 4-ех способов и выбрать оптимальный (с наименьшими трудозатратами, который не будет отличаться от начисления амортизации в налоговом учете и позволит уменьшить суммы налоговых платежей).

В-третьих – научит мыслить, рассуждать. Это поможет студентам обосновывать свои решения, отстаивать свое мнение. При использовании линейного способа амортизация начисляется равномерно, при способе уменьшаемого остатка – чем дольше используется основное средство, тем меньше амортизационные отчисления. При использовании других способов придется в налоговом учете дополнительно составлять расчеты амортизации, т.е. возрастут трудозатраты, а, может быть и вероятность ошибок.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения новых знаний, а в связи с этим развивается умение с полной ясностью и с возможно полной точностью излагать свои мысли. Умение думать привьет привычку надеяться при решении возникающих затруднений на собственные силы, воспитает у них уверенность в своих возможностях.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Роль практических работ в формировании профессиональных компетенций будущих бухгалтеров




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*