Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение профориентационной работы для формирования качеств личности будущих студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж»

28.02.2018 1067 1768
Черношеина Людмила Александровна
Черношеина Людмила Александровна, преподаватель

Бельская Елена Анатольевна
Бельская Елена Анатольевна, зам. директора по УПР

Мурманский медицинский колледж

В современных условиях развития экономики актуальным является создание системы профориентационной работы в профессиональных образовательных учреждениях с учетом направленности деятельности учреждения.

Профессиональная ориентация - это система общественного педагогического воздействия на молодежь в целях подготовки к сознательному выбору профессии и утверждении в ней.

Подростковый возраст - это возраст развития самосознания. Интерес к себе и к другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных областях науки и искусства - характеристика подросткового возраста.

В этом возрасте формируются основные направления будущей профессиональной деятельности человека. Поэтому обучение и предпрофильная подготовка являются двумя главными частями одной системы - подготовки  школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

Каждое профессиональное образовательное учреждение должно быть застраховано от «случайных студентов» и данный постулат обязан восприниматься как одно из основных направлений деятельности образовательной организации. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» не является исключением из этого правила, поэтому одним из направлений профориентационной деятельности нашего колледжа является работа с учащимися школ города Мурманска.

Деятельность в этом направлении планомерно ведется с 1990 года. Форма сотрудничества колледжа и школы была разной и совершенствовалась год от года. Сначала это была работа с медицинскими классами школ, в которых за 9 лет прошли подготовку 553 школьника. Из этих детей в Мурманский медицинский колледж (в те далекие времена колледж именовался медицинским училищем) поступили 193 человека (34,9% от прошедших подготовку в медицинских классах), а в медицинские вузы поступил -  131 человек (23,6%). Приведенные данные свидетельствуют о том, что больше половины учащихся медицинских классов определили свой профессиональный жизненный путь в медицинской сфере.

В 2000 году направление профориентационной работы несколько видоизменилось. При колледже организовали кружок «Юный медик». Работа кружка требует определенных временных рамок и конкретной программы. Функционировал кружок один раз в месяц, так как по опыту деятельности было определено, что частые собрания членов кружка нецелесообразны, из-за большой загруженности школьников.

Особенностью работы кружка медицинской направленности является то, что он требует активной творческой работы школьников: обсуждение проблем, написание докладов и рефератов, проведение учебных игр, круглых столов, просмотр видеозаписей по темам, включенным в содержание программы курса и прочие виды деятельности.

Программа работы кружка включала круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомила со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины. Также предусматривалось выполнение практических работ, которые позволяли углубить и расширить знания школьников в области общей и возрастной физиологии, гигиены, психологии. Успешному решению задач курса способствовала организация встреч с действующими медицинскими работниками разных специальностей, студентами медицинского колледжа.

Целью кружка являлась предпрофильная подготовка учащихся школ к осознанному профессиональному выбору медицинских специальностей.

Задачи у кружка «Юный медик» были следующие:

  • Углубление знаний по анатомии человека, его физиологии и гигиене, профилактике заболеваний.
  • Пропаганда здорового образа жизни для учащихся, а через них – для членов их семей, знакомых.
  • Расширение представлений учащихся о медицинских профессиях.
  • Раскрытие гуманистической сущности профессии медика.
  • Создание условий для профессионального самоопределения школьников.

Учитывая возрастные особенности подростков организация компетентно - ориентированного образовательного процесса в системе профориентационного направления позволяет реализовать следующие цели:

  • формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
  • формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
  • формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности;
  • формирование учебно-практической самостоятельности.

Одно из важнейших условий успешного обучения детей – развитие неподдельного интереса к предмету изучения. Для реализации данной задачи применялись разнообразные практические методы и способы обучения.

Например, при изучении внутренних органов и систем организма использовались материалы анатомического музея. При изучении сердечно-сосудистой системы исследовалась работа собственного сердца и кровеносных сосудов каждого участника клуба, что вызывало особый интерес у подростков и способствовало формированию знаний основ здорового образа жизни.

При изучении дыхательной системы исследовались дыхательные объемы и их связь с физическим развитием.

При изучении пищеварительной системы учащиеся оценивали пищевой рацион своей семьи и делали выводы о рациональном питании.

При изучении опорно-двигательного аппарата детям в качестве раздаточного материала предлагались кости скелета, карты с изображением мышц, анатомические атласы. Решение и составление кроссвордов позволяло активно и разнообразно повторить терминологию, различные понятия, медицинские названия. Такой подход активизирует педагогический процесс и вовлекает в более глубокое изучение медицинских наук.

Подобный характер занятий приводил к формированию универсальных учебно-практических компетенций:

  • способность к исследованию;
  • способность к умению принимать решения и осуществлять их;
  • способность к коммуникации и организации взаимодействия;
  • способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

При проведении занятий по анатомии и физиологии с целью активизации мыслительной деятельности учащихся использовались следующие образовательные технологии:

  • технологии проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии развивающего обучения.

На занятиях использовались как традиционные методы обучения, например, работа с карточками, с тестами и с другими раздаточными дидактическими материалами. Так же обучение проводилось с использованием активных и интерактивных методов, например, деловые игры, работа малыми группами, работа над проектами,  круглые столы и прочее.

Педагогический процесс строился на взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных форм и методов обучения.

Большое внимание в обучении школьников уделялось самостоятельной работе детей. Одной из самых сложных, но эффективных форм самостоятельной работы является учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность школьников. Учащимся предлагается, например, тема реферата «Особенности работы сердечно-сосудистой системы у человека, проживающего в условиях Севера». Обязательно проводится ряд консультаций, даются рекомендации к проведению исследований, оформлению, составлению плана и список литературы, которую он может использовать в своей работе.

Помимо работы непосредственно только с учащимися школ существует и другой способ вовлечения детей в деятельность по формированию профессиональной привязанности к медицинской специальности.

В нашем колледже во внеаудиторное время функционирует кружок «Анатомия и физиология человека» для обучающихся колледжа. Занятия анатомического кружка посещают не только  студенты. С удовольствием приходят в кружок и школьники. Возникло своеобразное сотрудничество обучающихся колледжа и учащихся школ. В результате такого содружества появились совместные исследовательские работы школьников и студентов.

В 2011 году кружок «Юный медик» был преобразован в клуб «Юный медик». В 2012 году клуб вошёл в состав вновь созданной структуры колледжа «Центр профессиональной ориентации населения и трудоустройства выпускников колледжа», чем была окончательно  утверждена основная деятельность клуба - профориентационная работа. Руководителем созданного центра является заместитель директора по учебно-производственной работе Бельская Е.А.

Клуб «Юный медик» ищет новые формы работы. Одной из форм профориентационной работы клуба «Юный медик» является совместная деятельность преподавателей колледжа и учителей биологии школ и лицеев города. Как пример, сотрудничество колледжа и учителей лицеев № 1 и № 2 города Мурманска - Ивановой Г.А. и Абросимовой Т.В. Данное содружество осуществлялось по трем основным направлениям:

  1. углублённое изучение школьниками курса «Анатомия и физиология человека», необходимое для подготовки выпускников к конкурсным экзаменам в профессиональные образовательные учреждения;
  2. посещение больниц города Мурманска с целью профориентационной направленности школьников;
  3. совместная исследовательская деятельность школьников и студентов.

Слушатели клуба охотно участвуют в научно-исследовательской работе. Данный вид деятельности школьники воспринимают с энтузиазмом и очень ответственно. Например, научно-исследовательские работы по темам «Профилактика плоскостопия у школьников», «Исследования наследственной патологии. Фенилкетонурия. Анализ родословной» были представлены на региональной конференции «Шаг в будущее».

Учащиеся школ, посещавшие клуб «Юный медик» и поступившие в Мурманский медицинский колледж, как правило, хорошо адаптированы к учебным нагрузкам, охотно и хорошо учатся. Получив запал исследовательской работы в школе, они продолжают эту деятельность и в стенах колледжа и в дальнейшей трудовой деятельности.

В творческой работе нашего медицинского клуба принимали активное участие выпускники медицинского колледжа: Новошинов Г.В. – хирург Детской городской больницы № 2; Кожухаров А.В. – психолог отделения реабилитации больницы «Севрыба».

Организаторы клуба «Юный медик» проводили анкетирование школьников по вопросам:

  • Как ты относишься к медицине?
  • Добровольно ли ты поступил в медицинский клуб?
  • Собираешься ли ты продолжить обучение в медицинском направлении?
  • Твое отношение к процессу обучения и психологическому климату в колледже.

По итогам анкетирования выяснилось: из всех школьников 95% относятся к медицине как к самой лучшей профессии и хотели бы посвятить ей свою жизнь, 96% с удовольствием ходят на занятия клуба «Юный медик».

Среди школьников 15-16 летнего возраста остро встает вопрос о выборе профессии. Профориентационная работа помогает выпускникам школ сделать правильный выбор. В этой связи тесное взаимодействие школ и профессиональных образовательных учреждений становится особенно актуальным. Такое взаимодействие – основная цель работы клуба «Юный медик».

 

Список литературы:

  1. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
  2. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 236 с.
  3. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
  4. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.
  7. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
  8. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.

 

Оригинал работы:

Значение профориентационной работы для формирования качеств личности будущих студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области «Мурманский медицинский колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*