Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение здоровьесберегающей образовательной технологии в техникумах

07.09.2012 4722 1 12870
Шубина Александра Анатольевна, преподаватель

Химико-технологический техникум, (г. Саянск)
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.


В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

  1. Информационная - отвечает на вопрос: что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.
  2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем? К ней относится материальная база (помещения, кабинеты, лаборатории,   спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.
  3. Социальная (кадры) - кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в обучении.
  4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.
  5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального, муниципального и локального уровней).
  6. Ведение мониторинга по этому эксперименту.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя или мастера производственного обучения. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к проведению учебного процесса, как реально гуманно-нравственной деятельности.


Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии производственного обучения; теории здорового образа жизни личности; теории управления.


Принципы здоровьесберегающих технологий в техникуме


Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

  1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых в обучении. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения  других.
  2. Принцип диагностичности и целеполагания.
  3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых педагогами в процессе обучения.
  4. Принцип открытости функциональных и методических действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для обучающихся и педагогов.

  1. Принцип объективной оценки конечного результата.

Это один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и коррекции допущенных ошибок.

  1. Принцип преемственности и завершенности.

Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.


Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структур – стратегию  обучающегося и педагога необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

  1. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в производственном обучении.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность проведения теоретических уроков и уроков производственного обучения, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, как преподавателя, мастера производственного обучения, так и обучающегося, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

  1. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае:

во-первых, выбор наилучшего варианта плана урока (содержание, средства, формы, методы внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затраты времени, усилий, степень трудности, научности);

во-вторых, создание оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических);

в-третьих, умелое стимулирования и регулирования действий;

в-четвертых, оперативный контроль и коррекция деятельности, как педагога, так и студента.


Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного наилучшего результата для техникума, с последующим применением этого опыта при прохождении практики.


Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей обучающихся; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов.


Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки обучающихся работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.


Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда на уроках. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения уроков в целом.


Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

  1. Эффективность и качество решения образовательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.
  2. Оправданные затраты времени на достижение намеченных результатов.
  3. Доступные затраты усилий на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий педагогов в техникуме:

- комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни обучающихся;

- выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

- определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

- создание благоприятных условий и морально-психологического климата при проведении уроков.

 

Основные цели здоровьесберегающих технологий в техникуме


В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья студентов и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования на уроках производственного обучения.


Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от заказа работодателей, потребностей общества, представлений о задачах системы образования в условиях реализации новых стандартов.

На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды в соответствии с моделью выпускника техникума.        

 

Из опыта применение здоровьесберегающих технологий в ГБОУ СПО Иркутской области «Химико-технологический техникум г.Саянска»


Определяя концепцию проектирования здоровьесберегающих технологий, из множества определений понятий здоровья остановимся на наиболее достоверном - "…как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…" (Устав ВОЗ).


Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов техникума за основу бралось изучение физического, психического и социального компонентов здоровья человека.


Учебный процесс накладывает на развивающийся и формирующийся молодой организм немалые нагрузки. Важно, чтобы это не вызвало негативных последствий для здоровья обучающихся. Необходимо соблюдать выработанные врачами и гигиенистами рекомендации по учебному режиму (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3. 1186 — 03), обеспечивая тем самым высокий уровень трудовых функций на протяже­нии учебного занятия, способствуя хорошему самочувствию и настроению обучающихся, сохранению их здоровья.


Вредны большие физические нагрузки, приводящие к перенапряжению всех систем организма, снижению их функционального состояния, уменьшению сопротивляемости к инфекциям и так далее. Поэтому формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения оптимальных двигательных режимов, повышающих функциональное состояние и здоровье человека, - одна из основных задач обучения в подготовке специалистов.


В техникуме 2010 году была разработана программа «Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»


В результате проведения исследования по определению организационно-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни была разработана здоровьесберегающая система, основанная на системно-деятельностном подходе в двух основных направлениях: проектировочная деятельность и исполнительская деятельность.


Проектировочная деятельность осуществляется руководством техникума. Исполнительская деятельность осуществляется преподавателями и мастерами производственного обучения на уроках при проведении оздоровительно-профилактических мероприятий.


Была выработана система отслеживания результатов (мониторинг) применения здоровьесберегающих технологий:

1. система отслеживания базировалась на психолого-педагогической диагностике:

– уровень интеллектуального развития студентов

– отношение к обучению

– уровень мотивации поисковой деятельности

– уровень мотивации достижения (успеха, удачи)

– положительные эмоции

– динамика развития студентов в учебно-воспитательном процессе (творческий продукт, олимпиады, конференции и т.п.)

– познавательный интерес

– коммуникативные способности

– направленность мотивации

2. карта развития обучающихся:

– индивидуально-психологические характеристики (память, внимание, тревожность)

– социально-психологические (роль, рейтинг, период чтение и др.)

– медико-валеологические характеристики

– характер внутри - коллективных отношений


Полученные данные диагностики  (Приложение 1) показали, что у большинства студентов отсутствует сформированная мотивация учебной деятельности


 Диаграмма уровня сформированности  мотивации учебной деятельности

  

 

Проведя диагностику «Определение мотивации достижения (успеха, удачи) у обучающихся» были получены следующие результаты.

1. В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов улучшилась атмосфера психологического комфорта и снизилась тревожность на уроках. 

2. Полученные данные свидетельствует не только об улучшении состояния здоровья обучающихся в техникуме, но и об успешности обучения (таблица 1).


Таблица 1 - Показатели успешности обучения студентов, %

Показатели

Студенты 2-го курса

1 этап

II этап

Эмоциональный комфорт

59

71

Личностная тревожность

70

57

Успешность обучения по основным дисциплинам

63

75

 

3. В процессе практической реализации здоровьесберегающих технологий у студентов вырабатывается свой образ жизнедеятельности: многие стали следить за своим питанием, контролировать физическую нагрузку в процессе занятий и вести паспорт своего здоровья, что свидетельствует о позитивных установках на здоровый образ жизни.

 

Заключение

Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили в техникум с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.

Важно использовать и различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с восточными оздоровительными гимнастиками.


В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих технологий в обучении могут быть предложены следующие:

- учебно-материальная база обуче­ния должна соответствовать оптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;

- режим работы в кабинетах, лабораториях, мастерских должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха;

- учитывать психофизиологического воздействия цветовой гаммы;

- способствовать осознанию студентами собственных психосоматических процессов;

- формировать творческую активность и навыки закаливания.


Конечно, методология здоровьесберегающего образования требует дальнейшего развития в плане сравнительной диагностики эффективности тех или иных технологий, и в плане подготовки педагогических кадров.


Необходимо, чтобы такие технологии могли кристаллизоваться в недрах информационного педагогического сообщества, могли обсуждаться на форуме, способствующему взаимопониманию между автономными общественно-педагогическими объединениями, отдельными инициативными авторами.

 

Литература и источники:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. – М.: Academia, 1999.
  2. Реан А. А. Педагогика и психология – СПб.: Питер, 2000.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
  4. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. - 2003.-№9. (Официальные документы Минобразования России).



Назад к списку

Комментарии
Очень нужная и актуальная работа. нужна для подготовки выступления на педагогическом совете
Валентина Семеновна Ткаченко
Руководитель

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*