Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные подходы к изучению и сохранению культурного наследия города

04.09.2012 1511 4218
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель

Овчинникова Ирина Алексеевна
Овчинникова Ирина Алексеевна, преподаватель

Мариинский политехнический техникум

 Объекты культурного наследия являются важнейшей составной жизни человека, формирующей благоприятную среду его обитания. Яркий пример деревянного зодчества в Кемеровской области  -  город Мариинск.


Активное новое строительство привело в большинстве случаев к разрушению исторических структур, уничтожению деревянной застройки, ценных архитектурных памятников. Большие разрушения коснулись деревянного зодчества – самой яркой и примечательной области архитектуры Кемеровской области. Это произошло, с одной стороны, в результате недолговечности материала, а с другой – недооценки сохранения этого уникального наследия.


Город  Мариинск, известный своими памятниками деревянной архитектуры, в 2011 году отпраздновал  свое 155-летие. Он знаменит своей деревянной архитектурой. Природный материал – древесина, доступный и красивый. В современном Мариинске много архитектурных и исторических памятников культуры, количество которых свыше ста.

Мариинск подарил России замечательного писателя Владимира Чивилихина. В доме, где он родился, в 1986 году открылся мемориальный музей. В городе есть краеведческий музей и музей бересты, посвященный уникальным ремеслам этого замечательного города.Мариинск имеет сегодня уникальную архитектуру, ярко выделяется на фоне шахтерских городов Кузбасса. Город  Мариинск – это музей под открытым небом, включает прекрасные старинные постройки, деревянные сооружения, архитектурные ансамбли.


Большой знаток Русского леса Л.М. Леонов с восхищением говорил, что «искусный плотник топором может и конек на крыше вырезать, и лодку, и игрушку для ребенка, да и «часы поправить, каб просунулся туда топор…»

 

В государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Мариинский лесотехнический техникум» важным  элементом учебного процесса для обучающихся отделения «Технология деревообработки» является сохранение культурного наследия. Памятники истории и культуры, в которых воплощено общее прошлое народов России, несут важнейшую функцию государственного достояния, способствуют интеграции единого культурного пространства страны. Культурное наследие города изучается обучающимися техникума. Одним из направлений их научно-исследовательской деятельности – сохранение этого достояния.


Дидактическая цель вовлечения обучающихся в разработку творческого продукта: формирование высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности; воспитание гражданина, патриота, способного к созидательному труду, проявлению духовно-нравственных качеств личности, достойного представителя своего города.


Цели:

образовательная – развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся, умения самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний;

развивающая –активное включение обучающихся техникума в процесс самосовершенствования и самопознания;

воспита­тельная –формирование уважения и бережного отношения к результатам труда людей, убежденности в том, что деятельность, в которую включается, социально значимая.


Задачи:

формирование познавательного интереса как осознанной потребности человека действовать, ставить цели и стремиться достичь их, общаясь с другими людьми;

развитие и формирование навыков изучения объектов культурного наследия; организация активного поиска и самостоятельного анализа добытых фактов;

выявление направлений сохранения объектов культурного наследия.


Здания, сооружения, памятники деревянного зодчества необходимо систематически изучать, исследовать с целью сохранения – ведь это история города. В ходе познавательной и активной деятельности обучающихся происходит получение новых материалов, развитие системы взаимосвязей городской администрации и  молодежи. Разработка и внедрение новых форм гражданского и патриотического воспитания в систему профессионального образования ведет к установлению и развитию культурных связей с музеями города, общественными организациями. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах по вопросами сохранения культурного наследия координирует деятельность молодежных объединений по сбору материалов.


При изучении раздела «Чертежи и схемы по специальности» дисциплины «Инженерная графика» обучающимся отделения «Технология дерево обработки» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы предлагается включиться в интересную исследовательскую деятельность на тему «Сохранение культурного наследия», «Путешествие по городу», «Инженерная графика и деревянное зодчество». Познавательная самостоятельность и интеллектуальная активность обучающихся являются важными для будущего специалиста качествами личности.


Выполнение творческой работы «Путешествие по городу» содержит следующие стадии разработки:

- планирование и детальная разработка творческого проекта, оптимальный подбор и осмысление материала, поиск информации, сбор данных по памятникам, достопримечательностям, расположенных на разных улицах города;

- разработка макета программного продукта «Путешествие по городу» на основе информационных технологий с использованием наглядных образов достопримечательных мест и их сочетания;

- оформление творческой работы «Путешествие по городу»;

- подготовка презентации творческого выступления;

- представление творческой работы «Путешествие по городу».


Результаты творческой, исследовательской работы «Путешествие по городу» используются при  выполнении курсовых и дипломных проектов на третьем и четвертом курсах. С творческой направленностью деятельности обучающихся тесно связана профессиональная устремленность, которая заключается в постоянной ориентации на профессиональные интересы, потребности, в установке на практическое применение всего изучаемого, всей полученной информации. Профессиональная устремленность обучения обязательно включает "умственное владение знаниями", причем применять эти знания преподаватель должен не раздельно, а в единстве и взаимосвязи с другими дисциплинами.


Выполненные дипломные проекты обучающихся технологического отделения на темы «Сравнительный анализ инновационных подходов к сохранению памятников деревянного зодчества г. Мариинска», «Проект организации мероприятий с целью повышения срока эксплуатации исторических памятников деревянного зодчества г. Мариинска» имеют социальную и практическую значимость, реальную основу, рекомендацию к внедрению. Современному, динамично меняющемуся обществу необходим компетентный, всесторонне развитый специалист, способный самостоятельно, свободно и творчески решать профессиональные задачи.


В результате организации творческой, исследовательской деятельности происходит приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, создаются условия для:

- развития интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности, повышения личной уверенности обучающихся;

- развития коммуникабельности и умения сотрудничать;

- обеспечения механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы.


Организация исследовательской деятельности мини-группами позволяет достигнуть большего эффекта. Когда люди объединяются, они могут гораздо больше… Обучающиеся активно участвуют в познавательной деятельности по сбору материалов об архитектурном наследии, где они проявляют самостоятельность, инициативность, оригинальность, творческое мышление в общении со старшим поколением.


В ходе этапов разработки творческого продукта обращено внимание на нравственное, патриотическое воспитание молодежи в контексте популяризации исторических мест города, области. Таким образом, происходит приобщение студентов к системе культурных ценностей, создаются условия для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности  на основе лучших образцов деревянного зодчества.

 

Литература

1. Мариинск. [Электронный ресурс] /– Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Мариинск

2. Карта Мариинска и его Соседи. Кемеровская область. [Электронный ресурс] /– Режим доступа:  http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/kemerovskaya_oblast




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*