Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Занятия с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии

21.02.2018 168 226
Кононова Лада Витальевна
Кононова Лада Витальевна, преподаватель

Малькова Виктория Игоревна
Малькова Виктория Игоревна, студентка

Вятский колледж культуры

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

Дeтство – это та самая пора жизни, имеющая высокую самостоятельную ценность. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения - такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова [1]. Она считает, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития творчества ребёнка.

Не секрет, что больше всего на свете дети любят играть, получать подарки и баловаться. А ещё они любят наряжаться, побеждать и передразнивать.

Чтобы всё это реализовать, у нас есть волшебное средство – театр. Нет, не театр, в который ходят смотреть сказки, а театр, где все мы учимся быть актерами, играем и перевоплощаемся, понимаем нравственные ценности и раскрываем сложный мир взаимоотношений с людьми, природой и творчеством.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Взрослые педагоги театральных коллективов – настоящие волшебники! В их силах создавать вокруг ребенка атмосферу гармонии и позитива, или пробудить деструктивную активность и нежелание воспринимать информацию.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) [4]. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [2].

Очень часто дома, в комфортной для него обстановке, ребенок ведет себя раскованно и естественно. Но вот он попадает в непривычную для него среду, и сразу теряется – не знает, что сказать и как сказать, как ответить, как двигаться. Наши занятия помогут ему преодолеть эти комплексы [3]. Ребенок учится преподносить и вести себя свободно, независимо от обстановки. Учить детей коммуникабельности и общению просто необходимо. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы не видим и не чувствуем окружающих, а это неправильно. Театр же – это всегда партнерство, существование в коллективе. Даже самые талантливые спектакли не делаются одним актером. Игра помогает настроиться на другого человека, почувствовать его.

Занятия в театральной студии способствуют гармоничному развитию ребенка. Да и в выборе будущей профессии это может сыграть немалую роль. Малыш начинает прислушиваться к себе – чего ОН хочет, что ЕМУ нравится.

И вот ребенок начинает заниматься и у него получается творчески мыслить, слушать, слышать и видеть себя, чего-то хотеть и добиваться в жизни.

В работе с детьми дошкольного возраста в детском театральном коллективе «Рифма», за основу была выбрана сказкотерапия.

«Сказка-ложь, да в ней намек…» говорилось практически в каждой сказке, что мы слышали перед сном из волшебных книг или уст членов семьи. А ведь и правда, увлекательная сказка является первым путеводителем и навигатором ребенка в жизнь, где на примере «зайчиков» и «лисичек» можно было донести ребенку то, что нам кажется понятным, а малышу загадочным и неизведанным. Используя зашифрованный в сказке опыт прошлых поколений, ребенку предоставляется возможность на ином уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно на сегодняшний день сказки активно используются педагогами, психологами, а также логопедами. Именно сказка дает ребенку огромную возможность для воображения. Кто есть я? Кем бы я хотел быть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладая волшебством?

На каждый случай - своя сказка. Одна научит культуре и объяснит, для чего это нужно, вторая - донесет, как важно беречь природу, а третья - поведает, что очень важно заботится о других.

Очень интересным методом можно назвать спонтанную сказку. В работе с дошкольниками случаются разные казусы (кто-то сел на стул соседа, кто-то кого-то ударил…), в этот самый момент очень важно сразу же объяснять, почему этот поступок обижает другого человека. Перенос объяснения на сказку помогает уберечь малыша от обидного личного наказания, а если после сказки в кругу всем вместе обсудить поступок героя, то данный пример надолго запомнится виновнику происшествия, когда другие дети могут и не догадываться о том, что эта сказка посвящена ему.

Процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность и есть сказкотерапия.

Сказкотерапия дает возможность педагогам абсолютно не навязчиво, с интересом для детей проводить нравственные занятия, помогать детям с повышенной агрессией, заниженной или наоборот завышенной самооценкой, неуверенным в себе, а также эгоцентричным.

Под предлогом сказки детям предоставляется возможность «проиграть» ту или иную жизненную ситуацию, прожить определенные скорби и радости, которые после станут более понятны им.

Трудно измерить ценность сказки, придуманную детьми. В них открываются не только трудности, беспокоящие ребенка, но и легко просматривается все его творческое начало.

В программе были применены самые разнообразные задания, направленные на развитие фантазии и воображения, данные задания представлены ниже.

Задание 1. Детям предлагалось выбрать пальчиковую куклу и рассказать о ней. Рассказать про семью зверюшки, характер, любимые занятия, и т.д.

Задание 2. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник, хрустальная ваза, альбом, цветок, бабушкина брошь? Придумай и расскажи. (Жизнь волшебных предметов).

Задание 3. Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». Ребёнку поочерёдно предлагаются картинки с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь.

Задание 4. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни?

Задание 5. Творческое задание. Детям предлагалось придумать историю о предмете, с которым они не знакомы: «пыльник», «паяльник», «консиллер».

Задание 6. Детям предлагалось прослушать сказку-медитацию про волшебную капельку, после чего было предложено нарисовать рисунок о прослушанной сказке, а также придумать продолжение.

Задание 7. Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Задание 8. Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о значимости сказки в развитии дошкольников:

-сказка обладает уникальными возможностями, как средство, известное нам ещё из народной педагогики, объясняющее детям разные жизненные ситуации;

-сказка учит и мотивирует детей анализировать поступки персонажей, представленных в сказке, делать выводы, анализировать свои поступки;

-сказка воспитывает в детях нравственную культуру, закладывает многие моральные принципы.

Есть на свете несколько профессий, в которых успешно реализоваться можно только тогда, когда есть одаренность или талант свыше. Если нет призвания, ты в этой профессии не состоишься – это актер, педагог и врач. Но развить способности, заложенные в ребенке, – главная задача хорошего педагога.

 

Список использованных источников:

  1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду / Е. В Мигунова. – М.: Сфера, 2009.
  2. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет / под ред. О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. (Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе). – М.: Центр Педагогический поиск, 2004.
  4. Хрестоматия игровых приемов обучения. Библиотека «Первого сентября», 2002. (Александра Ершова, Вячеслав Букатов. Игровая профилактика галерочных настроений.)

 

Оригинал работы:

Занятия с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*