Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение учебного материала дисциплин профессионального цикла для мотивации будущей трудовой деятельности

20.02.2018 525 821
Гостищева Лидия Васильевна
Гостищева Лидия Васильевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, трудовое воспитание студентов, планирование урока, содержание специальной технологии, самостоятельная работа.

В настоящее время проблема познавательной активности студентов раскрыта достаточно широко как в общей педагогике, так и в педагогике профтехобразования, однако вопросы методики подготовки будущих юристов к активной деятельности в области профессии или группы профессий исследованы недостаточно; педагогическая практика преподавания испытывает трудности в формировании личности, активной в профессиональной деятельности. Возникшее в связи с этим противоречие между требованиями социального и научно-технического прогресса к профессиональным качествам личности современного специалиста и методической базы для их формирования вызывает необходимость внедрения эффективных организационных форм, методов и средств формирования профессиональной активности при подготовке будущих специалистов. Осуществляя подготовку молодой смены для активного участия в производительном труде в области профессии или группы профессий, педагогам предстоит решить задачу формирования всесторонне развитых, грамотных, квалифицированных выпускников, владеющих профессиональным мастерством, глубокими знаниями основ законодательства, отвечающих требованиям научно-технического прогресса. Ускоряющиеся темпы социального и научно-технического прогресса в нашей стране усложняют практическое решение проблемы подготовки современного специалиста, что вызвано:

–непрерывным изменением содержания образования в связи с внедрением вычислительной техники, совершенствованием приемов и методов труда;

–значительным усложнением содержания образования, связанным с увеличением объема информации, обострением задач развития мышления учащихся и обучения их рациональным методам и приемам познавательной и профессиональной деятельности;

–необходимостью готовить студентов к непрерывному образованию, формировать профессиональный интерес к тем формам общения, когда стираются грани между умственным и физическим трудом.

Профессиональная активность проявляется в устойчивости профессиональных интересов и готовности к содержанию и процессу профессиональной деятельности. Данное качество будет способствовать более полному раскрытию способностей каждого человека в труде. Деятельность студентов колледжа включает в себя учение и учебно- производительный труд, овладение которыми вооружает их общеобразовательными, политехническими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. В процессе обучения происходит формирование личности будущих специалистов. Поэтому, познавательная деятельность, трудовое воспитание студентов и всестороннее развитие личности на основе соединения обучения с производительным трудом могут быть теоретической основой формирования профессиональной активности. При обучении студентов в колледже формирование профессиональной активности базируется на познавательной активности в процессе теоретического обучения профессии, трудовой активности в процессе производственного обучения и общественно полезной профессиональной деятельности во вне- урочное время. Формированию профессиональной активности должны способствовать цели, содержание и методы, средства, организационные формы и результаты профессиональной подготовки. Большие возможности для формирования профессиональной активности имеются при преподавании спецдисциплин юридического цикла, которые позволили выявить методические условия формирования профессиональной активности у студентов в процессе обучения. Такими условиями являются:

–применение методов проблемно-развивающего обучения;  

–применение алгоритмов в обучении;

–применение заданий производственного характера и проблемных ситуаций; – организация самостоятельных работ учащихся, ориентирующих на коллективные формы деятельности, открытые уроки, уроки-конференции, выступления с докладами, презентациями. Содержание спецдисциплин юридического цикла являются предметами усвоения и, в то же время, средством достижения целей для формирования профессиональной активности. На этих уроках я стараюсь:

–привить студентам интерес к профессии;

–сформировать у них систему необходимых профессиональных понятий, умений и навыков;

–развить правовое мышление, умение самостоятельно применять по- лученные знания на практике;

–научить студентов работать с учебной, технической, справочной и инструкционно-технологической документацией и научной литературой;

–сформировать умения и навыки творческого отношения к профессиональной деятельности;

–сформировать у будущих юристов умение осуществлять самоконтроль;

–привить студентам стремление к активному овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками;

–научить студентов правильно оценивать изменения в законодательстве и применять их при решении практических ситуаций

–воспитать добросовестное и ответственное отношение к профессиональной деятельности. Формирование профессиональной активности у студентов на уроках требует осуществления отбора содержания учебного материала, предполагающего такое вычленение теоретических основ профессии и практики, которое позволило бы более полно реализовать сочетание педагогических принципов: активность в обучении, связь теории с практикой, соединение обучения с производительным трудом. Отбор содержания учебного материала должен быть направлен на привитие студентам колледжа навыков поисковой деятельности, анализа производственной обстановки, умений перестройки деятельности и самостоятельного принятия решений. С этой целью в содержании предмета необходимо предусмотреть систему заданий для самостоятельных работ  производственного характера, передовых приемов и методов труда: рациональных форм организации труда; новейших достижений техники и технологии производства; новаций законодательства; конкретных производственных ситуаций, требующих юридической помощи. При планировании темы или раздела преподаватель должен, прежде всего, определить, какие знания и на каком уровне должны быть усвоены учащимися, какие задачи должны быть решены. Затем преподаватель определяет роль каждого урока в реализации поставленных целей формирования профессиональной активности, способы контроля за усвоением знаний, раскрывает то содержание, при помощи которого реализуются цели. Здесь необходимо обеспечить соответствие методов отобранному содержанию и уровню его усвоения. Особое внимание при планировании урока следует уделить содержанию и организации самостоятельной работы студентов. Наиболее эффективными при формировании профессиональной активности являются следующие виды самостоятельных работ: сравнительный анализ действующего законодательства, мониторинг судебной практики, составление судебных документов, решение ситуационных задач,  составление алгоритмов профессиональной деятельности; самостоятельные работы, ориентирующие на коллективные формы деятельности; задания производственного характера. Усвоение учебного материала для юристов требует применения самостоятельных работ с возрастающей степенью сложности и проблемности. Система самостоятельных работ для формирования профессиональной активности решает следующие задачи:

–формирование учебных умений;

–формирование профессиональных умений;

–формирование умений применять знания на практике;

–перенос знаний и умений в новую ситуацию

–формирование умений принимать решения в конкретной производствен- ной ситуации при оформлении договоров и сделок.

Содержание должно предусматривать раскрытие общественной значимости профессиональной деятельности, способствовать достижению студентами-юристами учебных успехов в сочетании со стремлением занять достойное положение в коллективе сверстников. Воспитание в отличие от обучения обращено, прежде всего, к мотивационной и эмоционально-действенной сферам, к отношениям личности с миром и с самим собой – поэтому в содержании специальной дисциплины должны найти отражение взаимоотношения в производственном коллективе.

 

Список используемой литературы:

  1. Асеев В. Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 2005.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на- Дону, 2007.
  3. Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности успешности обучения студентов в вузе//Психологический журнал. Т. 14. 2003. № 4.
  4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 2008.
  5. Шалионов Г. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте

 

Оригинал работы:

Применение учебного материала дисциплин профессионального цикла для мотивации будущей трудовой деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*