Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль учебной деятельности в развитии студенческого менталитета при изучении дисциплины «Фармакология»

20.02.2018 113 150
Бабина Ирина Петровна
Бабина Ирина Петровна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные преобразования создали принципиально новую ситуацию в сфере образования, требующую изменений в системе подготовки будущих специалистов. Сегодняшние студенты завтра определят будущее нашего общества. В информационном обществе, к которому переходят передовые страны, главной ценностью и главным определяющим фактором становятся знания, информация, менталитет граждан.  

В Большом энциклопедическом словаре дано определение термину «менталитет» - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных  установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.  Понятие менталитет  включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей [2].

Б.С. Гершунский вводит в научный оборот термин «менталеформирование», понимая под ним целенаправленное образовательное воздействие на соответствующие ментальные характеристики личности. С точки зрения исследователя, определенные компоненты ментальности поддаются технологизации, т.е. активному, но и одновременно осторожному преобразованию, коррекции ментальности на основе природосообразных, гуманистических критериев единственно возможными и нравственно допустимыми средствами – средствами культуры и образования [1]. Важное методологическое положение о ведущей роли современного образования на процесс менталеформирования выдвигает Е.А. Тимофеева. По ее мнению, усилия образовательных учреждений независимо от профиля и уровня должны быть сфокусированы на выполнении следующих главных задач. Во-первых, трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей общества; во-вторых, обогащение индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума нравственными общечеловеческими ценностями; в-третьих,  коррекция и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом определяют наиболее вероятное поведение и поступки людей, направляют и концентрируют их «ментальную энергию» на достижение поставленных целей [5].

По мнению Е.А. Тимофеевой студенческий менталитет это система знаний, ценностей и норм, определяющих для самого субъекта его личностную суть и правила поведения. Выделяя три составляющих элемента учебного менталитета студентов: знания, ценностные ориентации, поведенческие установки в сфере учебной деятельности [6], рассмотрим формирование студенческого менталитета при изучении дисциплины «Фармакология».        

В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров через целенаправленное воздействие на менталитет студентов  приобретает особую актуальность и  вносит существенные коррективы в учебный процесс: в педагогическом плане образование должно быть ориентировано  не только на усвоение обучающимися  определенной суммы знаний, но и на развитие  их личности, познавательных интересов, созидательных способностей и активизации самостоятельной деятельности. Должна сформироваться новая система знаний, умений и навыков, а также опыт  самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов - те ключевые компетенции, которые должны стать фундаментом для формирования профессиональной компетентности  будущего специалиста-медика.

Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения. Дисциплина «Фармакология»  по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело» изучается на первом курсе и преподаватель дисциплины  сталкивается со следующими проблемами:

1)часть абитуриентов имеет низкий уровень школьной подготовки;

2)отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы;

3)низкий уровень учебной и  профессиональной мотивации;

4)сложный период адаптации студентов к обучению в техникуме.

При организации учебного процесса задача преподавателя заключается в целенаправленном побуждении будущих специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий. При разработке занятия преподаватели обращают особое внимание на постановку и разработку цели:

1)учебной - закрепить знания по основным группам лекарственных средств: особенностям введения, фармакологическим эффектам, побочным эффектам; формировать умения  применять лекарственные средства по назначению врача,  использовать справочную литературу при выписке рецептов на ЛС.

2) воспитательной - воспитать ответственное отношение к профессиональной деятельности, через осознание фармакологических  эффектов лекарственных средств  при лечении пациентов воспитать аккуратность, сознательность, ответственное отношение к пациентам при выборе  и выписке    лекарственных средств.

3) развивающей - развивать  у студентов логическое мышление, память, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, способность самостоятельно решать  поставленные задачи.

Преподаватель  должен учитывать, что самосовершенствование личности студента предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности студента.  Использование инновационных образовательных технологий позволяет не только прочно усвоить  учебный материал, но и развить интеллектуальные способности студентов, самостоятельность мышления, способность к самостоятельной поисковой деятельности, творческий потенциал.

При проведении теоретических занятий нами  используются проблемные лекции, лекции-беседы,  анализ конкретных ситуаций, защита рефератов, компьютерная презентация урока. В начале проблемной лекции по теме: «Антибиотики» ставится проблема: «Резистентность микроорганизмов к антибактериальным средствам»  которую в ходе изложения материала студентам необходимо решить. В ходе лекции - беседы по теме: «Витамины» задаются вопросы, выясняется  уровень осведомленности студентов о влиянии витаминов на организм человека. Таким образом, во  время проведения лекции студенты не только  усваивают теоретические знания, но и развивают  теоретическое мышление, формируют познавательный интерес к содержанию дисциплины, развивают навыки межличностного и профессионального общения.

При проведении  практических занятий по дисциплине «Фармакология» для  формирования профессиональных компетенций с целью научить студентов применять лекарственные средства по назначению врача, выписывать рецепты, давать рекомендации пациенту по их применению  используются  задания по решению  задач на определение  лекарственного вещества, заполнение  таблиц: «Сравнительная характеристика лекарственных средств», решение ситуационных задач с  обоснованием ответа и  выпиской рецептов на лекарственные средства, консультирование пациента  по применению лекарственных средств в ролевых играх «Аптека», «Фельдшер-пациент», составление тематических кроссвордов, подготовка рефератов, сообщений, решение кейсов: «Основные принципы терапии острых отравлений этанолом», «Основные принципы терапии острых  отравлений наркотическими анальгетиками».       

Профессиональное самосовершенствование студентов включает в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющих друг друга формы - самовоспитания и самообразования, оказывающие взаимное влияние на характер работы человека над собой. Самовоспитание в большинстве случаев выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Самообразование заключается в обновлении  и совершенствовании имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Поэтому при выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в техникуме  необходимо учитывать следующие закономерности:

1)студент способен к продуктивному профессиональному росту при создании условий  для творческого развития, в процессе которого строится опыт достижения, осуществляется осмысление приобретаемых знаний, умений и навыков, ведущих к самостоятельному выбору новых целей и задач, то есть успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта;

2)развитие творческого потенциала может быть продуктивным только при наличии взаимосвязи между его содержанием и способами, с одной стороны, и смыслами, целями человека - с другой.

Личностная значимость процесса профессиональной подготовки прежде всего должна опираться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения. Самостоятельная работа студента, как вид учебной деятельности традиционно рассматривается в качестве активной, целенаправленной и свободной деятельности студентов, самостоятельно ими организуемой в силу индивидуальных внутренних познавательных мотивов [4]. С целью повышения эффективности организации самостоятельной работы, формирования у студентов  общих и профессиональных компетенций, формирования способности  к саморазвитию и самообразованию, разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Фармакология». Рабочая тетрадь  представляет собой набор заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы соответственно рабочей программе.  Для подготовки к практическим  занятиям   указаны учебные цели,  даны  контрольные вопросы по теме практического занятия. Например,  к  практическому  занятию по теме: «Противоаллергические средства» ставятся учебные цели:  изучить особенности действия и применения противоаллергических средств, научиться выписывать рецепты на лекарственные средства и давать рекомендации по их применению.  Задания по определению понятий позволяют лучше усвоить медицинскую терминологию. Более эффективно изучить фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств позволяют задания по заполнению таблиц, например: «Сравнительная характеристика  противоаллергических лекарственных средств». Решение разноуровневых тестов, заданий по составлению схем: «название препарата - фармакологическая группа - фармакологические эффекты», подбору соответствующие пары по принципу «препарат – механизм действия», развивают у студентов аналитическое и клиническое мышление. Успешному развитию творческого потенциала способствует включение студентов в исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая организована следующим образом: подготовка и защита рефератов: «Выдающиеся ученые фармакологи», «Современные лекарственные средства с противоаллергическим действием», проведение исследования «БАД и их роль в укреплении здоровья человека», участие в волонтерском движении «VITA».  

Ценностные ориентации студентов в учебной сфере это внутренняя основа, определяющая их отношение к цели учебного процесса, их представление о смысле обучения в медицинском техникуме, требования к уровню своей профессиональной подготовки как специалиста [6].        

Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского техникума – это нравственный отклик, наполненный ценностным содержанием и определяющийся ценностной составляющей общекультурных и профессиональных компетенций и включает в себя: осознание значимости будущей профессиональной деятельности медицинского работника, ценностное отношение к результату деятельности, ценностное отношение к принятому решению, ценностное отношение к поиску и использованию информации для эффективного выполнения профессиональной деятельности, ценностное отношение к профессиональному развитию, мобильность, гибкость, ценность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, ценностное отношение к моральной автономии личности пациента, ценностное отношение к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, толерантность, гуманность, милосердие,  справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом  [3].

При проведении учебных занятий по фармакологии делаем акцент на значение профессии медицинского работника, приводим примеры деятельности  выдающихся отечественных ученых – фармакологов, из истории Ачинского медицинского техникума. Решение профессиональных ситуационных задач, которые должны быть эмоционально-насыщенными, пробуждает в студентах переживание разнообразных чувств, эмоций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Поведенческие установки означают внутреннюю предрасположенность студентов к определенным стереотипам поведения в ситуациях, связанных конкретно с учебной сферой [5]. В Ачинском медицинском техникуме  студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав при проведении учебных занятий. Для профилактики нарушений дисциплины и улучшения взаимоотношений между студентами и преподавателями,  преподаватель должен конструктивно взаимодействовать со студентами:

  • уделять внимание студенту тогда, когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, этим позитивное поведение,
  • управлять своими собственными эмоциями,
  • акцентировать внимание на поступках, а не на личности студента; 
  • апеллировать к правилам распорядка,
  • найти любую область реальных успехов студента,
  • позволять студенту «сохранить лицо». 

Огромное влияние на отношение студентов к изучаемой дисциплине и учебному процессу в целом оказывает их отношение к преподавателю. Поэтому своими личными и профессиональными качествами стараемся развить в студентах стремление к познанию, освоению и получению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач. Воспитательное влияние  на студентов осуществляем на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий при проведении личных бесед и консультаций. Оно выражается в воздействии на студентов мысли и слова педагога, всей его личности, поведения, отношения к делу и людям. Добросовестная работа педагога, обучающего студентов, передающего им свои знания и опыт, заботящегося о формировании у них нравственных качеств, необходимых для личностного развития в профессиональной сфере, оставляет глубокий след у студентов  на всю жизнь.

Организованный таким образом учебный процесс способствует возникновению целевой мотивации учебно-познавательной деятельности, развитию индивидуальности, творческого подхода, формированию навыков самоорганизации, самоконтроля и рефлексии собственного профессионального поведения,  развитию чувства ответственности за принимаемые в профессиональной сфере решения, обеспечивает  развитие у будущих специалистов - медиков целостного представления о себе как о специалисте в медицинской сфере деятельности.

Литература:

  1. Бардаков Н.Д., Поломошнов А.Ф., Денисов А.Д., Особенности менталитета студентов аграрного ВУЗа на рубеже веков. ДонГАУ, 2010г.
  2. Богданова А.А. Формирование менталитета личности: учет универсального и специфического // Современные проблемы науки и образования. 2015г. № 4.;
  3. Бобер Е.А. Становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Диссертация. ФГБОУ ВПО Омский ГПУ.2014.
  4. Ведерникова Е.Г. «Развитие  познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления»- М.: Эксмо, 2012.
  5. Леонтьева Е.П. Влияние личности преподавателя на формирование личности будущего специалиста. БКПТ ОГУ. http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1320/1/2499-2502.pdf.
  6. Тимофеева Е. А. Обеспечение развития менталитета личности и социума в образовательном процессе вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008г. № 77.

 

Оригинал работы:

Роль учебной деятельности в развитии студенческого менталитета при изучении дисциплины «Фармакология»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*