Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема: Первая Мировая война. 1914-1918гг.
Урок №1: «Причины и начало Первой мировой войны»
Цель урока:
Обучающая: раскрыть причины, характер Первой мировой войны, ознакомиться с целями стран-участниц войны и ходом военных действий на Восточном фронте на начальном этапе войны через самостоятельную работу студентов, опираясь на материал учебника и другие источники.
Развивающая: способствовать формированию у студентов общих компетенций:
1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество
· способствовать формированию у студентов умения самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительными источниками информации;
· развивать мыслительную деятельность, элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение, умение анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задания).
2. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития
· способствовать развитию навыков поиска и систематизации информации, определения собственной позиции
3. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· развивать у студентов умения работать в группе, участвовать в обсуждении и выступать публично.
Воспитательная: создать условия для
· активизации возможностей личности через групповые формы работы, способствовать формированию конкурентоспособного всесторонеразвитого специалиста;
· формирования уважения к историческому наследию народов России, интереса к истории с помощью ярких примеров, дополнительной литературы и источников.
Методическая: через задачи технологии компетентностного подхода в обучении
· проанализировать изменение деятельности и роли педагога и студентов на уроке;
· создать условия для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Основные знания: оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914г.
Основные понятия: Антанта; Тройственный союз, аннексия, «план Шлиффена», позиционная войны.
Тип урока (по дидактическим целям) урок ознакомления с новым материалом.
Вид организации деятельности студентов: сочетание различных форм занятий (самостоятельная работа на уроке, беседа, практическая работа, исследование).
Формы контроля: защита творческих работ (презентации), тематический тест
Формы организации деятельности студентов: основная – групповая, сопутствующие – фронтальная и индивидуальная.
Методы: словесные: беседа, рассказ; наглядные: демонстрация слайдов; практические: работа с историческим атласом, заполнение таблицы, работа с документом.
Оснащение:
1. Учебная литература для студентов
«История государства и народов России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Дрофа, 2004г.;
«Новейшая история зарубежных стран XX век» Шубин– М.: Дрофа, 2002г.;
Бурин С.Н.«Новейшая история. ХХ век» - М.: Дрофа, 2002г.
Левандовский А.А. «Россия в 20 веке» - М.: Просвещение, 1999
2. Учебная документация
Документ в Приложении №1 «Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля…»
3. Дидактические средства проведения урока
Приложении № 1 Памятка - алгоритм по изучению материала о войнах.
Приложение № 2 Таблица «Внешняя политика ведущих стран мира в начале 20 века».
Приложении № 3 Тесты текущего контроля.
Приложение № 4 Таблица: «Как я усвоил материал урока?»
Организация и ход урока
Этап |
Содержание |
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Организационный этап 2 мин. |
Построение. Проверка готовности рабочих мест и студентов к уроку |
Рапорт старосты группы о явке студентов на урок. Распределяются по подгруппам. |
Приветствие студентов. |
Вводный 2 мин. |
Ознакомление с темой урока. Создание экспертной группы. |
Слуховое и визуальное восприятие |
Ознакомление студентов с темой урока. |
Основной этап 27 мин.
|
Изучение нового материала План 1. Причины Первой мировой войны. 2. Оформление двух противостоящих военных блоков. Начало Первой мировой войны. 3. Цели и планы воюющих держав. Характер войны. 4. Ход военных действий на начальном этапе войн. |
||
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
||
3 мин
2 мин.
|
Цель: самостоятельно, опираясь на материал учебника, раскрыть причины Первой мировой войны и ознакомиться с начальным этапом боевых действий 1914г. В процессе работы над заданиями этого урока нам предстоит:
Статические данные о Первой мировой войне (запись в тетрадь). Продолжительность: 1.09.1914 –11.11.1918г. 1554 дня. Число стран - участниц 38. Численность мобилизованных - 74 млн. человек. Численность погибших – 10 млн. человек. 2. Причины войны. У каждой страны–участницы были свои причины, почему она вступила в войну. |
Запишите тему урока в тетрадь. Внимательно прочитайте цель урока. Задачи урока вам предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого в Приложении №1 прочитайте памятку-алгоритм по изучению материала о войнах и сформулируйте задачи урока, используя следующие глаголы: проанализировать, определить, рассмотреть, объяснить, сформулировать. Работайте самостоятельно в парах. Результат самостоятельной работы обсудите в группе. Выработайте единые задачи урока и запишите их в тетрадь. Результат работы оценивает экспертная группа.
Работа с таблицей «Внешняя политика ведущих стран мира в начале 20 века». (Приложение №2) |
|
6 мин. |
1. Цель: определить причины Первой мировой войны. Задание №1. Рассмотрите основные противоречия между ведущими державами и сформулируйте причины войны
Объединив причины можно сделать вывод, что для всех стран–участниц общими были следующие причины (запись в тетрадь): 1.Стремление к ослаблению государств–конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англичан не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии). 2.Противоречия из-за: колоний, сфер влияния и рынков сбыта. 3.Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы. |
Для выполнения задания №1 прочитайте материал учебника на стр.99; Документ вПриложении №1 «Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля…» 1. Сформулируйте причины войны самостоятельно, обсудите в группе. 2.После обсуждения запишите основные причины войны в тетрадь.
Результат работы оценивает экспертная группа.
|
|
2 мин.
Время работы –2 мин.
|
2. Цель: определить характер войны и соотношение сил. Задание№2 Внимательно проанализируйте данные таблицы «Внешняя политика ведущих стран мира в н.ХХв.» в колонке «Участие в военных блоках» и сделайте вывод о соотношение сил в начале войны. Задание №3. По таблице «Внешняя политика…» ознакомьтесь с целями ведущих стран мира накануне войны. Были ли задачи в войне враждебных блоков (Тройственного союза и Антанты) по своей сути сходными или принципиально различными? Если различны, то в чем именно? Задание №4. Сделайте вывод о характере войны. |
Задания № 2, 3, 4 выполняются самостоятельно. Работайте в парах. Приготовьтесь к устной беседе по этим вопросам.
Ответы оценивает экспертная группа.
Ответ на вопрос №4 записать в тетрадь.
|
|
12 мин.
|
Цель: рассмотреть повод к войне и ее начало. Задание№5. Внимательно прослушайте рассказ студента. Запишите в тетрадь:
Объясните слова итальянского историка Альбертини: «Сербский террорист стрелял не только в грудь австрийского принца, он метил в самое сердце Европы». Заполнение таблицы «Основные события Первой мировой войны» (1914г) |
Слушая рассказ отслеживайте ход событий по карте в атласе по истории Россиистр.5. |
|
6 мин. |
Текущее тематическое тестирование Самопроверка |
Работа с тестами. |
|
Подведение итогов урока 4 мин. |
Предоставление слова экспертной группе |
|
|
Рефлексия Время работы 2 мин. |
Мнение студентов о полученных на уроке знаниях и умениях |
Сделав вывод, оцените свою работу на уроке. Заполни таблицу «Как я усвоил материал урока» (Приложение 4) |
|
Самостоятельная работа 2 мин.
|
Цель: расширить и закрепить знания по теме «Причины и начало Первой мировой войны» 1.Внимательно прочитайте §19 2.Изучите материалы таблицы «Основные события Первой мировой войны» в строке «1914г» 3.Устно ответить на вопросы №2; стр.76 4.Выучите новые понятия и даты: аннексия, «план Шлифена», позиционная войны, 1 августа 1914г. 5.Подумайте над вопросом: была ли у России возможность избежать участия в Первой мировой войне? Аргументируйте свою точку зрения. |
При подготовке самостоятельной работы обратись к словарю в конце учебника за разъяснением новых понятий. |
Приложение № 1. Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах
1. Причины и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- Подготовка к войне, соотношение сил;
- Планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
- Повод к войне и ее начало;
- Основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итоги.
3. Историческое значение войны
(экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля «О целях войны». 29 октября 1914г.
«…Некоторые соображения о целях, которых Германия может добиться при помощи победоносной войны:
мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях, снабжающих нас сырьем, и способных стать рынками для сбыта… нам нужна западная граница, которая дала бы, по возможности, ключ к Франции. Нам могут пригодиться районы угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света военную деятельность во вред нам.
Мы должны думать лишь о наших германских интересах и потребностях. В этой войне не разрешаются моральные вопросы…
Мы боремся за свое мировое политическое будущее…»
Приложение
№ 2. Внешняя политика ведущих стран мира
в начале 20 века
Страна
|
Цели и принципы внешней политики |
Участие в военных блоках |
Германия |
Стремление к «переделу мира» (захват колоний и сфер влияния). Цели в войне: выход к Атлантическому океану, захват Прибалтики, Крыма, части Украины и Кавказа. |
Член Тройственного союза. |
Австро-Венгрия |
Стремление утвердиться на Балканском полуострове. Цели в войне: захват Сербии, Северной Италии, установление контроля над Балканским полуостровом. |
Член Тройственного союза. |
Италия |
Стремление присоединить Савойю и Ниццу (Франция) и Южный Тироль (Австро-Венгрия). Колебания, связанные с поиском наиболее выгодных союзников. |
Член Тройственного союза до 1915г. Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Антанты. |
Османская империя (Турция) |
Сохранение империи, борьба с балканскими странами |
Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Германии. |
Великобритания |
Укрепление и расширение колониальной империи, стремление к господству на море. |
Член Антанты |
Франция |
Стремление вернуть Эльзас и Лотарингию, колониальные интересы (соперничество с Германией) |
Член Антанты |
Россия |
Стремление захватить проливы Босфор и Дарданеллы, поддержка национально-освободительного движения балканских народов. Ей обещаны Австрийская Галиция, часть Восточной Пруссии ( в обмен на Польшу), турецкие владения в Закавказье. |
Член Антанты |
США |
Изоляционизм (неучастие в военных блоках), «доктрина Монро» ( невмешательство европейцев в события в Северной и Южной Америке), политика «открытых дверей» в Китае. |
Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Антанты (1917г) |
Приложение № 3. Тестовые задания. Тема: Первая мировая война (1914-1918гг.)
1 вариант
1. Германия объявила войну России:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:
А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны; Г) Коалиционной войны
3. В военно-политический союз Антанта не входила:
А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция
4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция
5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
6. В Первой мировой войне принимали участие:
А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран
7. В Тройственный союз не входили:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия
8. Допиши определение
Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения
9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?
А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.
10. Кто был Верховным Главнокомандующим
русской армией в начальный период Первой мировой войны?
А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В)
А. А. Брусилов.
2 вариант
1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:
А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны; Г) Коалиционной войны;
2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция
3. В Первой мировой войне принимали участие:
А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран
4. В Тройственный союз не входили:
А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия
5. Допиши определение
Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа
6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?
А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.
7. Германия объявила войну России:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
8. В военно-политический союз Антанта не входила:
А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция
9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:
А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.
Приложение № 4. Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?»
Ф.И.студента _____________________________________________.
Получил прочные знания, усвоил весь материал. |
Усвоил новый материал частично. |
Мало что понял, необходимо еще поработать |
|
|
|
Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать……………………………...»
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.