Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Симуляционное обучение в ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж»

16.02.2018 144 204
Степанова Анастасия Дмитриевна
Степанова Анастасия Дмитриевна, зам. директора

Якутский медицинский колледж

Общая задача для всей системы профессионального образования – формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой человек был полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе.

Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и рост объема профессиональных навыков, обусловленные модернизацией системы здравоохранения с одной стороны и действующие юридические запреты в работе с пациентами с другой, выявили с особой остротой всю сложность подготовки медицинских кадров. Сформировался явный провал между теоретическими знаниями и реальной возможностью применения их «у постели больного». Наработанный опыт зарубежных и отечественных образовательных учреждений, со всей очевидностью показывает, что симуляционное обучение во многом способно разрешить сложившуюся ситуацию.

Именно состояние клинической подготовки студента характеризуется как очень сложный и «больной» вопрос в работе любого образовательного учреждения независимо от его статуса и величины. С одной стороны, нарастающие требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям выпускников, а с другой, нерешенные проблемы образовательного процесса, который испытывает общеизвестные трудности в своей работе, ‒ во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения.

В работе ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» особое внимание уделяется состоянию клинической подготовки студента и его профессиональным компетенциям. В связи с этим, руководством колледжа было принято решение о создании симуляционного центра.

Организационными принципами деятельности симуляционного центра являются:

-ориентированность на результат, проведение мониторинга качества практической подготовки студентов, слушателей;

-соответствие международным стандартам оказания медицинской помощи;

-преемственность технологий симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского образования.

Основными задачами симуляционного центра являются, организация и осуществление на современном уровне учебной и учебно–методической работы, направленных на освоение регламентированных профессиональных знаний и навыков у обучающихся колледжа в соответсвии с ФГОС СПО, профессиональными стандартами.

Целями симуляционного обучения являются:

1.Приобретение, совершенствование и практическое применение опыта в коммуникации либо практических навыках;

2.Формирование видения недостатков процесса и коммуникабельности в работе медицинской команды;

3.Формирование способности выявления практических навыков, коммуникативных способностей, этапов алгоритма медицинской помощи, нуждающихся в улучшении;

4.Практическое понимание ролей и принципов работы в команде.

Правильно подобранный штат является одним из ключевых залогов успешного развития симуляционого центра. При выборе кандидатов и формировании команды следует учесть следующие качества и обязанности преподавательского состава: понимание основной концепции симуляционного обучения, понимание отличий и преимуществ различных типов симуляций, способность формирования программ обучения из отдельных отработанных элементов, определение точек приложения симуляционного обучения в существующих и формирующихся программах обучения, разработка новых сценариев, подготовка и инструктаж студентов перед симуляционным обучением, определение стратегии дебрифинга и способов повышения его эффективности, проведение дебрифинга: общение с группой, умение разъяснить ошибки, эффективная работа над ошибками и оценка приобретенных навыков.

В настоящее время в симуляционном центре проходят обучение более 1200 студентов, подготовка специалистов ведется по 6 образовательным программам среднего профессионального образования медицинского, стоматологического и фармацевтического профилей.

Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 35 преподавателей с высшим профессиональным образованием, из них 4 – кандидаты медицинских наук, 1 – кандидат педагогических наук. Квалификационные категории имеют 20 преподавателей, из них высшую – 11, первую – 9.

При колледже функционирует отдел дополнительного профессионального образования. Ежегодно проходят обучение от 2500 до 3000 среднего медицинского персонала. Ведется обучение по 28 специальностям, штатных работников (методистов) - 8.

Коллектив постоянно поддерживает связь с Федеральным институтом работников образования (г. Москва), Всероссийским учебным научно–методическим центром (г. Москва), Методическим центром аккредитации при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ, Казанским медицинским колледжем, Санкт-Петербургским центром постдипломной подготовки средних медицинских, стоматологических и  фармацевтических  кадров, Омской государственной медицинской академией, Свердловским областным медицинским колледжем, медицинскими колледжами Дальневосточного Федерального округа и другими ведущими образовательными учреждениями РФ.

В симуляционном центре функционируют 9 манипуляционных кабинетов (хирургии, акушерства-гинекологии, педиатрии, сестринского дела, неотложной помощи, стоматологии ортопедической, фармации, лабораторной диагностике, прикладной эстетике), оснащенных на средства Гранта Президента РС (Я).

На базе симуляционного центра неоднократно проводилась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства республиканского и регионального уровня по специальностям «Сестринское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика». Колледж - организатор в проведении регионального, международного чемпионата WorldSkillsRussia.

Основные направления деятельности центра: «экстренная медицина», «уход за больными», «педиатрия - неотложная помощь, уход за детьми», «анестезиология и реанимация», «хирургия», «акушерство и гинекология», «лабораторная диагностика», «фармация», «стоматология», «прикладная эстетика».

Важным этапом симуляционного обучения является возможность объективной оценки работы студента, которую предоставляют симуляторы: по окончании виртуальной процедуры можно просмотреть ее видеозапись, объективный отчет о качестве проведенной манипуляции, проанализировать улучшение эффективности работы в ходе серии упражнений. В связи с этим, симуляционное обучение является обязательной частью практического обучения студентов с первого курса, а также курсов сертификации и непрерывного медицинского образования среднего медицинского персонала.

Имея теоретическую подготовку, владея практическими навыками, студент попадает в симуляционную часть центра (имитация палаты), где в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекены), путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде.

Симуляционный центр - это учебно-методическое подразделение, где отрабатываются не только отдельные практические навыки и манипуляции, но и осуществляется учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование в технологиях преподавания с выходом на клинические базы.

Перед сотрудниками симуляционного центра стоит задача разработки методических рекомендаций по обучению практическим навыкам и работе на симуляционном оборудовании, разработке ситуационных задач, тестов, протоколов.

Ежегодно проводится анкетирование социальных партнеров, студентов по определению удовлетворенности качеством подготовки в колледже. Деятельность симуляционного центра ГБПОУ РС(Я) «ЯМК» показала целесообразность инвестирования материальных средств в развитие центра и получила положительный отзыв у работников здравоохранения, образования, социальных партнеров, студентов.

Колледж активно ведет профориентационную работу. Преподаватели и студенты симуляционного центра проводят мастер-классы школьникам республики. Каждый школьник имеет возможность не только посмотреть, но и самостоятельно продемонстрировать манипуляции. В рамках конкурса профессионального мастерства проводилась олимпиада с участием обучающихся 8 класса СОШ №2 г. Якутска. С 2015г. проводится дуальное обучение школьников.

На базе колледжа проводятся мероприятия городского, республиканского масштаба. Население г. Якутска, ветераны, общественность также имеют возможность провести антропометрическое исследование, проверить состояние артериального давления, пульса, частоты дыхания, научиться технологии проведения манипуляций.

Прохождение симуляционного курса слушателями отделения постдипломного дополнительного образования на сегодняшний день является обязательным. В процессе обучения специалисты среднего звена учатся взаимодействовать друг с другом, моделировать реальные условия и уверенно повторять одни и те же навыки. Концентрация симуляционного оборудования на одной территории позволяет начинать обучение фельдшеров, медицинских сестер, фельдшеров-лаборантов, фармацевтов, зуботехников с проверки остаточных навыков. В дальнейшем, обучающиеся проходят курс манипуляций по темам, далее переходят к изучению узкоспециализированных навыков.

Использование симуляторов в последипломной подготовке позволяет не только овладеть медицинскими навыками, но и выработать умение взаимодействовать друг с другом, работать в одной команде. Возможность многократного повторения одного и того же сценария позволяет доводить овладение навыками до автоматизма. Наличие программируемых симуляторов центра дает возможность разрабатывать умение оказывать помощь в различных редких клинических ситуациях. Создание фантомно-симуляционного обучения позволяет реализовать в жизнь идеи непрерывного медицинского образования, используя возможности центров в ходе тематических усовершенствований медицинских работников.

Таким образом, симуляционное обучение предоставляет возможность каждому обучающемуся осуществить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде.

Внедрение в практическую подготовку студентов медицинских колледжей симуляционных технологий позволяет избежать ошибок в процессе оказания лечебной деятельности. Фантомы и симуляторы позволяют довести до автоматизма выполнение навыков путем многократного повторения одних и тех же действий. Современные виртуальные роботы-симуляторы позволяют моделировать редкие клинические случаи.

Обеспечить квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании – главная задача, которую необходимо решить ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж». Первые шаги в этом направлении сделаны и симуляционный центр имеет высокий потенциал дальнейшего развития.

 

Оригинал работы:

Симуляционное обучение в ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*