Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание студентов во внеурочной деятельности

03.09.2012 802 3565
Малыхина Татьяна Исаковна, преподаватель общественных дисциплин

Химико-технологический техникум (г. Саянск)
В нынешних непростых условиях актуализировалась необходимость воспитания патриотизма россиян. В период перестройки и после распада СССР в сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма. Эти мысли прослеживаются в высказываниях обучающихся: "Любить Родину надо, но нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Моральное содержание этого понятия определено в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».


Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.


Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, конфликты. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль  трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.


 Мнения студентов:

"Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество: любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает  характер, отвечает за нас (Евгений В.)".   

"Любить свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Сергей  К.)".


Ситуация, сложившаяся в России за последние десятилетия, необычна. Старое общество с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума началась переоценка ценностей.


Новое время требует от образовательных учреждений среднего профессионального образования разработки (применения) современных  технологий образовательно–воспитательной практики, которые бы соответствовали природе патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия.


Гражданское воспитание – многоплановый, целенаправленный процесс взаимодействия студентов и преподавателей с целью формирования личностно значимых для студента качеств и умений.

Ключевыми задачами воспитательной работы в техникуме являются:

- формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;

- развитие способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитании чувства собственного достоинства, способности к социальной адаптации.


Одним из направлений работы техникума является патриотическое и гражданское воспитание студентов через организацию исследовательской и краеведческой деятельности.


Краеведческая деятельность предполагает организацию поисково-исследовательской работы, посещение музеев, выставок, проведение краеведческих викторин, подготовку публикаций. Краеведческая деятельность является ведущей при формировании исследовательских умений в процессе гражданского воспитания.


Популяризирует научные знания созданный в 2005г. в техникуме кружок «Источник». К основным направлениям работы кружка относятся:

- разработка проектов и тем исследования;

- удовлетворение потребностей студентов в изучении интересующих проблем;

- выступления с докладами;

- участие в конференциях.


Начинается учебно-исследовательская деятельность уже на первом курсе с формирования у студентов простейших навыков работы с научной литературой, когда им поручается подготовить небольшие сообщения по тем или иным темам изучаемых предметов, сопоставляя различные точки зрения, представить вышедшие из печати новые книги.


Занятия с членами кружка проводятся как коллективно, так индивидуально под руководством преподавателя по темам: «Библиотека – твой помощник» (о правилах работы с научной литературой); «Требования к проведению исследования»; «Методика работы с периодической печатью»; «Требования к оформлению результатов исследовательской работы»; «Защита проведенного исследования» и др.


На третьем курсе происходит формирование специальных исследовательских профессиональных навыков, углубление знаний процедуры исследования, выбора адекватных целям методов исследования. Усложняются задачи и формы учебно-исследовательской деятельности. Работа студентов приобретает все более ярко выраженный творческий характер. Многие работы являются началом длительного научного изучения и имеют статус экзамена по курсу «Обществознание», «Основы философии».


Стало хорошей традицией весной каждого года по результатам работы кружка проводить студенческую научно-практическую конференцию с показом презентаций и конкурса рефератов для студентов первых – третьих курсов. Тематика работ, представляемых на конкурс различна: «Научный прогресс», «Нанотехнологии», «Проблемы и альтернативы современного общества", «Современный рынок труда, проблемы занятости в городе Саянске», «Трудоустройство молодых специалистов», «Становление готовности к семейной жизни», «История техникума и его выпускники».


Лучшие работы представляются на научно-практической конференции в рамках работы Научного общества студентов. По итогам издается сборник работ студентов. Лучшие из них получают путевку на региональные учебно–практические конференции, в которой принимают участие студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования Иркутской области. Ежегодно студенты нашего  техникума - участники конференций занимают  призовые  места.


В процессе исследовательской деятельности студенты техникума собирают разнообразный материал о природе, экономике, культуре родного края. Особый интерес студенты проявили к истории возникновения малых деревень Иркутской области и проблеме их исчезновения. Работая в этом направлении, студенты разрабатывали алгоритм  поисково–исследовательской деятельности. Опираясь на него проводили исследования, организовывали встречи со старожилами, местным населением, брали интервью, фотографировали, готовили аудио - и видеоматериалы. В процессе выполнения исследовательской деятельности студенты овладевают умениями осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, вырабатывать гипотезу, аргументировано излагать мысли в письменной и устной форме, самостоятельно создавать  алгоритмы деятельности, приводить развернутые доказательства; объективно оценивать  свои достижения; соотносить приложенные усилия с полученными результатами деятельности; отстаивать свои мировоззренческие взгляды.


Результат – работа «Исчезающие и исчезнувшие деревни Иркутской области» была представлена на областном слете по краеведению «Край родной навек любимый» и отмечена  дипломом первой степени.


Исследовательская деятельность – это деятельность, позволяющая студентам проявить себя, продемонстрировать достигнутый результат. В этом случае деятельность становится источником саморазвития и обеспечивает эффективность процесса становления личности. Студенты расширяют теоретические знания, формируют умения и опыт вырабатывать собственное мнение, совершенствуют культуру речи. Результаты работы в этом направлении показали, что научно-исследовательская деятельность является одним из средств развития у студентов познавательных, профессиональных, информационных, коммуникативных, социально-личностных, речевых компетенций. 


В 2010 году в техникуме была начата работа по созданию музея образовательного учреждения. Студенты техникума принимали активное участие в сборе материала по созданию Уголка Славы музея. Собран и оформлен материал о выпускнике техникума Никифорове Вадиме. Вадим погиб, с честью выполняя свой воинский долг перед Отечеством в Республике Чечня, посмертно награжден Орденом Мужества.


Осуществляется сбор материала о ветеранах труда и старейших работниках техникума. Материал пополнит фонд музея. В рамках современных тенденции российского образования деятельность музея направлена на решение комплексных задач учебных, воспитательных, просветительских и профессиональных. Музей техникума представляет собой образовательную площадку, где формируется «живое знание»: студенты сами добывают, оформляют материал и являются носителями этого знания.


Ежегодно в техникуме проводится декада, посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне, способствующая воспитанию патриотизма, чувства гражданственности у молодого поколения. В рамках декады проводятся следующие мероприятия: встречи с ветеранами боевых действий, военная профориентация студентов (юношей) совместно с работниками военного комиссариата, оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, выпуск  стенных газет, плакатов на военную тематику, проведение уроков мужества, конкурсов, организация тематических художественных выставок, викторин. Мероприятия способствуют формированию ценностно-смысловых ориентаций студентов:

- осознанию личной ответственности за свое будущее и будущее своей страны;

- осмысление понятий: Отечество, честь, долг, ответственность, патриотизм, гражданственность.


Культурно–массовая деятельность техникума также ориентирована на формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуру общения; развитие способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитание чувства собственного достоинства, способности к социальной адаптации.


Студенты техникума участвуют в музыкальных, интеллектуальных, юмористических конкурсах, фестивалях, общественных марафонах, праздниках. Самостоятельно разрабатывают номера для выступлений, подбирают необходимую информацию, музыку, стихи. В рамках этой деятельности студенты проводят профориентационную работу среди школьников, готовят фото- и видеопрезентации своего учебного заведения.


В сотрудничестве с социальными организациями студенты техникума участвуют в молодежных акциях «Будущее в наших руках», где представляют информационные материалы на темы: «Жизнь без табака», «Мы против наркотиков» и др., выпускают еженедельную студенческую газету «Матрица», в которой публикуют результаты учебной, воспитательной и спортивной деятельности.


Студенты техникума через деятельность в социуме на уровне города и области, через  деятельность в Саянском отделении организации «Молодая гвардия Единой России» повышают свой статус. Выпускники техникума востребованы на рынке труда и, в первую очередь, таким серьезным работодателем как градообразующее предприятие города Саянска ОАО «Саянскхимпласт».


В сложившихся условиях преподаватель должен стремиться мобилизовать  патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже  ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.). Образовательные учреждения  среднего профессионального образования готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – конечная цель гражданского  воспитания. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов  всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

 

Литература 

1. Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Становление России: Учеб. пособие. – М.: Наука; Флинта, 2005

2. Кумыков А.М. Русские мыслители о государстве и патриотизме/ Под ред. Л.П. Куракова. – Чебаксары: Изд.-во Чувашского университета, 2000

3. Щученко В.А. Духовное воспитание детей в кризисной ситуации нашего времени// Отечественная философия детства. Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и дети».- СПб., 2001

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*