Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов начального профессионального образования

14.02.2018 143 185
Выскребенцев Евгений Алексеевич
Выскребенцев Евгений Алексеевич, преподаватель

Чайковский техникум промышленных технологий и управления

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенденций развития этих факторов, их сущности и способов реализации; прогнозирование возможных направлений развития и определение мер по повышению качества подготовки специалистов являются актуальными  [2.3].

Одним из средств, способствующих эффективной адаптации студентов к условиям учебной деятельности в учреждении начального профессионального образования, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент  дальнейшего становления студента как специалиста в выбранной профессии [4.5].

Остро стоит вопрос о развитии технологий отвечающих за прикладные умения и навыки обеспечивающие безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствующие быстрому и экономическому передвижению при решении производственных задач. Эти технологии должны носить оздоровительно-профилактическую направленность, способствовать   адаптации студентов в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействовать на функциональные возможности организма занимающихся [1]. Помочь решить, все эти, проблемы призвана профессионально-прикладная физическая подготовка, входящая в раздел программы «Физическая культура».

Но реальность такова, что в программе «Физическая культура» по специальностям повар, парикмахер, продавец, реализуемой в рамках ФГОС, нет конкретного и точного компонента ППФВ, где было бы чётко прописано количество часов, конкретные упражнения с учётом специфики профессии, блока теоретических знаний по профессии. Сам стандарт прописывает только компетенции и общие знания и умения, которыми на выходе должен овладеть студент, но там не говорится о значимых, конкретных прикладных умениях, навыках и знаний, которые позволят молодому специалисту быстрее адаптироваться к будущей профессии [6].

Исходя из всего этого мы предполагаем, что организованная нами профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Чайковского техникума промышленных технологий и управления для специальностей: повар, парикмахер, продавец-кассир, основанная на применении личностно ориентированного и деятельностного подходов, позволит повысить у занимающихся следующие показатели:

  • физическую подготовленность;
  • качество выполнения учебно-профессионального задания;
  • потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Целью всего этого будет являться разработка и проверка эффективности программ профессионально-прикладной физической подготовки студентов специальностей: повар, парикмахер, продавец-кассир.

В требованиях к индивидуальным особенностям специалистов профессий:

  1. Повардолжен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объемный глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно-двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Ему также нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение. Значительные физические нагрузки, должен уметь распределять внимание на несколько объектов.
  2. Парикмахер должен поддерживать санитарно - гигиеническое состояния рабочего места, изучение и освоение новых модельных стрижек, реактивов и инструмента. Работа с клиентом в специально оборудованном помещении при комнатной температуре, сопряжена с присутствием запахов, в том числе химикатов. Рабочая поза: стоя, с ограниченным передвижением, плечи приподняты, согнуты в локтевых суставах, темп работы свободный, высокая степень проявления координационной способности моторики рук.
  3. Продавцу-кассирунеобходимы склонность к работе с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счетно-аналитические способности, хорошая оперативная память, усидчивость, принципиальность. Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, в результате чего происходит застой крови в малом тазу, всё это предъявляет требования к выносливости специалиста.

Специфика данных профессий требует  координации движений кистей и пальцев рук, хорошее зрение и цветоразличение, высокий уровень развития образного и наглядно-действенного мышления.

На основе кратких профессиограм были определены задачи ППФП для каждой профессии:

Повар: развитие обшей и статистической выносливости, воспитание устойчивости к высоким температурам и колебаниям температуры, развитие силы мышц туловища и плечевого пояса, воспитание общей ловкости.

Парикмахер: развитие обшей и статистической выносливости, воспитание устойчивости к различным видам запахов, развитие силы мышц туловища и плечевого пояса, совершенствование работоспособности в условиях эмоционального напряжения, воспитание общей ловкости.

Продавец: развитие быстроты реакции, совершенствование работоспособности в условиях эмоционального напряжения, развитие общей и статической выносливости.

Дальнейшая работа будет осуществляться по разработке комплексов упражнений и коррекции блока ППФП существующей программы «Физическая культура» в рамках ФГОС.

Прогнозируемым или ожидаемым результатом будет являться повышение общей и специальной физической подготовки, за счёт внедрения скорректированного блока ППФП в программе «Физическая культура».

 Литература.

  1. Бурок, Л. В. Исследование эффективности физического воспитания с прикладной направленностью в профессионально-технических училищах (на примере строителей-отделочников): автореф. дис.... канд. пед. наук. – М., 1970. – 18 с.
  2. Гериш Т. В. Перспективы развития среднего технического образования и его роль в модернизации экономики / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко // Среднее техническое образование. - 2003. - №4. - С. 10-14.
  3. Зуев В. М. Опережающее развитие среднего технического образования для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности / В. М. Зуев, П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее техническое образование. - 2002. - №4. - С. 9-12.
  4. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. - М.: Аспект Пресс, 2005.-144 с.
  5. Кабачков В. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ: Методическое пособие / В. А. Кабачков. -М.: Высшая школа,2009. - 222 с.
  6. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» / Жидких Т.М., Минеев В.С./ -2012.

 

Оригинал работы:

Организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов начального профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*