Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий

03.09.2012 1647 4515
Назаренко Наталья Васильевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

С появлением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые представляют огромные объёмы знаний и информации в любое время в любом месте, возникла потребность в специальных компетенциях в сфере образования и обучения. Сегодня тот факт, что ИКТ уже не просто можно, а необходимо внедрять в педагогический процесс, никто не подвергает сомнению.


Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения – он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку.


Формирование ключевых компетенций по предмету «иностранный язык» требует активного включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий: цифровых, образовательных и Интернет-ресурсов, аудио и видеоматериалов, специализированных программных средств, применение современных технических средств: компьютеров, проекторов, интерактивных досок.


Интерактивные доски активно внедряются в учебный процесс для повышения эффективности работы, качества обучения, разнообразия урочных и внеурочных форм, повышение мотивации учащихся.


Интерактивная доска – это устройство, объединяющее два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Она представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.


В соответствии с целями конкретного урока, задачами по отработке практикуемых видов речевой деятельности можно использовать определенный инструментарий. На схеме 1 представлены ресурсы доски для обучения устной речи (обучение говорению и аудированию). 

 

Известно, что невозможно правильно организовать обучение коммуникации без систематической работы по формированию лексических навыков.


Введение и отработка новых лексических единиц строится с использованием рисунков, созданных самим пользователем или взятых из программного обеспечения доски. Рисунки способны перемещаться и изменяться.


При обучении устной речи учитель использует разнообразные опоры (вербальные и невербальные). Опоры всегда информативны и служат стимулом к высказыванию.


Таким образом, работа с интерактивной доской позволяет учителю и учащемуся совершенствовать свои навыки владения информационными технологиями, способствует раскрытию потенциала каждого учащегося, повышения его интереса к предмету и творческой активности, росту самостоятельности и самооценки.

 


Схема 1. Ресурсы доски для обучения устной речи (говорение и аудирование).

 


Схема 2. Ресурсы доски для обучения письменной речи (чтению и письму).


Любой преподаватель иностранного языка, как и любой человек, изучающий иностранный язык, знает, как часто возникает вопрос: ”А как сказать…?”. Как высказать мысль, чтобы она звучала естественно и красиво, словно её выразил человек, для которого английский язык - родной? Я предлагаю использовать Интернет – поисковые системы способны за доли секунды, исследовав мировое англоязычное виртуальное пространство, представить нам на выбор самые подходящие варианты.

 

Бесспорное преимущество данной технологии – доступность и простота получения данных, а также их аутентичность. Технология даёт инструмент для проведения самостоятельных исследований современной лексики, грамматики и стилистики языка.

 

Несколько слов о том, как работает поисковая система.


Как правило, основной частью поисковой системы является поисковая машина – комплекс программ, обеспечивающий эффективную работу поисковой системы. Эта машина работает по четко сформулированным критериям, расставленным по приоритету. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность (это степень соответствия запроса и найденного, т.е. уместность результата), полнота базы и учет морфологии языка. Полнота базы, которой пользуется поисковая система, обеспечивается специальными поисковыми роботами, сканирующими всё Интернет–пространство. Нас интересует учет морфологии языка.


Термин “морфология” обозначает часть системы языка, в которой содержится правила построения и понимания слов данного языка.


Именно в таком качестве рассматривается понятие морфологии в современных поисковых системах, например Google. Так при поиске используются не только ключевые слова, но и логически конструкции, а это значит, что применяется поиск по наиболее употребляемым лингвистическим образованиям.


Тогда рождается задача:

Если сами создатели Google и других поисковых систем закладывают в основу решений главной поисковой задачи - решение лингвистических задач, то почему не использовать обратный процесс – с помощью поиска в Интернете находить правильные и наиболее употребляемые в современном языке лингвистические формы?


Целью начального этапа является знакомство с технологией и обучение работе с ней. Учитель показывает, как поисковая система помогает в изучении языка. Он ставит задачу, помогает определить условия ввода и проанализировать результаты. При прохождении материала учитель вместо объяснений нового грамматического или лексического правила предлагает учащимся прийти к нему самостоятельно.


Практический уровень обучения


На данном этапе ученики уже способны сами сформулировать условия ввода, т.е. вводят в поисковое поле ключевые слова и определяют параметры поиска, исходя из своих ошибок.


Использование информационных технологий является сегодня особенно актуальным, оказывая заметное влияние на содержание, формы и методы обучения иностранному языку.


Так, в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектной методике. Метод проектов ориентирован на самостоятельную индивидуальную, групповую работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, работ с разнообразными источниками информации несущими вариативные точки зрения.


Проект по поиску в сети Интернет: Звезды кино

Для этого предлагается использовать веб-сайт ВВС, в частности, секцию ВВС Radio 4 "Best of the Film Programme".

Тема: «Изучение социо­культурных портре­тов современников – носителей языка»

Цель: сбор информации о приемах организации и построения интер­вью как межкультур­ного взаимодействия на социальном уровне.


Работа может проходить в три этапа:

1. Речевая зарядка: учащиеся расспрашива­ют друг друга о любимых фильмах и актерах; о том, когда они были в кино в последний раз; обсуж­дают, у какой кинозвез­ды предпочли бы взять интервью при первой возможности.

2. Посеще­ние сайта: аудиозаписи заархиви­рованы на сайте ВВС по  годам.   Прежде  чем начать прослушивание интервью с актёром/актрисой, ученики получают задание проследить, как построено интервью, и письменно ответить на вопросы:

– Кто принимал участие в интервью?

– Какие темы затрагивались?

– Какие составные части интервью можно выделить (вступление, вопросы и комментарий, выводы)?

– Как реагировал на вопросы интервьюируемый?

– Какая дополнительная информация была им представлена?

Важно, чтобы коммуниканты запомнили полезные выражения из звучащих фрагментов.

3. Выполнение заданий на основе полученной информации: учащиеся делятся новыми сведениями о знаменитых актёрах, затем высказывают пожелания о том, с какими ещё фактами они хотели бы ознакомиться, помимо тех, что содержатся в аудио-фрагментах. Преподаватель записывает на доске выделенную учащимися функциональную лексику. Затем студенты делятся на пары для проведения ролевой игры «Интервью со звёздами». В качестве домашнего задания они составляют в письменной форме репортаж со съёмочной площадки для газеты/журнала – в виде отчёта, подготовленного для отправки в редакцию по электронной почте.


Программа для подготовки презентаций Microsoft PowerPoint позволяет создать систему мультимедийной презентации с использованием текста, графических объектов, анимаций, аудио и видеоматериалов. В ходе проведения самого урока возможности программы позволяют эффективно управлять процессом презентации (переходить от одного слайда к другому, возвращаться назад, пропускать отдельные слайды, переходить к любому слайду презентации).


Программа Microsoft Producer – это надстройка над Microsoft PowerPoint  позволяет создать мультимедийные презентации с синхронизированными слайдами, изображениями, аудио и видеоматериалов с демонстрации через Интернет.


Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики- принцип наглядности.


Перечисленные выше варианты использование ИКТ при обучении иностранным языкам удачно вписываются в учебно-воспитательный процесс. Использование ИКТ при обучении иностранным языкам может способствовать главному: повышать мотивацию учащихся к изучению дисциплины ”Иностранный язык”, а, следовательно, нацеливать учеников на качественное владение иностранным языком. ИКТ также помогают им развить самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширить возможности общения, стимулировать их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создать возможности творческого саморазвития личности.

 

Технологии больше не являются частью будущего и преподаватели должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения, т.к., по мнению американского педагога Джона Дьюи: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера , мы крадём у наших детей завтра”, а это невозможно.

 

Использование ИКТ расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. При использовании Интернета, как одного из средств обучения иностранному языку, лучше реализуются многие цели и задачи процесса обучения. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, но нельзя забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач.

 

Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Литература

 

1. Бабанина С.В. Использование интерактивных информационных технологий в обучении французскому языку //Иностр. языки в школе. -2011.-№1.-С.37-40.

2. Григорьев А.В.Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе [Электронный ресурс].http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1133339814

3. Научно-методический журнал” Иностранные языки в школе” №5,2006год; №8,2007год; №1,2008.

4. Титова С.В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы //Вестн. Моск. ун-та. Сер.19.Лингвистика и межкультурная коммуникация.2011.№3.-С.118-130.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*