Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие коммуникативной компетентности учащихся через внеурочную проектную деятельность. Образовательная программа творческого кружка учащихся: «Школьная газета».

27.04.2011 803 1 7696
Диденко Григорий Павлович, учитель истории и обществознания

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

Задачи современного школьного (лицейского) образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации.


Мы живём в век информационных технологий, не секрет что даже младшие школьники нередко владеют современными источниками информации и средствами их передачи лучше своих родителей и учителей. Однако компьютерная грамотность современных учащихся зачастую играет против них в аспекте традиционных взаимоотношений. «Зависая» в социальных сетях дети уходят от реальности, теряют связь с действительностью. Теряется вербальная гибкость, беднеет дискурс, падает уровень коммуникативных установок.


Между тем к современным выпускникам школ предъявляются жесткие требования, обеспечивать соответствие которым должна именно школа. Одно из требований заключается в наличии у выпускников развитых коммуникативных компетенций. В процессе обучения и в последующей жизни эти навыки являются решающими по многим вопросам. Так, если ученик имеет речевые затруднение, не может сформулировать мысль и стесняется отвечать у доски, испытывая при этом чрезмерную тревогу, то его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка ниже. Полученный при этом негативный опыт отрицательно повлияет на его последующую учебную мотивацию. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие коллективе, психологический комфорт обучения. Коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.


В процессе воспитания социально-ориентированной коммуникабельной всесторонне развитой личности огромную роль играет дополнительное образование. Данная статья посвящена функционированию проекта школьного творческого кружка учащихся осуществляющегося в форме школьной газеты.

 

Программа кружка

 

Пояснительная записка


Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела предназначена для развития проекта школьной газеты.

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их среду является главным направлением школьной газеты. С её помощью они смогут влиять на неё, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своём жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в рассмотрении сложных проблем общества, школы с точки зрения личностного восприятия.


Содержание курса учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.


Формы и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.


Программа предназначена для учащихся 6 – 10 классов. Реализация программы предусмотрена общешкольным планом внеучебной работы. Расчетное время реализации один учебный год, в количестве 34 академических часов.

 

Область обучения


Формирование творческих качеств личности обучающихся; развитие креативного мышления и коммуникабельности. Обучение различным приёмам работы с информацией. Создание всесторонне развитой личности.

 

Область воспитания


Развитие нравственной, волевой, эстетической сферы личности; формирование умений самовоспитания и самообразования; создание условий для самореализации; формирование веры в себя, в свои возможности и силы; создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у школьников потребности в самосовершенствовании.

 

Область социализации


Формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважение, адекватная самооценка; формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру; развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления; осуществление деятельностного подхода в обучении; формирование социальной активности; формирование качеств самостоятельной и самодостаточной личности; обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции; подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.


Цели


Создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста, саморазвитие и всесторонняя развитость обучающихся. Развитие коммуникативных способностей и выработка активной жизненной позиции. Создание внутришкольной информационной среды. Совершенствование умений и навыков работы с компьютерной техникой. Развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей. Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой. Обучить методике подготовки и выпуска газет. Сформировать навыки речевой культуры. Способствовать развитию научно-технического мировоззрения. Развивать навыки компьютерной грамотности. Помочь учащимся определиться в выборе профессии.

 

Задачи


1. Научить учащихся теории и методике журналистского творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них.

2. Научить навыкам делового общения, умение вести конструктивный диалог, публично выступать.

3. Научить четко излагать свои мысли на бумаге.

4. Научить анализировать информацию.

5. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.

6. Воспитывать культуру поведения

7. Воспитывать внимание.

8. Прививать навыки работы в группе.

9. Повысить уровень эрудиции.

 

Формы деятельности


1. Проведение лекций и семинаров по отдельным теоретическим вопросам.

2. Разработка анкет.

3. Проведение опросов.

4. Доклады и проектная деятельность учащихся.

5. Круглые столы.

6. Сбор и анализ материала.

7. Выпуск газет.

8. Работа в гетерогенной возрастной группе.

9. Индивидуальная работа.

 

Ожидаемые результаты

 

В ходе активных работ в деятельности кружка учащиеся развивают свои коммуникативные, информационные, личностные, речевые компетенции, повышая этим свой общий уровень развития. Оттачивают навыки работы с компьютером и электронными базами данных. Учатся анализировать информацию, осваивают метод критического анализа. Общаются со своими сверстниками. Приобретают чувство ответственности. Осваивают информационную грамотность.

 

Содержание курса образовательной программы школьного газетного кружка

 

 

 

Тема занятия

Кол-во

 часов

Форма работы

лекция

семинар

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ.

1

+

 

 

2

Знакомство с целями и задачами курса.

1

+

 

 

3

История журналистики. Возникновение газет.

1

+

+

 

4

Сравнение западной и российской журналистики.

1

+

+

 

5

Подготовка материалов и выпуск газеты ко дню учителя.

1

 

 

+

6

Анализ развития публицистики рубежа XX-XXI веков.

1

+

+

+

7

Правила интервьюирования.

1

+

 

+

8

Роль фото и видео съёмки в создании газет.

1

+

 

 

9

Подготовка материалов и выпуск газеты ко дню лицея.

1

 

 

+

10

Правила оформления газет.

1

+

 

+

11

Роль СМИ в жизни современного общества.

1

+

 

 

12

Правовая база российской журналистики

1

+

+

 

13

Подготовка материалов и выпуск газеты ко дню конституции.

1

 

 

+

14

Техника вёрстки готового материала.

1

+

 

+

15

Источники информации.

1

+

+

 

16

Подготовка материалов и выпуск газеты к новому году.

1

 

 

+

17

Обработка информации.

1

+

 

+

18

Ивент-анализ.

1

+

 

+

19

Контент-анализ.

1

+

 

+

20

Правила анкетирования.

1

+

 

+

21

Редактирование текста.

1

+

 

+

22

Подготовка материалов и выпуск газеты ко дню защитника отечества.

1

 

 

+

23

Форматы текста. Виды шрифтов.

1

+

 

 

24

Подготовка материалов и выпуск газеты к 8 марта.

1

 

 

+

25

Рецензия и отзыв.

1

+

 

 

26

Подготовка материалов и выпуск газеты к 12 апреля.

1

 

 

+

27

Репортаж и хроника.

1

+

 

+

28

Фоторепортаж. Видеорепортаж.

1

 

 

+

29

PR и средства рекламы в СМИ.

1

+

 

 

30

Морально-психологические аспекты работы СМИ.

1

+

+

 

31

Подготовка материалов и выпуск газеты к 1 и 9 мая.

1

 

 

+

32

Акция ко дню победы. Встреча-интервью с ветеранами.

1

 

 

+

33

Круглый стол. Пресс центр. Итоги года.

1

 

+

 

34

Подготовка материалов и выпуск газеты на последний звонок и выпускной.

1

 

 

+




Назад к списку

Комментарии
Спасибо, вы мне очень помогли в составлении планирования
Рябикова Ольга Николаевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*