Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как подготовиться к посещению администрацией колледжа (техникума) учебного занятия

08.02.2018 384 507
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Дудинская Марина Львовна
Дудинская Марина Львовна, преподаватель

Бочкарева Марина Васильевна
Бочкарева Марина Васильевна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

«Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо».  

Владислав Катажиньский

 

Как подготовиться к посещению администрацией колледжа (техникума) учебного занятия? Рассмотрим этот вопрос с позиций представителя администрации – методиста и посещаемых – преподавателей колледжа (техникума).

С чего начать?

Методист. При отсутствии в колледже (техникуме) графика посещения администрацией учебных занятий необходимо предупредить посещаемого как минимум за сутки до момента посещения[1]. При этом обязательно необходимо информировать посещаемого о цели посещения (помощь в выполнении профессиональных задач, контроль за деятельностью преподавателей по вопросам усвоения студентами государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине, повышение эффективности результатов работы, знакомство с методикой проведения занятия или какой-либо составной части занятия и т.п.). Заметим, что подобные посещения учебных занятий конкретного преподавателя, при отсутствии к нему значимых замечаний, должно проводиться не чаще 1-2 раз в учебном году.

Далее знакомимся с бланками анализа занятий преподавателя. Особое внимание обращаем на положительные и негативные стороны проведения занятия, методику изложения учебного материала, соответствие учебного материала образовательному стандарту СПО и рабочей программе преподавателя, предыдущие замечания к проведению занятия преподавателем. При необходимости готовим бланк анализа занятий преподавателя или пользуемся готовыми из интернета[2].

Преподаватели. Срочно готовим план учебного занятия (наличие учебных, воспитательных и развивающих целей обязательно), смотрим, совпадает ли тема занятия с заявленной в календарно-тематическом плане (рабочей программе), достаем (или скачиваем из интернета) конспект занятия и внимательно его читаем. При необходимости готовим и распечатываем новый конспект.

На что обратить внимание при посещении учебного занятия?

Методист. На наш взгляд, самое главное, на что следует обратить внимание при посещении учебного занятия – это организация взаимодействия[3] со студентами. Это правило следует неукоснительно соблюдать на всех стадиях учебного занятия – и при опросе, и при изложении нового материала, и при повторном опросе по новому материалу.

Преподаватели. «Какими бы разными не были ваши проверяющие, их всегда можно и нужно классифицировать для того, чтобы знать – как нужно правильно взаимодействовать. Ведь от осознания того, какой находится перед вами человек, зависят те подходы, которые вы станете применять для успешного взаимодействия с ним. Главное понять, что движет проверяющим и тогда у вас не будет проблем»[4]. Как правило, всех проверяющих можно распределить по следующим категориям:

  • «генерал» – это человек решительный и ответственный, всегда и лично отвечает за качество и последствия принимаемых им решений. В качестве проверяющего он уверен в своих выводах относительно качества учебного занятия, нетерпим к другому мнению, не склонен принимать во внимание аргументацию преподавателя. Его девиз: «я сказал – ты выполнил»;
  • «денди» – для него главным является эстетика своего внешнего вида и поведения, изысканность речи. Часто практикует нарциссизм, т.е. постоянно восхищается собственной прелестью и очарованием, при этом совершенно не интересуется мнениями со стороны, ведь он ни в ком не нуждается. Вообще-то любовь к ceбe – это нормальное, здopoвoe качество человеческой псиxики. He любя себя, невозможно добиться ycпexoв в жизни или построить крепкие, доверительные отношения с другими людьми;
  • «крикун» – «такого человека можно охарактеризовать следующим образом: он постоянно кричит по поводу и без повода, никого к себе не подпускает ни на шаг, и никогда не помогает преподавателям. Крикуны – это эксцентричные холерики, которые на публике просто не могут уступить кому-либо. Самое действенное «оружие» в данном случае – это беседа тет-а-тет. Главное здесь – не спорить с крикуном, как можно чаще восхищаться его заслугами (если вам удастся его разговорить до такой степени, что он будет рассказывать вам о «былом прошлом») и тихо и незаметно при этом «гнуть свою линию»[5];
  • «пофигист» – «если вам попался подобныйтип (вид) проверяющего, то не советуем вам играть на его нервах. Не перегибайте палку, думая, что с таким экспертом можно делать всё, что угодно. Уважайте человека, каким бы он ни был. Вполне возможно, что он ведёт себя таким образом лишь только потому, что хочет хоть на малость облегчить тяжёлую участь преподавателя»5;
  • «самоутверждающийся эксперт». «Этот тип наименее предсказуем. К нему принадлежат преимущественно молодые эксперты с неустойчивой самооценкой, которые очень чувствительны ко всякой ерунде. Существуют и вечно самоутверждающиеся эксперты, пребывающие в таком состоянии всю жизнь и не преодолевающие его с возрастом»[6];
  • «формалист» – это тот, кто склонен соблюдать внешние формальности в ущерб сути дела. Такой проверяющий строго придерживается бланка анализа учебного занятия особо не вникая в суть самого занятия. Среди преподавателей такие проверяющие часто называются «счетчиками», «арифмометрами» и т.п.;
  • «энциклопедист» – это человек, обладающий широким охватом, универсализмом ума и способностями, имеющими применение во многих областях знаний и практической деятельности. Как правило, такой проверяющий не обращает внимания на мелкие «недочеты» в ходе занятия, выделяя в нем главное.

Возможно, что приведенная классификация проверяющих неполная. Мы будем рады, если читатели Информио дополнят ее своими комментариями.

На что обратить внимание в организационной части учебного занятия?

Методист. В организационной части учебного занятия проверяющему следует убедиться в готовности учебной аудитории (учебного кабинета или лаборатории) к началу занятия, зафиксировать время начала занятия.

Преподаватели. Делаем перекличку (устанавливаем наличие присутствующих студентов), объявляем тему (или записываем на доске, или открываем первый слайд презентации с наименованием темы), цель и задачи занятия, разъясняем значимость темы занятия в системе профессиональной подготовки студента, раскрываем порядок проведения занятия.

 На что обратить внимание при организации опроса по пройденному материалу?

Методист. Некоторые преподаватели занимаются «натаскиванием» студентов, подсовывая им готовые ответы на задаваемые вопросы. Делать этого не следует, т.к. можно легко выявить подобную ситуацию по некоторым признакам:

  • как правило, вместо «леса» рук поднимается лишь рука подготовленного студента;
  • если студент узнал ответ на вопрос непосредственно перед учебным занятием, то, как правило, он «путается» с ответом, а преподаватель вместо того, что бы задать «наводящий» вопрос, спешит с формулировкой правильного ответа;
  • аудитория заметно «пустеет» – преподаватель оставляет лишь «сообразительных» студентов, избавляясь от «тупых» и «тугодумов»,

и т.д.

«Как показывают проверки, полнота компетенций студентов преподавателем не осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого умения способствует развитию мышления студентов, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на занятиях явлений, дает экономию времени на изучение сходных явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает студентам достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом занятии: все студенты учебной группы обязаны слушать вызванного студента и высказывать свои замечания по его ответу» (с изменениями приводится по [4]).

Преподаватели. На наш взгляд, следует информировать студентов о предстоящем посещении учебного занятия проверяющим, в т.ч. о предстоящем опросе по пройденному материалу. Эта информация поможет студентам лучше подготовиться к предстоящему опросу.

На что обратить внимание при ознакомлении студентов с новым учебным материалом?

Методист. Прежде всего, следует обратить внимание на методику изложения преподавателем нового учебного материала. Помимо этого проверяющему следует акцентировать внимание на  использовании преподавателем Интернет-ресурсов; приемов и средств обучения; рациональности использования времени учебного занятия; научно-теоретическом уровне изложения нового материала; умении студентов наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения; выводах преподавателя и т.п.

Преподаватели. У нас в техникуме наиболее эффективными признаны следующие современные образовательные технологии и методики (протокол № 4 заседания Совета техникума от 13 января 2015 г.):

образовательные технологии:

  • проекторная деятельность;
  • информационные технологии;
  • личностно-ориентированное обучение И.С. Якиманской,
  • технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко,

методики для эффективного обучения:

  • развитие критического мышления,
  • метод проблемного обучения,
  • учебная дискуссия,
  • «круглый стол»,
  • деловая игра,
  • интеллектуальный штурм.

По результатам диагностики эффективности использования указанных образовательных технологий и методик получены положительные результаты.

На что обратить внимание при опросе по новому материалу?

Методист. Прежде всего, проверяющему следует обратить внимание на методику проведения опроса. Это могут быть как традиционные формы (фронтальный опрос, опрос с места или у доски, взаимоопрос студентов и т.п.), так и инновационные формы (опрос по «цепочке», программируемый опрос, пресс-конференция, ПОПС-формула и т.п.)[7]. Помимо этого проверяющему надо обратить внимание на наличие в заключительной части занятия такого элемента, как рефлексия. «Слово "рефлексия" русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе учебного занятия, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии. У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока. С их точки зрения, она бывает: коммуникативная (показывает представления студента о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе), личностная (объектом является сама личность студента, ее качества, поведение, отношения с другими) и интеллектуальная (становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные). Можно привести классификацию, которая опирается на функции рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала» (с изменениями приводится по [3]).

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Как подготовиться к посещению администрацией колледжа (техникума) учебного занятия




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*