Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-исследовательская работа студентов в рамках формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

30.08.2012 789 3516
Вольгушева Н.В.
Вольгушева Н.В., руководитель структурного подразделения по практической работе

Бердский медицинский колледж

Мечты становятся реальностью, когда мысли

превращаются в действия.

(Д.А. Антонов)


Была бы цель поставлена – а цепочка проб и

ошибок сама приведёт к желаемому результату…

(Харуки Мураками)

 

Основной целью образовательной деятельности педагогический коллектив Бердского медицинского колледжа считает подготовку конкурентоспособных, высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с существующими и перспективными требованиями государства, общества и личности.


Современный специалист в области здравоохранения – это не просто человек со стандартным набором профессиональных знаний и умений, но сознательный гражданин, обладающий определёнными личностными качествами и моральными принципами, поэтому преподавательский состав колледжа в своей работе опирается на принцип гуманизации образовательного пространства. Гуманитарные технологии реализуются во всех сферах педагогической деятельности: обучении, воспитании и развитии органа студенческого самоуправления, поэтому одной из приоритетных учебно – воспитательных задач является формирование у будущих специалистов медиков понимания важности здорового образа жизни для сохранения здоровья нации. С этой целью ведётся большая работа по вовлечению студентов в разные виды деятельности по пропаганде здорового образа жизни. Одним из таких направлений является организация учебно-исследовательской работы студентов. 


Организация УИРС помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.


Темы УИРС студенты выбирают сами, что способствует повышению мотивации и является гарантией успеха данной деятельности. Многолетний опыт показывает, что интересы студентов касаются области исследования влияния вредных привычек и неблагоприятных факторов на здоровье человека. По результатам УИРС в колледже ежегодно проводятся студенческие учебно-практические конференции:

- Наше здоровье в наших руках (влияние на организм вредных привычек);

- Влияние курения на плод и развитие ребёнка;

- Выявление нарушений осанки и сколиоза у студентов БМК и их профилактика;

- Проблема вегетативных расстройств у студентов БМК;

- Жевательная резинка «за» и «против»;

- Состояние заболеваемости вирусными гепатитами В и С в городе Бердске;

- К здоровью через питание.


Учебно – исследовательская работа студентов является точкой контроля успешности реализации общеколледжной программы по формированию здоровьесберегающего пространства образовательного процесса «БМК – территория здоровья».

 

Основными целями организации УИРС являются:

Воспитательная: Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Учебные:

Формирование общих компетенций у обучающихся:

- осуществление поиска и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

- использование информационно-коммуникационных технологий;

- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством и потребителями;

- ответственность за работу членов команды, за результат выполнений заданий;

- вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формирование профессиональных компетенций:

- проводить санитарно - гигиеническое просвещение населения;

- организовывать здоровье - сберегающую среду;

- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения;

- организовывать и проводить лечебно-диагностические и профилактические мероприятия в отношении всех возрастных категорий.

 

Основные виды учебной деятельности, используемые в организации УИРС:

- Изучение и анализ медицинской документации детских поликлиник города Бердска, специальной медицинской литературы, научно – публицистической литературы, использование интернета и других средств массовой информации для сбора необходимых материалов;

- Проведение анкетирования и диагностического обследования среди студентов колледжа и учащихся общеобразовательных школ, анализ анкетирования и диагностического обследования;

- Оформление результатов работы;

- Разработка рекомендаций по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;

- Проведение санитарно-просветительской  и профилактической работы среди учащейся молодёжи.


Учебно – исследовательская работа проводится в соответствии с планом в 4 этапа:

1. Подготовительный этап - срок проведения с 1 сентября по 31 января:

- рассмотрение и утверждение тем учебно-исследовательской работы на заседаниях ЦМК – первая неделя сентября;

- определение инициативных студенческих групп для проведения УИРС, назначение научных руководителей – первая неделя сентября;

- проведение учебно-исследовательской работы студентов в соответствии с темами, утверждёнными на цикловых методических комиссиях.

2. Рассмотрение результатов УИРС на цикловых методических комиссиях, отбор материалов для предоставления на общеколледжную учебную научно-практическую конференцию – февраль.

3. Подготовка и оформление докладов – март.

4. Проведение студенческой общеколледжной научно-практической конференции.

5. По результатам УИРС разработка профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья студентов.

6. Внедрение намеченных мероприятий в студенческую жизнь.


В настоящее время проводится модернизация как в системе образования, так и в системе здравоохранения. В 2006 году стартовал Национальный проект «Здоровье», с 2012 года вступил в силу закон РФ «Об охране здоровья граждан», реализуется концепция «Развитие системы здравоохранения РФ до 2020 года», где основным направлением является сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни граждан.


С 2011 года все средние образовательные учреждения перешли на реализацию ФГОС третьего поколения, одним из основных требований которого, предъявляемых к выпускникам, является формирование общей компетенции – вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Информационная база, которая, использовалась для проведения научно-исследовательской работы, стала настолько важна и интересна, что используется волонтёрскими бригадами для пропаганды здорового образа жизни и проведения санитарно-просветительской и профилактической работы не только в колледже, но и в школах, и в средне-специальных учебных заведениях города Бердска.


В рамках волонтёрского движения проводятся социологические опросы населения, выступления перед школьниками, уроки безопасности в школах и учреждениях среднего профессионального образования, выступления перед детьми на школьных оздоровительных площадках. Регулярно организуются акции: узнай своё давление, клещевой энцефалит, отказ от курения.


Научно-исследовательская работа студентов проводится в Бердском медицинском колледже более 10 лет. Названия некоторых направлений УИРС не менялось с самого начала, но это не означает, что они 10-ти летней давности. Они меняются и дополняются ежегодно. Просто направления исследовательской работы студентов задуманы гораздо раньше, чем в нашей стране появился национальный проект «Здоровье», что подчёркивает актуальность проблем и необходимость продолжать начатое дело. В этой работе приняли участие студенты разных лет обучения, передавая эстафету друг другу.

 

Список литературы:

1. Актуальные проблемы научно-исследовательской работы в средней и высшей школе / Под ред.: А. В. Воронин и др., Сб. материалов Науч.-практ. конф., 15-17 апр. 2002 г. - Мурманск: МГПИ, 2002. - 65 с.

2. Богатов В.В.  Организация научно-исследовательских работ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Российская акад. наук, Дальневосточное отдние, Биолого-почвенный ин-т. - Владивосток : Дальнаука, 2008. – 257 с.

3. Герасимова, С. Исследование ведут учащиеся / С. Герасимова // Учитель. 2002. - № 2. - С. 69-70.

4. Ивочкина, Т., Ливерц, И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. -2000.-№3.-С. 136-138.

5. Казанцева, Е. С. Учебно-исследовательская деятельность студентов и ее ценностные основы / Е. С. Казанцева // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. - М.: РАХИ, 2005.-С. 69-73.

6. Научно-исследовательская работа студентов: Учеб. пособие для сред. и высш. проф. учеб. заведений гуманитар. профиля / Под ред. Г. Д. Бабушкина. - Омск: 2005. - 371 с.

7. Научно-исследовательская работа студентов как составная часть государственных образовательных стандартов / А. А. Фаткулин, Г. П. Турмов, А. В. Белов; Федеральное агентство по образованию, Дальневосточный гос. технический ун-т. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 227 с.

8. Организация научно-исследовательской работы студентов / Е.В. Зарова и др.; Самар. гос. экон. акад. - Самара, 2003. - 23 с.

9. Федеральная программа развития образования. Интернет: www.development.edu.ru




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*