Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Лекция как фактор мотивации студентов (из опыта преподавания фармакологии)

07.02.2018 167 238
Власкина Нина Петровна
Власкина Нина Петровна, преподаватель

Хабаровский государственный медицинский колледж

Дисциплина «Фармакология» в Хабаровском государственном медицинском колледже изучается студентами специальностей «Лечебное дело»,  «Сестринское дело»,  «Акушерское дело» и «Фармация». По каждой специальности определен теоретический лекционный курс различной продолжительности, от  20 часов для специальности  «Сестринское дело» до 56 для специальности «Фармация». Большой объем и сложность информации по дисциплине требует тщательного отбора материала.

ФГОС СПО задают требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые выражены в форме компетенций. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление, вызванное к жизни социально – экономическими, политико – образовательными и педагогическими предпосылками. Компетентностный подход предъявляет свои требования к компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Реализация  принципов обучения в логике компетентносного подхода предполагает использование в обучении современного интерактивного (диалогического) метода, в реализации которого используется в том числе эмоциональное воздействие.

Живое слово – это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета зачастую не может быть заменено ни книгой, ни современными дистанционными методами обучения. Лекционная форма обучения особенно важна в связи с низким базовым уровнем подготовки наших студентов, а так же в случаях, когда материал не нашел отражения в существующих учебниках,  или его разделы устарели, или если отдельные темы особенно трудны и требуют методической переработки лектором (на мой взгляд, это темы о холинергических и адренергических средствах).

Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с четко изложенным научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Лекция – это

-творческое общение с аудиторией, эмоциональное взаимодействие;

-экономный способ получения основ знаний;

-активизация мыслительной деятельности студентов, если лектор владеет аудиторией, излагает ясно, понятно и интересно. Ясность изложения – сложная педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, а для нашей студенческой аудитории не менее важно  вызвать интерес к излагаемой теме.

Один из принципов обучения в логике компетентностного подхода гласит: обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение. Для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать. В большей степени этот принцип реализуется на практических и семинарских занятиях, однако и на лекции есть возможность взаимодействия с аудиторией. Лекция – первый этап формирования у студента мотивации к изучению дисциплины, и во многом от личностных качеств лектора, его эмоциональности, умения расположить к себе слушателей, держать внимание аудитории зависит дальнейшее отношение студентов к дисциплине.

Лекцию начинаю  с краткого обзора предыдущей темы, предлагаю студентам перелистать свои записи. Это занимает одну – две минуты, но дает возможность мобилизовать студентов, связать изучаемые темы. Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением дисциплины, подчеркиваю ее значение как базовой для освоения практически всех клинических дисциплин. Рассказывая о той или иной группе препаратов, привожу примеры из жизни и лечебной практики, рассказываю об истории открытия препаратов, об образовании названия лекарств.

Так, при изучении темы о местных анестетиках знакомлю с историей открытия кокаина и создания других анестетиков; рассказ о сердечных гликозидах начинаю с чтения небольшого отрывка из художественного произведения с описанием декомпенсированной сердечной недостаточности и демонстрирую журнал «Сердечная недостаточность», заставкой на котором  - портрет вельможи 19 века с веточкой наперстянки в руках. При изложении темы об антибиотиках рассказываю историю о первом применении стрептомицина для лечения фатального в 50-е годы туберкулезного менингита, первом излечении и развившейся глухоте как осложнении аминогликозидов. Упоминаю о всем известном Аьфреде Нобиле в связи с использованием  нитратов, о синтезе антикоагулянтов из крысиного яда и т.д.

Препараты лучше запоминаются, если в двух словах рассказать об истории их названия – например, теофиллин. Карл Линней, создавая классификацию растений, род и вид дерева какао назвал как теоброма какао – дерево богов. Когда из него выделили алкалоид, назвали теофиллин, т.к. со словом Бог связано, прежде всего, слово любовь (филия).

Модернизация процесса преподавания находит свое выражение прежде всего в стремлении максимального использования современных технических средств обучения и иллюстративного материала.

Разработка современных лекций будет оптимальной на основе использования новых информационных технологий, в частности, мультимедийной презентации.

Наглядные образы оказывают принципиально более сильное, в том числе и эмоциональное воздействие на человека, чем текст, позволяют максимально сконцентрировать внимание студента на предмете изучения, что способствует лучшему усвоению учебной информации.

Как правило, презентация лекции включает в себя определения, термины, названия препаратов и характеристику основных свойств – все, что трудно воспринимается на слух, при написании на доске занимает время и не всем студентам видно. Визуализация способствует запоминанию препаратов, а совершенно казалось бы отвлеченная картинка на экране подчеркивает основное свойство препарата (например, изображенные на рекламном проспекте противодиабетического препарата «Сиофор» японские борцы сумо символизируют свойство лекарства снижать аппетит у больных сахарным диабетом и такую его особенность, как назначение пациентам при избыточном весе). Демонстрация слайдов в течение всей лекции позволяет значительно увеличить насыщенность учебного процесса, дает более широкие возможности для использования внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, формирует положительный эмоциональный фон, особенно при использовании анимации.

Следует отметить безусловный интерес студентов к такой технологии чтения лекций, они более активно участвуют в диалоговой части лекции, на этапе закрепления учебного материала.  Большинство студентов отмечает, что слайды на экране помогают лучше понять и записать материал. По сути это лекция – визуализация, при которой начинает активно работать правое полушарие, отвечающее за образно – эмоциональное восприятие информации.

По ходу изложения материала я даю рекомендации студентам использовать прием фильтрации и сжатия текста, приемы скорописи, условные сокращения.

Эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения дает возможность мотивировать  студентов к изучению дисциплины. Искусство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, использование приемов поддержания внимания активизирует мышление и работоспособность студентов, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к такой сложной дисциплине, как фармакология.

 

Оригинал работы:

Лекция как фактор мотивации студентов (из опыта преподавания фармакологии)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*