Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях введения ФГОС СПО большое внимание уделяется формированию общих компетенций у студентов среднего профессионального образования. Социальный заказ государства и общества предполагает формирование личности, способной быстро адаптироваться в бытовом и профессиональном пространстве. Поэтому процесс формирования будущего медицинского работника включает, в связи со спецификой будущей профессии, развитие комплекса общих компетенций. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций [2]. Выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию. Совокупность требований, заключенных в общих компетенциях, которые предъявляются к личности выпускника, свидетельствует о значительном усилении личностной направленности современного образования.
Если вопрос профессиональных компетенций достаточно освещен в методической литературе и процесс формирования и оценки уровня профессиональных компетенций медицинских работников среднего звена в системе СПО в определённой степени не представляет затруднений, то единого алгоритма оценивания общих компетенций в образовательном пространстве СПО не разработано. Чтобы определить уровень сформированности общих компетенций, необходим длительный мониторинг динамики личных достижений студента на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении СПО, а процесс формирования самих общих компетенций должен носить поэтапный и системный характер [1]. В связи с этим необходимо фиксировать степень формирования общих компетенций. Решению данной педагогической задачи способствовало внедрение социальной практики в КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж».
Социальная практика для студентов Рубцовского медицинского колледжа введена в 2012 году и является обязательной составной частью Профессиональной программы специалистов среднего звена по специальностям колледжа. Задачами социальной практики являются:
-формирование социальных компетенций на основе привлечения студентов к общественно - значимой деятельности;
-приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
-знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе.
Организация социальной практики студентов включала несколько этапов:
Основным документом, определяющим сроки, объемы, порядок прохождения и цели социальной практики студентов КГБПОУ «Рубцовский медицинский колледж», является Положение о социальной практике.
Вид и содержание социальной практики определяется планом работы колледжа и соответствует требованиям ФГОС. Основными видами социальной практики являются: участие в волонтерском движении (подтвержденное наличием личной книжки волонтера); участие в художественной самодеятельности, в движении КВН; участие в проектной деятельности; участие в благоустройстве территорий. В течение года возможен переход студента с одного вида социальной практики на другой. Часы, отводимые на социальную практику, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Место прохождения социальной практики определяется способностями и склонностями студента к определенному виду деятельности, а также необходимостью данного вида деятельности. Перечень мест, где проводится социальная практика, ежегодно рассматривается, корректируется и утверждается на Совете кураторов, доводится до сведений обучающихся.
Заключены договоры о социальном сотрудничестве с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Студенты проходят специальное обучение, которое потом позволяет им проводить лекции, акции по профилактике заболеваний ВИЧ/СПИД среди учащихся школ, в молодежной среде.
Налажено многолетнее социальное партнерство с городскими учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями. Некоторые студенты пробуют себя в качестве вожатого в летних загородных лагерях. Такие студенты проходят обучение в течение года на базах учреждений дополнительного образования, где получают педагогические знания, формируют организаторские способности, развивают коммуникативные навыки. Полученные знания являются хорошим дополнением к медицинским знаниям, повышают уровень профессионального самоопределения.
Некоторые студенты приобретают навыки журналисткой работы в ходе подготовки газеты «Мед-вести» Рубцовского медицинского колледжа, статей для городских газет, сайта колледжа.
В рамках волонтерского движения в Рубцовском медицинском колледже действуют проекты «Солнечные дети», «Милосердие», волонтерский отряд «Факел». Медико-социальная и бытовая помощь одиноким престарелым людям и инвалидам, уход за больными, неспособными к передвижению, благотворительные акции, санитарно-просветительская работа осуществляется совместно с Рубцовским специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов. В рамках реализации проекта «Солнечные дети» студенты получают опыт работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна и аутизмом. Такая деятельность студентов помогает детям с трудностями в развитии стать полноценными членами общества.
С целью учета результатов социальной практики определена следующая документация: куратором ведется журнал, сводная ведомость учета социальной практики, студенты имеют зачетные книжки по социальной практике. Так решается вопрос фиксации траектории социализации студентов колледжа. В результате прохождения социальной практики руководитель заполняет графу в зачетной книжке социальной практики: «общие компетенции освоены», либо «общие компетенции не освоены».
В Рубцовском медицинском колледже создаются условия для позитивного отношения к данному виду практики. Зачетные книжки по социальной практике наряду с основными студенческими документами торжественно вручаются на Посвящении в студенты. В течение учебного года на студенческих мероприятиях демонстрируется положительный социальный опыт студентов. В местах прохождения практики создается доброжелательная обстановка.
Основными критериями оценки эффективности социальной практики являются:
-общее количество часов, отводимых на социальную практику, должно быть не менее 10 часов за учебный год;
-эффективное и добросовестное выполнение заданий социальной практики;
-участие в семинарах, конференция, конкурсах, мероприятиях;
-выполнение требований руководителя (инструкций и правил техники безопасности) в ходе прохождения социальной практики;
-терпимость, умение работать в коллективе, общая культура, сформированность этических ценностей;
-способность организовать и спланировать свою работу;
-способность применять полученные знания на практике;
-наличие положительных отзывов с мест прохождения социальной практики.
В ходе прохождения студентами социальной практики происходит психологическая подготовка к освоению профессиональных знаний, вырабатывается установка на самообразование и самосовершенствование. Надо отметить, что некоторые студенты, не имевшие на первом курсе устойчивой мотивационной установки к овладению профессией медицинского работника, показывают положительные изменения в личностном развитии, образовательной деятельности в ходе освоения социальной практики.
Существуют и проблемные моменты при осуществлении процесса социальной практики: недостаточная ответственность студентов и руководителей практики при заполнении документации, на основании которой в дальнейшем происходит оценка результатов. Для некоторых студентов прохождение социальной практики носит формальный характер и заключается лишь в механическом сборе необходимого количества часов.
В целом, внедрение социальной практики в условиях среднего профессионального образования представляется продуктивной технологией приобретения студентами социальной компетентности – способности человека эффективно решать задачи (индивидуальные, социальные) в процессе взаимодействия с социумом.
Библиографический список:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.