Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация досуга старшеклассников в учреждениях культуры и досуга

02.02.2018 455 733
Шиляева Людмила Геннадьевна
Шиляева Людмила Геннадьевна, преподаватель

Васильева Анастасия Олеговна
Васильева Анастасия Олеговна, студентка

Вятский колледж культуры

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации досуга старшеклассников. Школа, домашние задания, телевизор – таковы запрограммированные действия большинства современных школьников. А в старших классах, ко всему перечисленному добавляются итоговые экзамены. Свободного времени у старшеклассников не много, которого хватает только, например, на просмотр телевизора. Хочется, помимо удовольствия получать и пользу, дополнительные знания. Деятельность же учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального организма, который бы во многом помог в решении столь серьезной проблемы - проблеме организации досуга старшеклассников в культурно-досуговых учреждениях. Именно свободное время, становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в юношеском возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Старшеклассники - это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовые переступить порог взрослой жизни. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей юношей и девушек на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.  Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни [4, с.45].

По содержанию досуг старшеклассников можно подразделить на ряд групп. Первая группа связана с восстановлением различных сил старшеклассника. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность старшеклассников, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения школьников.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно- исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно- игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее актуализации в творческой деятельности.

Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими старшеклассниками развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение старшеклассника в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формируются умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью [3, с.72].

Остановимся на характеристике некоторых групп досуговой деятельности. Спорт, двигательная деятельность. Спорт, движение является одной из высших культурных ценностей со времен античности.

Танцы. Через танцы проходят все поколения. Танец вырабатывает хорошую осанку, пластику, легкость и свободу походки, грацию и изящество. Моделей использования танцев в досуговой деятельности множество. Это вечер танцев, конкурс танцоров, конкурс спортивных танцев, танцевальный бал, танцевальный карнавал, студия бальных танцев, русский перепляс, фестиваль танцевальных жанров и другие.

Музыка. Это искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых художественных образах. Мир звуков неисчерпаем, невозможно представить человека, который не испытывал бы потребности в том, чтобы в его душе звучала музыка. Человек, уже с рождения вслушивается в звучание музыки, ритмично реагирует на темп. Музыка занимает одно из ведущих мест в досуге старшеклассников. Каждый школьник, в соответствии с собственными интересами выбирает музыку. Музыку для души, для танцев, для музицирования, для общения. Звучание гитары (авторская песня), рок – музыка, классическая музыка, рэп и другие музыкальные жанры привлекают юношей. У каждого поколения - своя музыка, свой стиль. И это замечательно, так как музыка сплачивает, объединяет людей.

Туризм. Это - организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм - самая распространенная и любимая форма досуга старшеклассников. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления. Туристические походы могут быть пешими, водными, горными, велосипедными. Они могут длиться один и несколько дней. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат ребят удивляться жизни, любоваться красотой природы.

Театр. Включение старшеклассника в театральную деятельность формирует эстетическую культуру, развивает эстетические, актерские способности, речевую культуру. Школьный театр – это личная театральная практика старшеклассников, возможность познать себя через призму театрального героя. Он осваивает элементы режиссуры, способы оформления спектакля, способы вербального и невербального воплощения в роли, актерскую пластику. Реализация театра как содержания, досуговой деятельности осуществляется через театральные постановки, вечера театральных жанров, кукольные театры, театры литературных импровизаций и т.д.

Цирк. Цирк – это самый «детский» жанр искусства. Он выполняет функции расслабления, эмоционального наполнения жизни старшеклассника.  Но и старшеклассники не прочь побывать в цирке и посмеяться от души.

Многообразие культурно-досуговой деятельности включает информационную, развивающую, формирующую, репродуцирующую, творческую направленность. Поэтому, она-уникальное средство в процессе развития и становления личности.

Досуговая культура – это особый пласт культуры, создаваемый, познаваемой, и воспринимаемой человеком, исходя, из собственного выбора.

Так как, досуг представляет собой разновидность учебно-воспитательной работы, то одной из особенностей организации досуговой деятельности старших школьников является её просветительский, развивающий и нравственный характер.

Методы организации досуга старшеклассников в учреждениях культуры используются с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей [1, с.46].

Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников. Их еще называют методами сотрудничества и творчества. К ним относят:

-игровые методы;

-методы театрализации;

-соревновательные методы;

-методы сотрудничества;

-методы воспитывающих ситуаций;

-методы импровизации

Игровые методы:

-выполняют познавательную и воспитательную функцию;

-являются способом самовыражения;

-выявляют знания, интеллектуальные и физические способности, индивидуальные предпочтения; др.

С помощью данных методов можно раскрывать творческие способности ребят старших классов, развивать их актерский потенциал и коммуникативные навыки, примерять на них те или иные социальные роли, переносить старшеклассников в разнообразные жизненные ситуации, организовывать их неформальное общение.

Организуя досуг старшеклассников, руководитель должен использовать методы обучения и воспитания творчески, уметь моделировать и преобразовывать.    

Наиболее общей классификацией форм организации досуга старшеклассников является их деление на индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальные формы досуга старшеклассников в учреждениях культуры применяются крайне редко. Наиболее распространенные - это групповые и массовые формы.

Групповые формы включают в себя: клубные формирования, органы самоуправления, творческие группы.  

Массовые формы - это конкурсы, спектакли, фестивали, концерты, походы, спортивные соревнования и др.  

Учитывая особенности старшего школьного возраста, интересы, хобби и увлечения старшеклассников, подбирая необходимые формы и методы и опираясь на разработанные рекомендации, можно увлекательно, познавательно и результативно организовать досуг старших школьников в учреждениях культуры и досуга [2, с.65].

 

Список использованных источников:

  1. Ахмадиева, Г. И. Особенности духовно-нравственного воспитания трудных подростков / Г.И. Ахмадиева // Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России: сб. науч. С.- М.: Спутник+, 2013. – 233 с.
  2. Искандерова, Т.Н. Деятельность детских общественных объединений как фактор социализации подростков. / Татьяна Николаевна Искандерова //научная школа Р.А. Литвак: в поисках новых подходов к воспитанию. – Челябинск: ЧГАКИ, 2012 – С. 45-78.
  3. Крюков, Т.С. Воспитательный потенциал современных молодежных объединений // Вестн. МГУКИ. – 2013. - №1. – С. 52-155.
  4. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 10 г.2012. – 72 с.

 

Оригинал работы:

Организация досуга старшеклассников в учреждениях культуры и досуга




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*