Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конспект урока «Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с формой предметов»

27.08.2012 5100 18042
Штейникова Нэля Николаевна
Штейникова Нэля Николаевна, преподаватель

Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена «Знак Почета»
Цель: Показать  приемы ознакомления детей младшей группы с формой предметов.

Задачи: Выделить основные программные задачи по теме. Отработать приемы ознакомления детей младшей группы с формой предмета. Развивать умения строить отношения между участниками урока в интерактивном режиме.


Оборудование и техническое обеспечение урока:

- мультимедийный проектор,

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой на каждую парту, «Методика обучения математике в детском саду» Е.И.Щербакова, дополнительные источники по методике математике, 

- рабочие листы для индивидуальной работы студентов (Приложение 1),

- демонстрационные геометрические фигуры – шар, куб, круги, квадраты, треугольники;

- предметы круглой, квадратной и треугольной формы;

- воздушные шары (по количеству детей);

- конспекты занятий для младшей группы;

- дидактическая игра «Найди свой домик» (по количеству детей);

- картинка для закрашивания  (по количеству студентов и детей);

- наборы карандашей желтого, зеленого и синего цвета (по количеству детей);

- карточки с заданиями для детей;

- яркие шнурки или веревочки.

 

Технологическая карта  урока

Этап

Задача

Деятельность

педагога

Деятельность

 учащихся

1.Организационный

Мотивация

Эмоционально-проблемная постановка задачи урока

Эмоциональная подготовка к решению задачи урока

2. Открытие нового в работе с учебными источниками

Изучить программные задачи по теме

Инструкция по заполнению таблицы

Заполнение таблицы, выделение основных действий детей.

 

3. Знакомство с основными приемами

Показать деятельность воспитателя по решению данных задач

Демонстрация основных приемов ознакомления  детей с формой предметов

Заполнение таблицы с анализом деятельности  педагога

4. Первичное закрепление в форме «Занятие в уроке»

Закрепить основные приемы ознакомления детей с формой предметов

Инструкция к работе с детьми. Наблюдение.

1 человек  – работа с ребенком,

2 человек – анализ деятельности ребенка и «воспитателя». Заполнение таблицы.

 

5. Самоанализ

Проанализировать действия детей и «воспитателя» (студентки)

Подготовить студентов к основным выводам (самоанализу).

Письменно сформулировать проблемы и способы их решения.

6. Работа с дидактической игрой

Познакомить с другими способами решения программных задач

Показывает разнообразие способов, организует работу в парах

Знакомятся с содержанием и способами организации дидактических игр. Делятся информацией в парном взаимодействии.

7. Рефлексия

Провести мини анализ деятельности

Побуждение к самоанализу

Выражают отношение к уроку


Ход урока


1. Организационный (Студенты стоят в кругу)

- Посмотрите, на нашем уроке сегодня присутствуют гости, они тоже педагоги и им будет интересно услышать и увидеть чему мы учимся на методике математического развития и воспитания детей дошкольного возраста.    

- Я предлагаю начать  урок с упражнения – игры «Догонялки».

 У  вас в руках маленький шар и большой куб, по моему сигналу, шар догоняет куб (передаем из рук в руки  предметы). Игра прекращается, когда шар догонит куб.

- Как вы думаете  и с  какой целью мы провели эту игру?

Ответы  студентов (вспомнить задачи по ознакомлению детей раннего возраста с геометрическими фигурами).

- Да, ознакомление с геометрическими фигурами в раннем возрасте  только начинается, и  дети младшей группы продолжают обучение и знакомство с формами  предметов.

- Тема урока «Ознакомление детей младшей группы с формой предметов».

- Вместе сформулируем цель занятия. Что хотим узнать? Чему научиться?

(Узнать программные задачи и познакомиться с приемами их реализации).


2. Открытие нового в работе с учебными источниками

-У каждого настоле рабочий лист (Приложение 1) Этапы деятельности там четко обозначены.

- Приступаем к работе. Давайте узнаем, какие программные задачи,   и действия  к концу года обозначены для детей младшей группы. Выполняем указания к таблице № 1 (2 мин.)

                                                             

Таблица №1

Программные задачи и перечень умений младших дошкольников по теме «Форма предмета»

Программные задачи по разделу «форма» в младшей группе

Действия детей  к  концу года

-Учить детей различать геометрические  фигуры: круг,  квадрат, треугольник;

-Обследовать форму фигур, использовать осязание и зрение.

- различать (по форме)

- группировать (по форме)

- составлять (группы из  однородных предметов:кругов, квадратов, треугольников)

- Итак, каковы задачи?

- Проверяем правильность заполнения таблицы (презентация).


3. Знакомство с основными приемами

- Геометрические фигуры, как для ребенка, так и для взрослого – это эталоны, при помощи которых он определяет форму предметов и их частей[2,135]

- Чтобы сформировать представление о геометрических фигурах в младшей группе  необходимо включить разные анализаторы (тактильно-двигательный или осязание и зрительный)

- В рабочем листе найдите таблицу № 2,  и по ходу моего показа определить какой прием я показываю, и обозначьте его № по порядку.

- В третьей колонке указать анализатор, который участвует в процессе обучения.


Таблица №2

Соответствие между приемом и участвующим анализатором

Название приемов

 № П\П

Анализатор

1.Парный  показ

2.Закрепление во время рисования, лепки и аппликации.

3.Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме.

4.Обследование с помощью конкретных  практических действий

5.Сравнение фигур, разных по цвету и размеру

1

5

 

4

 

2

 

3

 

Зрительный

Тактильно-двигательный

(осязание)

Зрительный

 

Тактильно-двигательный

(осязание)

Тактильно-двигательный

(осязание)

- Я продемонстрирую основные приемы для решения сформулированных программных задач. Внимательно следите за моими действиями.


ПОКАЗ ПРИЕМОВ [2,136]

1) Прием: парный  показ

- У меня в руках вот такие фигуры и у вас на партах есть такие же.

- Найдите их и возьмите в руки.  Покажи Аня ту же фигуру, что у меня?  (у меня в руках круг). Зафиксируйте этот прием.

2) Прием – обследование с помощью конкретных  практических действий.

- Обведите контур круга, поставьте палец на край круга, обведите его

- Посмотрите, пальчик свободно скользит  по кругу.  Эта фигура называется «круг». У круга нет углов, он может катиться. Возьмите другую фигуру, поставьте пальчик и обведите. Смотрите, как движется палец: «Пальчик добежал до угла, остановился, обвел угол и побежал дальше. Еще раз добежал до угла, обвел угол и побежал дальше». Фигура называется квадрат.

- Чем круг отличается от квадрата?

- Возьмите круг и эту фигуру (треугольник). 

Методика ознакомления с треугольником точно такая же.

- Эля, познакомь нас с треугольником. Зафиксируйте этот прием.

3) Прием: сравнение фигур, разных по цвету и размеру

-У вас на столах  в тарелочках много разных фигур. Поиграем в игру «Найди свой домик». Нужно расселить фигуры по своим домикам. После того,  как все расселили своих «Жильцов», спрашиваю: «Возьми,  Вера, круги, что ты заметила? Какие выводы можно сделать еще? (название фигуры не зависит от цвета и размера) Зафиксируйте этот прием. 

4) Прием: Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме.

- Посмотрите вокруг себя и найдите предметы,  которые схожи по форме с кругом, треугольником и квадратом.Зафиксируйте этот прием. 

5) Прием: закрепление особенностей геометрической фигуры во время рисования, лепки и аппликации.

- На ваших столах имеются рисунки. Желтым карандашом закрасить предметы круглой формы. Зеленым – предметы треугольной формы. Синим – предметы квадратной формы. Зафиксируйте этот прием. 

- Это основные приемы,  которые знакомят детей с геометрическими фигурами.  Сделаем выводы по таблице № 2.

(Обучение идет по принципу «от простого к  сложному.  Основными анализаторами являются зрительный и тактильно-двигательный (зрение и осязание). В процессе ознакомления с формой предметов дети учатся  различать, сравнивать и группировать  их  по форме).


4. Первичное закрепление в форме «Занятие в уроке»

Через несколько минут к нам на урок зайдут дети младшей группы ДОУ №17. Подготовьтесь к встрече. Повторите все основные приемы по ознакомлению детей с формой предметов.  Задача:  грамотно  и чётко формулировать задания. Одна из пары идет за ребенком, вторая - занимает место наблюдателя и готовит рабочее место, а также фиксирует все действия ребенка и студента в таблице № 3.

- Спасибо  ребятам и воспитателю за работу, вы возвращаетесь в свой детский сад. А в подарок вам воздушные шары. 

На какую фигуру похожи шары? (на круг).


5. Самоанализ

Проанализируем «занятия в уроке».  Самостоятельно ответьте на вопросы (Таблица № 4)


6. Работа с дидактической игрой          

- Мы с вами познакомились с основными  приемами. Дальше идут приемы для закрепления данных понятий. А закрепление хорошо организовать при помощи дидактических игр.

- У вас на столах есть дид. игры. Рассмотрите их. Проиграйте в парах. Обменяйтесь информацией между парами.


7. Итог. Рефлексия

- Подведем итог нашего урока.

(Чтобы дети научились различать, называть и группировать  круг, квадрат, треугольник, необходимо использовать многократно различные приемы.)

- Оцените себя и  прикрепите на доску свой значок - фигуру.

Круг –  «Мне все понятно!». Треугольник – «В теме остались острые углы».

Квадрат - «В темной, в темной комнате …»


                                    Приложение 1

РАБОЧИЙ  ЛИСТ


Тема  «Ознакомление детей младшей группы  с формой предметов»

                                                                                               Таблица № 1.

1. Указания к работе:

1. Выделите программные задачи («Программа воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой стр.79)

2. Определите действия детей по разделу «Форма» к концу года.

Программные задачи по разделу «форма» в младшей группе

Действия детей  к  концу года

 1.

 

 

 

2.

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

                                                                                                     Таблица №2.

 

2. Указания к работе:

1. Определить и обозначить  приемы по порядку ознакомления детей с  геометрическими фигурами;

2. Указать анализатор, участвующий в процессе обучения (зрение, осязание).

 

Название приемов

 № П\П

анализатор

1. Парный  показ

2. Закрепление во время рисования, лепки и аппликации.

3. Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме.

4. Обследование с помощью конкретных  практических действий

5. Сравнение фигур, разных по цвету и размеру

 

 

ВЫВОД  Обучение детей  идет по принципу «………………»;  Основными анализаторами являются ………………и …………………………(зрение и осязание). В процессе ознакомления дети учатся  ……………………, ………………….. и ……………… предметы по форме.


3.«Занятие в уроке»

Отметьте правильность выполнения задания.

 

Таблица № 3.

 

Оценка действий «воспитателя» и ребёнка при ознакомлении с формой предметов

 

Приемы

Действия ребенка

Действия студента -   «воспитателя»

Отказ от выполнения задания

Выполнение задания по повторной инструкции

Выполнение задания при помощи  наводящих вопросов

Выполнение

задания без ошибок 

Без ошибок

С ошибками

Парный показ

 

 

 

 

 

 

Обследование с помощью конкретных  практических действий

 

 

 

 

 

 

Сравнение фигур, разных по цвету и размеру

 

 

 

 

 

 

Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме

 

 

 

 

 

 

Закрепление во время рисования, лепки и аппликации

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4.

 

Вопросы для анализа работы «воспитателя» с детьми

1. Какой прием  легко освоили дети? Почему?................................................................

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..

2. Какой прием  вызвал затруднения? Почему?..........................................................

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

3. Какие мыслительные операции формируются у ребенка в процессе данной деятельности?..................................................................

4. На каких бы  занятиях вы бы закрепили  данные  понятия (круг, квадрат, треугольник)? Поясните как?.....................................................

……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………….

5. Какие сложности возникли у студента-«воспитателя»?.........................................

……………………………………………………………………………………

4. Выводы по теме: Чтобы дети научились различать, группировать,  и называть  геометрические фигуры такие, как  круг, квадрат, треугольник воспитатель должен……………………………………………………………………

 

Список литературы

 

1. Васильева М.А., Гербова В.В. Программа воспитания и обучения  в детском саду- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Москва-Синтез, 2005. – 208с.

2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студ. дошк.отд-ний и фак. сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*