Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование технических приемов и выразительных средств при пейзажной фотосъемке

01.02.2018 1271 1984
Хохрина Марина Владимировна
Хохрина Марина Владимировна, преподаватель

Кузнецов Тимофей Игоревич
Кузнецов Тимофей Игоревич, студент

Вятский колледж культуры

Фотография - очень многогранный вид искусства, который включает в себя различные жанры. В данной работе речь пойдёт о пейзаже.

Некоторые фотолюбители считают пейзаж самым простым и элементарным жанром съемки. В какой-то степени можно сказать и так. Природа не исчезает, не требует ничего взамен, она только постоянно меняется. Но так ли пейзаж прост на самом деле?

Во-первых, этот жанр самый доступный, в отличие от постановочной студийной съемки, при которой нужно, как минимум, платить за аренду фотостудии. Если снимок пейзажа не удался, то можно еще раз съездить на это же место, например, в другое время суток или в другую погоду.

Во-вторых, пейзаж не очень требователен к уровню фототехники. Конечно, дешевым компактным аппаратом или смартфоном качественно сфотографировать пейзаж будет сложно, но любительская зеркальная камера, беззеркальная или продвинутая компактная камера способна обеспечить вполне приемлемый результат.

В-третьих, пейзаж не требует спешки, в отличие, скажем, от репортажа. Пейзаж дает возможность экспериментировать с настройками камеры и точкой съемки. При пейзажной съёмке можно отказаться от автоматического режима в пользу ручного. Пейзаж – это съемка «для души», при чем, съемочный процесс может доставить больше удовольствия, чем просмотр отснятого материала.

Исходя из этого, может сложиться мнение, что пейзаж - это очень простой жанр. Но в действительности, так могут рассуждать только те, кто не пытался вникнуть в тонкости пейзажной композиции, ограничивая свое творчество видами из окна дома или автомобиля. Как тогда объяснить то, что из миллионов пейзажных фотографий, опубликованных в сети Интернет, только единицы вызывают чувство восхищения? Получается, что жанр пейзаж не такой простой.

В нынешнее время многие люди любят фотографировать все подряд. Они обмениваются фотографиями, даже не задумываясь, что можно создавать более качественные и интересные фотографии. Использование технических приемов и выразительных средств при пейзажной фотосъемке актуально для всех людей, кто только начинает заниматься фотографией и тех, кто хочет узнать поподробнее о приемах и выразительных средствах при съемке пейзажа.

Выразительные средства в фотоискусстве

Композиция – это совокупность отдельных элементов, объединенных в единое произведение. Именно композиция призвана наиболее ярко и четко донести до зрителя мысли и идеи автора.

Композиция строится из нескольких компонентов. Во-первых, это главный тематический центр, то есть сюжетный смысл всей работы, во-вторых, - остальные сопутствующие элементы.

Композиция является основой удачного кадра. Дополняют композицию особые выразительные средства, такие, как ракурс, освещение, точка съемки, тональность, колорит, время съемки, контраст, крупность плана [7].

Композиционный центр и его использование в фотографии представляет собой изобразительный акцент. Определить композиционный центр довольно просто. Как правило, это контраст укрупненных главных элементов.

В любом жанре, будь то студийная, репортажная съемка, групповые фотографии или что-то иное, каждый элемент, попавший в кадр, играет свою роль. Следует учитывать, что не все эти роли равнозначны. Одни определяют суть кадра, становятся его идейным центром, а другие дополняют композиционный центр и придают ему некие изобразительные, характерные, временные характеристики. Причем, не стоит упускать из виду те элементы, которые принято называть «помехами». Выстраивая композицию, фотограф должен учитывать их и оставлять за кадром.

Светотень - это последовательный переход светлых и темных оттенков, который и позволяет воспринимать на снимке объемные предметы и фигуры в окружающем пространстве.

Оттенки светотени зависят от ряда условий: освещения, формы самих предметов, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. В зависимости от того, как объект расположен по отношению к источнику света, светотень будет иметь ту или иную яркость. К элементам светотени можно отнести свет, блики, тени, полутени, рефлексы.

Эффекты светотени помогают фотографу получить нужную эмоциональную выразительность снимка, более гармоничный композиционный состав. Однако каждый фотограф должен учитывать, что фотографическое изображение имеет меньше тонов, чем реальный объект.

Колорит используется для характеристики изображения по соответствию, реалистичности и взаимосвязи использованных цветовых элементов. Основное свойство колорита - это возможность создания цветовых оттенков, максимально соответствующих цветам в действительности.

Правдоподобность колорита сложно достигнуть простым воспроизводством цвета с действительного предмета. Сам по себе графический световой фон никогда не передает полноту цвета реальных красок. А достигнуть максимальной правдоподобности можно только благодаря определенной связи с другими тонами.

Сила, интенсивность цвета, ее сочетание с другими цветами и оттенками помогают фотографу подчеркивать сюжет снимка, задают ему определенное настроение, указывают на характерные элементы и обозначают идею.

Перспективу в фотографии используют для передачи эффекта глубины пространства. В отличие от реальности фотография не передает глубину изображения - только высоту и ширину. Перспектива представляет собой способ изображения объемных тел на плоскости с учетом зрительного восприятия. При этом необходимо учитывать пространственную структуру объектов и их расположение в пространстве [8].

В фотографии перспектива применяется как одно из средств выразительности для создания художественных образов.

В зависимости от изменения расположения предмета относительно глаз человека, немного меняется его форма, цветовые оттенки, очертания. Именно подобные свойства позволяют несколько изменять изображение самого предмета.

Существует несколько видов перспектив. Среди них можно назвать прямую (уменьшение предметов по мере удаления от глаз) и обратную линейную перспективы (увеличение предметов по мере их удаления), аксонометрию (проецирование), сферическую (изгиб некоторых линий при удалении), воздушную (исчезновение четкости и очертаний при удалении предмета) и тональную перспективы (изменение тонов).

Все виды перспективы в той или иной мере используются в фотографии и создают, порой, уникальные визуальные эффекты. Например, использование подобных законов позволяет на снимке передать протяженность пространства или иллюзию глубины и трехмерность объектов. Зная, как «работают» различные виды перспектив и грамотно нарушая эти правила и законы, профессиональный фотограф может создавать поистине уникальные снимки.

Очень часто на снимке именно с перспективой обнаруживаются проблемы, когда линии объекта не соответствуют реальным. В этом случае используют коррекцию, которая заключается в исправлении линий: наклонные меняют на вертикальные, сходящиеся или расходящиеся на параллельные.

Точка съемки является основой будущего снимка. Ведь именно от того, где находится фотограф по отношению к предмету, зависят все основные характеристики кадра: и перспектива, и светотень, и композиция. Точка съемки во многом определяет изображаемый предмет. Ярким примером этого служат портреты или так называемые «неудачные фотографии». Зачастую изображение на этих снимках не неудачное, а попросту непривычное. Человек просто глядит на себя не с необычной точки.

Съемочная точка определяется тремя координатами: направлением, расстоянием и высотой. Любое изменение хотя бы одной из них, может принципиально повлиять на получившееся изображение, начиная попавшими в композицию объектами, заканчивая перспективой. Соответственно этим координатам точка съемки может быть фронтальной, под углом или боковой, а говоря о портрете - анфас, труакар, профиль [10].

Что касается времени съемки, то здесь можно говорить скорее не о технической, а о художественной составляющей снимка. Фотограф должен быть динамичным и успевать «поймать» интересные кадры, сочетая быстроту с техническими навыками. Один и тот же момент никогда не повторяется дважды. Возможно, именно по этой причине для некоторых фотографов наиболее интересными моделями представляются дети и животные, те, кто не умеет позировать специально, а наиболее увлекательными жанрами фотографии - динамичные съемки.

Искусство фотографии заключается в умелом сочетании точки и момента съемки. То, что с одной точки может казаться обычным, приобретает удивительные черты с другой.

Планы – это условное деление пространства на снимке, в котором присутствуют заметные части изображения для сюжетной линии и опорные пункты для передачи глубины пространства.

Хотя на практике планов может быть сколько угодно много (все зависит от постановки фотографа), в общем виде различают первый план, его еще называют передним, второй план и задний или дальний план. Наличие какого-либо плана и их количество полностью зависит от сюжетной композиции и точки съемки. На плоских объектах, коим является фотография, план передается за счет пропорций предметов, перспективы, светотени и оттенков цветов [12].

Ракурс представляет собой сокращение формы предмета в перспективе. Такой прием приводит к перемене привычных очертаний предмета. В фотографии под ракурсом обычно понимают кадры, сделанные под острым углом сверху, снизу или вблизи.

При съемке ракурс «работает» на композицию. Он обостряет ее, выделяет главное в сюжетной линии и увеличивает сам объект съемки.

Контраст служит фотографу для того, чтобы противопоставить два качества или свойства объекта. При выставлении контраста получается взаимное усиление каких-либо черт. Контраст придает фотографии большее выражение и экспрессию, эмоциональность и яркость.

Разновидностей контрастов существует столько, сколько и самих фотографов, и их идей. Самые распространенные - это цветовой и светотеневой контрасты. Однако работать с контрастом следует особенно осторожно. Чрезмерное противопоставление может загубить всю задумку снимка, и фотография станет не выразительной, а гиперболизированной.

Противопоставить на фотографии можно многое, причем не только в техническом плане, но и в самой сюжетной линии снимка. Например, яркое и бледное, темное и светлое, сфокусированное и размытое, симметричное и асимметричное, статичное и динамичное, и многое, многое другое.

Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких-либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Ритмика в фотографии разнообразна, она может выражаться в чередовании объектов, теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности [15].

Ритм фотографии является не только элементом композиции кадра, но и средством достижения ясности формы.

Ритмическое чередование линий в кадре притягивает внимание зрителей. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени [10].

Статика и динамика. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности или спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре [16].

Динамика - это полная противоположность статики во всем. Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.

Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.

Тождество - сходно по значению с ритмом в композиции и часто дополняет его. Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам. Требование к тождественной композиции - элемент должен быть простой, выразительный, красивый. Должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству [17].

Симметрия - это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая. Зеркальная - это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую. Осевая симметрия - это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. Зеркально-осевая или смешанная - существует два вида такой симметрии: когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. Когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. Винтовая симметрия - элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси.

Асимметрия - это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия – это отсутствие равновесия композиции. Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.

С его помощью можно дать ощущение движения, жизни и энергии. И если симметричная композиция воспринимается «как есть» - легко и сразу, то асимметричную нужно «читать» постепенно. Асимметричное равновесие сложнее построить, но у него есть огромное преимущество - оно оставляет нам большой простор для творчества [13].

Таким образом все перечисленные выразительные средства могут входить в композицию фотографии, создавая этим объем в фотографии (глубину кадра), добавляют выразительности.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Использование технических приемов и выразительных средств при пейзажной фотосъемке




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*