Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

27.08.2012 2413 9257
Кудымова И.П., преподаватель русского языка и литературы

Кудымкарский педагогический колледж
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.


Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.


Технологическая карта занятия


Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».

Этап

Воспитательная задача

Методы и приемы организации совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Формируемые компетенции

1. Мотивация и целеполагание

Вызвать интерес к теме.  Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

2. Определение темы

 Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

3. Определение понятия «ответствен-ность»

 Осмысление лексического значения слова «ответственность»

Морфемный разбор слова,

анализ терминологического аппарата.

Работа с понятием.

Информационная

Умение работать с понятиями, выделять главное,

4. Анализ притчи

Формировать  умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.

Работа в группах.

Технология «аквариума».

Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

5. Дискуссия

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

 

Технология «аквариума».

Защита выбранной позиции

Коммуникативные

Умение заинтересовать аудиторию.

6. Обобщение

Выделить  качества ответственного человека.

 

Аналитическая беседа

Актуализация личного опыта.

Профессионально-коммуникативная.

умение правильно оценить себя

7. Просмотр мультфильма

Рефлексия.

Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».

Имитация ситуации «озарения».

Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.

Рефлексивная компетенция

 

Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

- Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание?  Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.


2. Определение темы.

-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия  - ответственность. Это первая ступенька.


3. Определение понятия «ответственность».

 - Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье.  Отвечать ПЕРЕД собой, другими.

- Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.


4. Анализ притчи.

Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:

Задача 1 группы -  доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы -  доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Студенты работают в группах,  рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.


Притча « Мальчик и звезда»

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.


В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.


5. Дискуссия.

На доске карточки со словами «ответственность» и «безответственность»

между ними карточки со словами «трусость», «свобода», «предательство», «чувство вины», «честность», «вера (в себя, других)».

Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.

Вывод: Что же скрывается за этими словами:  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.


6. Обобщение.

 - Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.


7. Просмотр мультфильма «О человеческой ответственности». Рефлексия.

- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.

- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!

 

Интернет - источники:

1. http://www.psychologos.ru/Психологос  - Психологос. Энциклопедия практической психологии.

2. http://www.kinopoisk.ru/film/77282/  - КиноПоиск

3. http://pritchi.ru/id_2407  -  Притчи.ру




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*