Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЕсли больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач.
В.М. Бехтерев
Достижения современной науки и бурный технический прогресс позволяют совершенствовать практическую деятельность во всех отраслях медицины. Появляются новые методы исследования, диагностики и лечения, что требует от медицинского работника углубления знаний в узком профиле. И создается ситуация, когда восприятие больного человека сводится к конкретной патологии органа или системы, в то время как психологические особенности, характер, личность пациента постепенно отходят на задний план. Эта проблема современной медицины названа одной из самых актуальных, несмотря на то, что её решение – проявление фундаментальных качеств медработника – гуманности и добродетели.
Умение видеть психологическое состояние пациента необходимо, потому что болезнь делает даже самого сильного и рассудительного человека слабым, по-детски беспомощным. Пациент становится чувствительнее, быстрее воспринимает всё, что слышит и видит, поэтому больше подвержен вредоносным психическим воздействиям. Единственным его защитником и помощником является медик – носитель силы, бодрости и уверенности в благополучном исходе заболевания.
Известный американский врач и ученый Т. Харрисон писал: «Больной ждет от врача такта, дружелюбия и понимания, ибо он [больной] не являет собой коллекцию синдромов, нарушенных функций, поврежденных органов и расстроенных чувств. Он – человек, полный страданий и надежд, ищущий облегчения, помощи и обретения уверенности». Один из самых эффективных видов ухода за любыми пациентами – психогигиена общения, которая предупреждает возникновение не только психических, но и соматических заболеваний, таких как гипертония, инфаркт, кожные болезни и проч. Представьте ситуацию: пожилая женщина идет на исследование, о котором ничего не знает. Никто не рассказал ей о нём, а спросить у медперсонала она постеснялась. Встала пациентка в очередь и занервничала. Вдруг повысилось давление, развилась тахикардия… аритмия… состояние её ухудшилось. Кто виноват? Объективно: никто. Но этого можно было избежать: просто сказать несколько фраз – успокоить пожилого человека.
Объяснил и описал этот феномен известный русский ученый-физиолог И. П. Павлов. Он писал: «Слово влияет на психику, на высшие регулирующие функции мозга, на весь организм, беспрерывно взаимодействующий с окружающей средой». Эту мысль усовершенствовал российский врач, доктор медицинских наук Александр Михайлович Ногаллер : «Слово не менее эффективное средство, нежели медикамент и хирургическое вмешательство. Оно способно пациента сделать союзником врача (м/с) или развести их по разным сторонам в деле исцеления». И был он прав. Слово, сказанное врачом, медицинской сестрой, может ранить, убить, но может вылечить, поднять настроение, снять депрессию, исцелить, казалось бы, безнадежного больного. Одна из проблем общения в медицине в том, что медработники не учитывают последствия своих слов, объективно становясь виновниками новых заболеваний или осложнений существующих болезней. Широко известно понятие о ятрогениях – болезненных состояниях, вызванных действиями врача. Примером может служить случай, описанный Е. А. Вагнером в книге «О самовоспитании врача»:
« На приём пришел больной и мрачно сообщил:
– Доктор, у меня рак желудка, только об этом мне не говорят…
– Из чего вы это заключили?
– Я был у рентгенолога. Он сообщил лечащему врачу, что у меня желудок в форме крючка. Мне стало ясно, что у меня рак, иначе, почему же желудку быть в форме крючка? Вот уж год я болею…»
Пациент не знал, что желудок всегда имеет форму крючка, и целый год страдал из-за неосторожно сказанной фразы. В последние годы к ятрогениям добавился термин "сорроригения" – вредное психическое воздействие медицинских сестер. Иногда можно слышать, как во время обходов медсестра докладывает врачу: "У больного частый пульс, высокое артериальное давление, резко повысилась температура". Такое сообщение, сказанное в присутствии больного, может сильно на него подействовать, особенно если он мнителен и тревожен.
Подобное происходит в связи с непониманием «медицинского языка», шуток и сравнений, вызывающим у пациента переживания, страх и депрессию. Известны случаи суицидальных попыток, одна из которых описана советским психиатром Л. Богданович: «Один молодой врач-уролог, желая показать свою учёность, рассказал своему особо впечатлительному больному о «наследственной органической недостаточности», используя при этом множество профессиональной лексики. Пожилому больному объяснения не были понятны, но переспрашивать врача было стыдно, и он ушел домой под впечатлением. В эту ночь он пытался покончить жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку: «Немыслимо жить под вечным гнетом наследственных болезней. Я так любил жизнь и людей, как тяжело мне с этим расставаться! Но разве можно продолжать жизнь человеку, неполноценному во всех отношениях…». К счастью, окружающие люди не дали ему умереть, а копию предсмертной записки передали врачу как напоминание о непрофессионализме».
Страх, посеянный в душе больного, - плохой соратник по борьбе с болезнью. Медицинский работник должен оставлять больного не с тоской в душе, а с верой и надеждой. Даже если мы не сможем вылечить больного, наш долг – утешить его. Надо следовать совету средневекового французского хирурга Амбруаза Парэ: «Цель медицины – если возможно, - вылечить, если нет – облегчить, но всегда – утешить».
Существует и другая, наиболее часто встречающаяся проблема – недостаток общения. При поступлении в стационар, на приёме в поликлинике и в любом другом ЛПУ медицинские работники должны в первую очередь успокоить пациента (даже если он не показывает своего волнения), информировать обо всём, что будет происходить, и ответить на его вопросы. К сожалению, этим зачастую пренебрегают, оставляя пациента в неведении и наедине с собой. Это не голословные обвинения. Проходя практику в стационарах и поликлиниках города, мне не раз приходилось видеть в глазах больных растерянность, беспомощность, непонимание и даже страх. Я была свидетелем того, что пациентка с сахарным диабетом не знала о сущности назначенного ей девятого стола и продолжала употреблять запрещенные продукты. Многие пациенты осуществляли несвоевременный прием лекарственных средств, не знали об их побочных действиях и, соответственно, паниковали при их проявлении; больные неправильно собирали мочу на анализ; неверно осуществляли подготовку к различным исследованиям… Этот список можно продолжать.
Больным необходима грамотная доступная информация: о правилах приема лекарств, режиме, методах диагностики, о результатах исследования. В наш век человеческое слово затерялось, его заменила техника. Но даже при этом пациентам нужно объяснять, что делать в той или иной ситуации с аппаратурой, как настроить её для более комфортного состояния. К сожалению, люди ищут альтернативу. Например, самолечение по сети Интернет. Это не просто вредно, а смертельно опасно, когда люди назначают себе курсы выбранных препаратов при самостоятельно поставленном диагнозе. С этим необходимо бороться. Почему больные ищут ответы в Интернете? Потому что не получают их от медперсонала. «Какими бы ни были изыски современной медицины, её технические возможности, человек всегда будет верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание» - напоминает А. Экзюпери.
С целью выявления значимости профессионального общения проведено исследование методом анкетирования на базе ГБ №26, в котором приняли участие 20 пациентов и 20 врачей и медсестёр. В анкете было перечислено 9 качеств, характеризующих медицинского работника: любовь, милосердие, доброта, порядочность, сострадание, честность, общительность, позитивность, трудолюбие. Среди них респонденты должны были выделить наиболее важные. Результаты показали, что для пациентов общительность стоит на 4 месте после таких качеств как любовь, милосердие и доброта. Группа медработников поставила общение на предпоследнее место.
Общение медицинского работника с пациентом сохраняет свою значимость и в настоящее время. Начиная свою практическую деятельность, необходимо об этом помнить. Задача современного медика - привнести нечто важное: полезное и высокоэффективное. Мы, имеющие всё необходимое для достижения этой цели, должны идти вперёд, учитывая ошибки прошлого, анализируя настоящие и предупреждая будущие.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.