Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Доклад для Международной научно-практической конференции «Как наше слово отзовется» на тему: Адекватное профессиональное общение как лечебный фактор

25.01.2018 126 192
Трилешинская Татьяна Александровна
Трилешинская Татьяна Александровна, преподаватель

Мелкоступова Тереза
Мелкоступова Тереза, студентка

Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач.

В.М. Бехтерев

Достижения современной науки и бурный технический прогресс позволяют совершенствовать практическую деятельность во всех отраслях медицины. Появляются новые методы исследования, диагностики и лечения, что требует от медицинского работника углубления знаний в узком профиле. И создается ситуация, когда восприятие больного человека сводится к конкретной патологии органа или системы, в то время как психологические особенности, характер, личность пациента постепенно отходят на задний план. Эта проблема современной медицины названа одной из самых актуальных, несмотря на то, что её решение – проявление фундаментальных качеств медработника – гуманности и добродетели. 

Умение видеть психологическое состояние пациента необходимо, потому что болезнь делает даже самого сильного и рассудительного человека слабым, по-детски беспомощным. Пациент становится чувствительнее, быстрее воспринимает всё, что слышит и видит, поэтому больше подвержен вредоносным психическим воздействиям. Единственным его защитником и помощником является медик – носитель силы, бодрости и уверенности в благополучном исходе заболевания.

Известный американский врач и ученый Т. Харрисон писал: «Больной ждет от врача такта, дружелюбия и понимания, ибо он [больной] не являет собой коллекцию синдромов, нарушенных функций, поврежденных органов и расстроенных чувств. Он – человек, полный страданий и надежд, ищущий облегчения, помощи и обретения уверенности».  Один из самых эффективных видов ухода за любыми пациентами – психогигиена общения, которая предупреждает возникновение не только психических, но и соматических заболеваний, таких как гипертония, инфаркт, кожные болезни и проч. Представьте ситуацию: пожилая женщина идет на исследование, о котором ничего не знает. Никто не рассказал ей о нём, а спросить  у медперсонала  она постеснялась. Встала пациентка в очередь и занервничала. Вдруг повысилось давление, развилась тахикардия… аритмия… состояние её ухудшилось. Кто виноват? Объективно: никто. Но этого можно было избежать: просто сказать несколько фраз – успокоить пожилого человека.

Объяснил и описал этот феномен известный русский ученый-физиолог  И. П. Павлов. Он писал:  «Слово влияет на психику, на высшие регулирующие функции мозга, на весь организм, беспрерывно взаимодействующий с окружающей средой».  Эту мысль усовершенствовал российский врач, доктор медицинских наук Александр Михайлович Ногаллер : «Слово не менее эффективное средство, нежели медикамент и хирургическое вмешательство. Оно способно пациента сделать союзником врача (м/с) или развести их по разным сторонам в деле исцеления». И был он прав. Слово, сказанное врачом, медицинской сестрой, может ранить, убить, но может вылечить, поднять настроение, снять депрессию, исцелить, казалось бы, безнадежного больного. Одна из проблем общения в медицине в том, что медработники не учитывают последствия своих слов, объективно становясь виновниками новых заболеваний или осложнений существующих болезней. Широко известно понятие о ятрогениях – болезненных состояниях, вызванных действиями врача. Примером может служить случай, описанный Е. А. Вагнером в книге «О самовоспитании врача»:

« На приём пришел больной и мрачно сообщил:

– Доктор, у меня рак желудка, только об этом мне не говорят…

– Из чего вы это заключили?

– Я был у рентгенолога. Он сообщил лечащему врачу, что у меня желудок в форме крючка. Мне стало ясно, что у меня рак, иначе, почему же желудку быть в форме крючка? Вот уж год я болею…»

Пациент не знал, что желудок всегда имеет форму крючка, и целый год страдал из-за неосторожно сказанной фразы. В последние годы к ятрогениям добавился термин "сорроригения" – вредное психическое воздействие медицинских сестер. Иногда можно слышать, как во время обходов медсестра докладывает врачу: "У больного частый пульс, высокое артериальное давление, резко повысилась температура". Такое сообщение, сказанное в присутствии больного, может сильно на него подействовать, особенно если он мнителен и тревожен.

Подобное происходит в связи с непониманием «медицинского языка», шуток и сравнений, вызывающим у пациента переживания, страх и депрессию. Известны случаи суицидальных попыток, одна из которых описана советским психиатром Л. Богданович: «Один молодой врач-уролог, желая показать свою учёность, рассказал своему особо впечатлительному больному о «наследственной органической недостаточности», используя при этом множество профессиональной лексики. Пожилому больному объяснения не были понятны, но переспрашивать врача было стыдно, и он ушел домой под впечатлением. В эту ночь он пытался покончить жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку: «Немыслимо жить под вечным гнетом наследственных болезней. Я так любил жизнь и людей, как тяжело мне с этим расставаться! Но разве можно продолжать жизнь человеку, неполноценному во всех отношениях…». К счастью, окружающие люди не дали ему умереть, а копию предсмертной записки передали врачу как напоминание о непрофессионализме».

Страх, посеянный в душе больного, - плохой соратник по борьбе с болезнью. Медицинский работник должен оставлять больного не с тоской в душе, а с верой и надеждой. Даже если мы не сможем вылечить больного, наш долг – утешить его. Надо следовать совету средневекового французского хирурга Амбруаза Парэ: «Цель медицины – если возможно, - вылечить, если нет – облегчить, но всегда – утешить». 

Существует и другая, наиболее часто встречающаяся проблема – недостаток общения. При поступлении в стационар, на приёме в поликлинике и в любом другом ЛПУ медицинские работники должны в первую очередь успокоить пациента (даже если он не показывает своего волнения), информировать обо всём, что будет происходить, и ответить на его вопросы.  К сожалению, этим зачастую пренебрегают, оставляя пациента в неведении и наедине с собой.  Это не голословные обвинения.  Проходя практику в стационарах и поликлиниках города, мне не раз приходилось видеть в глазах больных растерянность, беспомощность, непонимание и даже страх. Я была свидетелем того, что пациентка с сахарным диабетом не знала о сущности назначенного ей девятого стола и продолжала употреблять запрещенные продукты. Многие пациенты осуществляли несвоевременный прием лекарственных средств, не знали об их побочных действиях и, соответственно, паниковали при их проявлении; больные неправильно собирали мочу на анализ; неверно осуществляли подготовку к различным исследованиям… Этот список можно продолжать. 

Больным необходима грамотная доступная информация: о правилах приема лекарств, режиме, методах диагностики, о результатах исследования.  В наш век человеческое слово затерялось, его заменила техника. Но даже при этом пациентам нужно объяснять, что делать в той или иной ситуации с аппаратурой, как настроить её для более комфортного состояния. К сожалению, люди ищут альтернативу. Например, самолечение по сети Интернет. Это не просто вредно, а смертельно опасно, когда люди назначают себе курсы выбранных препаратов при самостоятельно поставленном диагнозе. С этим необходимо бороться. Почему больные ищут ответы в Интернете? Потому что не получают их от медперсонала. «Какими бы ни были изыски современной медицины, её технические  возможности, человек всегда будет верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание» - напоминает А. Экзюпери.

С целью выявления значимости профессионального общения проведено исследование методом анкетирования на базе ГБ №26, в котором приняли участие 20 пациентов и 20 врачей и медсестёр. В анкете было перечислено 9 качеств, характеризующих медицинского работника: любовь, милосердие, доброта, порядочность, сострадание, честность, общительность, позитивность, трудолюбие. Среди них респонденты должны были выделить наиболее важные. Результаты показали, что для пациентов общительность стоит на 4 месте после таких качеств как любовь, милосердие и доброта. Группа медработников поставила общение на предпоследнее место.

Общение медицинского работника с пациентом сохраняет свою значимость и в настоящее время. Начиная свою практическую деятельность, необходимо об этом помнить. Задача современного медика - привнести нечто важное: полезное и высокоэффективное. Мы, имеющие  всё необходимое для достижения этой цели, должны идти вперёд, учитывая ошибки прошлого, анализируя настоящие и предупреждая будущие.

 

Оригинал работы:

Доклад для Международной научно-практической конференции «Как наше слово отзовется» на тему: Адекватное профессиональное общение как лечебный фактор




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*