Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проведение учебных деловых игр при обучении студентов иноязычной речевой деятельности

23.01.2018 237 308
Штабкина Юлия Сергеевна
Штабкина Юлия Сергеевна, преподаватель

Александровский сельскохозяйственный колледж

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, на котором можно смоделировать различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Это позволяет обеспечить комплексное использование имеющихся у них знаний предмета, совершенствовать их иноязычную речь, так как дает возможность студен­там более полно овладеть иностранным языком как средством профессионального общения.

В основе учебной деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей, ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, прису­щими только этому виду учебной работы чертами, без которых игра не может считаться деловой:

  • моделированием в игре приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их);
  • поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;наличием конфликтных ситуаций;
  • обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли;
  • описанием объекта игрового имитационного моделирования;
  • контролем игрового времени;
  • системой оценки хода и результатов игры, заранее разра­ботанной и используемой в данной игре;
  • правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования.

Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессио­нальной деятельности, обучаемых. В связи с этим моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде все­го, основных сфер профессиональной деятельности будущего (или проходящего курс повышения квалификации) специалиста.

Деловая игра полезна именно потому, что позволяет ее участни­кам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность, упражняться в профессиональной компетенции.

Последовательность разработки деловой игры на иностранном языке включает следующие моменты:

  1. Определение проблемы, темы предмета, содержания и учеб­ной цели игры.
  2. Определение подлежащих моделированию основных признаков профессиональной деятельности обучаемых.
  3. Выделение основных этапов деловой игры, типичных проблемных ситуаций, основных факторов, предопределяющих характер и динамику игры.
  4. Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры игры, функций ее участников, характера их межролевого взаимодействия в совместной игровой деятельности.
  5. Подготовку сценария игры.
  6. Определение правил игры.
  7. Разработку системы критериев оценок результатов игры и показателей для оценки игровых действий.
  8. Распределение ролей между участниками игры.
  9. Составление инструкций для организатора игры, арбитров, судей и игроков; разработку соответствующих общих и инди­видуальных рабочих материалов для участников игры.

1. Определение проблемы, темы, предмета, содержания и учебной цели игры.

Сама сущность деловой игры определяет основную ее цель - выработку и повышение профессиональной компетенции обучаемых. Определение основной проблемы и темы игры уточняет цель, ориентируя ее на конкретные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и решение ряда проблемных задач профессионального характера.

Проблема деловой игры должна отражать один из ключевых моментов будущей профессиональной деятельности обучаемых, связанных с необходимостью приобретения профессиональных навыков и умений, опыта их использования и формирования профессиональ­ной компетенции в решении задач совместной деятельности.

Тема игры определяется в соответствии с учебной программой с учетом ее эффективности при подготовке специалиста.

Предмет игры составляют: моделирование (воспроизведение) в учебных условиях всех наиболее значимых сущностных признаков и условий определенного отрезка будущей (потенциальной) профессиональной деятельности обучаемых, управление меняющимися условиями отношений участников игры, исполняющих роли реальных участников совместной профессиональной деятельности, и управление как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессиональных решений.

Содержание деловой игры определяется конкретными учебными целями, содержанием конкретного отрезка моделируемой профессиональной деятельности, целями и предметным содержанием профессиональной подготовки будущих специалистов, местом игры в ее системе, степенью включенности игры в учебную деятельность обучаемых.

Все это позволяет определить условия деятельности, которые будут моделироваться в игре, сферу и место деятельности, содержание учебного материала и характер учебных заданий, роли и функции ее участников.

2. Определение подлежащих моделированию основных признаков про­фессиональной деятельности обучаемых.

При разработке деловой игры определяются основные сущностные признаки профессиональной деятельности, которые необходимо моделировать:

  • место, сфера, время деятельности;
  • функциональная направленность конкретного ее отрезка или формы;
  • предмет и цели деятельности;
  • содержательная структура и компоненты, ролевая структура деятельности и ролевой репертуар каждого исполнителя; функции всех значимых профессиональных действий;
  • типичные проблемные и рядовые ситуации деятельности;
  • характерные типы взаимодействия ее исполнителей;
  • количественные и качественные характеристики;
  • критерии и показатели процесса и эффективности деятельности;
  • взаимодействие речевых и неречевых форм деятельности;
  • характер речевого общения в ходе совместного решения про­фессиональных задач и реализации проблемных ситуаций;
  • профессионально значимые качества и характеристики личности, профессиональные навыки и умения.

3.Выделение основных этапов деловой игры, типичных проблемных ситуаций, основных факторов, предопределяющих характер и динамику игры.

Деловая игры делится на этапы, имеющие самостоятельное содержание и свои конкретные учебные цели, совокупность которых обеспечивает достижение общей цели деловой игры. Для каждого этапа определяются конкретные проблемные ситуации и задания взаимосвязанного и взаимообусловленного характера, представленные в деловой игре таким образом, что выполнение заданий, решение проблем на предыдущем этапе влияют на результаты последующего. На каждом этапе предусматривается возможность изменения условий их выполнения: изменение или введение предлагаемых обстоятельств, подбор вариантов решения, введение новых, более сложных заданий, изменение функций и ролевого репертуара игроков, замена игроков.

К основным факторам, предопределяющим характер и динамику деловой игры, относятся: изменяющиеся обстоятельства и ситуации, реализация мотива достижения в решении отдельных задач и поста­новка новых, вытекающих из сделанной работы, проблем и задач, из­меняющиеся цели и дифференциация целей участников, учет инди­видуальных особенностей участников игры, характер их межролевого и межличностного взаимодействия, социальный и профессиональный опыт, сформированность профессиональных навыков и умений, навыки и умения профессионального мышления, фонд общих и ин­дивидуальных знаний, наличие общего языка, степень владения ино­странным языком.

4.Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевойструктуры игры, функций ее участников* характера их межролевого имежличностного взаимодействия.

Цели и задачи деловой игры реализуются в действиях участников игры, в ходе исполнения ими своих функций. При определении конкретных целей игры учитываются ее учебные цели, особенности профессиональной деятельности обучаемых: функционально-должностные обязанности, сфера и круг профессионального общения, ролевая структура деятельности и общения, типичные профессиональные действия, место и функции иностранного языка как языка общения.

В процессе разработки игры детально определяются функции каждого игрока, перечень его обязанностей и ролевой репертуар, типы взаимодействия с другими участниками игры. Кроме того, в правилах игры оговариваются нормы поведения участников игры и этикет.

В деловой игре обеспечивается мобильность ролевой структуры и исполнение обучаемыми разных ролей, их смена в зависимости от этапа, конкретной проблемной ситуации и решаемой профессиональной задачи.

Это обеспечивает большой диапазон игровых действий, более полное решение задач профессионального характера, а также формирует навыки и умения практического использования профессиональных знаний, создает условия для речевой деятельности на иностранном языке в различных профессиональных ситуациях.

5. Подготовка сценария игры.

Деловая игра представляет собой модель профессиональной деятельности или ее отрезка. Поэтому основная задача в процессе подготовки игры состоит в том, чтобы «сконструировать» деятельность всех ее участников с учетом целей, мотивов, условий конкретных ти­повых ситуаций совместного решения задач всеми участниками игры в соответствии с ролевой структурой профессиональной деятельно­сти и ролевым репертуаром каждого участника, характерными взаимодействиями в условиях межролевого и межличностного общения, особенностями профессионального речевого общения на конкретном иностранном языке.

Исходным в моделировании деловой игры является подготовка сценария, который представляет собой сюжет или систему описания действий участников игры, их отношений, взаимодействия, коммуникации на основе детализации игровых ролей, исполняемых впредлагаемых обстоятельствах или условиях. Сценарий включает описание места и времени действия игры, распределение ролей, описание расположения ее участников к моменту начала игры. Сценарий деловой игры представляет собой, таким образом, развернутое изложение содержания деловой игры и последовательности ее выполнения.

Каждый этап (фрагмент) игры разбивается на эпизоды, соответственно определяются содержание каждого эпизода и его учебная цель. После этого разрабатываются тексты исходных описаний (сообщений), с помощью которых осуществляется введение участников в конкретную ситуацию.

При описании каждого эпизода указываются обязательные и возможные действия руководителя игры и каждого участника и варианты этих действий. Определяется время, необходимое участникам для вхождения в ситуацию, исходного обсуждения, выполнения заданий, принятия решений, составления сообщений, речевого общения на иностранном языке, обсуждения результатов, взаимной оценки игровых действий.

Рабочие материалы игры целесообразно разрабатывать в виде документации для организатора игры, исполнителей игровых ролей и экспертов. Описание ролей должно иметь форму должностных инструкций. Совокупность игровых ролей имитирует ролевую структуру профессиональной деятельности.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Проведение учебных деловых игр при обучении студентов иноязычной речевой деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*